Формы организации учебного процесса по русскому языку в школе

Содержание обучения русскому языку.

Планирование учебного материала. Виды планирования. Программы.

Структура уроков разных типов.

Классификация уроков.

Урок как основная форма организации учебной работы по русскому языку.

Формы организации учебного процесса по русскому языку в школе.

Планирование учебного материала. Виды планирования.

Трёхмерная модель систематики форм организации обучения

При индивидуальной форме учитель адаптирует степень сложности, трудности заданий, оказывает помощь с учетом знаний, умений и личностных качеств ученика.

Фронтальную форму обучения правильнее отнести также к общим формам обучения. Эта форма как бы усредняет всех учащихся. Учитель работает с учащимися всего класса, следит, чтобы в едином темпе они продвигались к единой цели. Однако, реально слабые отстают, а для сильных темп обучения и уровень сложности явно недостаточен.

Перечисленные формы обучения, как правило, варьируются и используются в гибком сочетании, что позволяет учителю использовать достоинства и компенсировать недостатки каждого из них.

Содержание предмета определяется прежде всего программой.

Программа имеет следующую структуру: объяснительная записка, собственно программа, приложения. В объяснительной записке определены цели и задачи обучения русскому языку, принципы, на основе которых структурируется курс, выявлены принципы отбора содержания обучения. Так, целью обучения является – дать знания о языке и речи и научить школьников полноценно пользоваться русским языком во всех видах речевой деятельности. Основными задачами можно назвать следующие: вооружение учащихся знаниями основ науки о языке; формирование культуры устной и письменной речи; формирование учебно – языковых умений и правописных умений и навыков; формирование коммуникативных умений и др.

Целостное, системное представление учащихся о многоуровневой организации языка обеспечивает системно – описательный принцип. А в соответствии с линейно – опережающим принципом разделы науки о языке изучаются линейно и в полном объёме. Изучение разделов (лексики, словообразования, морфологии и др.) проходит на синтаксической основе, в структуре предложений или текстов. Текстоцентрический подход обеспечивает реализацию коммуникативной напряжённости обучения.

Собственно программа содержит структуру языковой части школьного курса по классам и темам с количеством часов на каждый раздел. Названы учебно – языковые умения и навыки и коммуникативные умения и навыки, выработка которого необходима при изучении каждого конкретного раздела. Программа содержит также материалы «курсов по выбору» по классам (материалы для факультативов).

В строгом соответствии с программой учитель планирует учебный материал. Это позволяет обеспечить целостный подход к обучению, реализацию общедидактических принципов систематичности, преемственности и последовательности в преподавании русского языка. В школьной практике используется несколько видов планирования.

Наиболее распространёнными являются календарное, тематическое и календарно – тематическое. В календарных планах даётся перечень названий разделов программы, количество часов, отводимых на каждый раздел, указывается учебная четверть, месяц и неделя, в которые изучаются эти разделы. При тематическом планировании материал разделов распределяется по темам, указывается количество часов, отводимых на каждую тему. Календарно- тематическое планирование предполагает распределение всего учебного материала в целом по четвертям, месяцам, неделям с конкретизацией тем и количества часов. Кроме того, используется поурочное планирование работы учителя, т.е. непосредственно план – конспект каждого урока с указанием этапов и видов работы.

Основной формой учебной деятельности в школе является урок.
Цель урока по русскому языку – усвоение знаний о системе языка, выработка
умений применять теоретические знания в устной и письменной речи в
различных сферах общения.

Факультативные занятия организуются учителем преимущественно в тех случаях, когда разработанная им методическая система требует расширения, углубления знаний отдельных учебных тем.

Формы обучения высшей школы (семинары, собеседования, консультации, коллоквиумы, зачеты) используются для развития индивидуальных склонностей к тому или иному виду работ по русскому языку, для повышения самостоятельности учащихся в процессе обучения. Все эти формы используются в «адаптированном» виде, применительно к психологическим особенностям школьного возраста.

Внеклассная работа по русскому языку помогает в воспитании личности ребенка, способствует развитию духовности, формированию гражданственности. Формами внеклассной работы являются диспуты, выпуск литературных рукописных журналов, вечера, КВН и т.д. Они помогают в реализации межпредметных связей с литературой, историей, другими предметами.

Но, повторимся, основной формой организации учебного процесса по русскому языку является, конечно, урок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: