История экологической оценки
Впервые экологическая оценка появилась в США 1 января 1970 года, после вступления в силу «Национального закона об экологической политике» (National environmental policy act – NEPA). Этот закон предписывал инициаторам деятельности учитывать ее экологические последствия в процессе принятия решений. В частности, согласно этому закону инициаторы деятельности должны были готовить документ «Environment Impact Statement» (EIS) – «Заявление о воздействии на окружающую среду» (ЗВОС). Сама процедура получила название «Environment Impact Assessment» (EIA) – оценка воздействия на ОС (процесс); ОВОС, свойственно для России
В дальнейшем аналогичные законы были приняты другими странами. Канада приняла аналогичный закон в 1973 г., Австралия – в 1974 г. и пр. Из социалистических стран наиболее рано приняла соответствующие требования Польша – в 1980 г.
Европейское сообщество (в будущем – Европейский Союз) приняло Директиву по экологической оценке 85/337 в 1985 г, что привело к тому, что все страны-члены ЕС и страны-кандидаты на вступление в ЕС должны были включить в свое законодательство требования по введению процедур экологической оценки.
|
|
Стимулом для введения экологической оценки в развивающихся странах стало принятие требований проведения ЭО международными банками развития: Азиатским банком развития, Европейским банком, Всемирным банком и пр.
В первое время после успешного внедрения ЭО в законодательства и природоохранную практику разных стран, стали появляться всевозможные «оценки»: «социальная оценка», «культурная оценка», «экосистемная оценка» (ecological assessment) и т.д.
В последнее десятилетие, наоборот, в развитых странах прослеживаются тенденции, во-первых, интеграции различных оценок в единую «оценку устойчивости» (sustainability assessment), и, во-вторых, все большее значение (по сравнению с оценкой проектного уровня) придается стратегической оценке. Использование ЭО в качестве управляющего элемента устойчивого развития[1] особенно актуально, оно упоминается в Глобальной повестке на 21 век, т.к. позволяет учитывать экологические факторы наряду с экономическими уже на стадии формулировки целей, планирования и принятия решений об осуществлении той или иной деятельности.
В основе методологии лежат принципы превентивности, комплексности, альтернативности и демократичности.
Принцип превентивности означает, что экологическая оценка проводится до принятия основных решений по реализации намечаемой деятельности, а также, что ее результаты используются при выработке и принятии решений. Экологическая оценка должна проводиться не только до принятия решения о возможности осуществления намечаемой деятельности (например, выдачи соответствующего разрешения), но и до принятия важнейших проектных решений.
|
|
Последовательная реализация принципа превентивности приводит к необходимости стратегической экологической оценки (СЭО), предметом которой являются решения более высокого уровня, предшествующие планированию конкретных проектов.
Одним из важных принципов ЭО является анализ альтернатив. Рассмотрение и сравнение нескольких альтернатив достижения целей намечаемой деятельности и вариантов ее осуществления дает возможность принять оптимальное решение в зависимости от результатов экологической оценки.
Принцип комплексности подразумевает совместное рассмотрение и учет факторов воздействия намечаемой деятельности и связанных с ними изменений во всех природных средах, а также в социальной среде. Задача экологической оценки состоит не только в том, чтобы проследить, насколько соблюдаются «стандарты и нормативы» для отдельных компонентов природной среды, но и в том, чтобы понять, как природно-социальная система в целом отреагирует на воздействие намечаемой деятельности.
Принцип демократичности (или участия общественности) основан на том, что экологическая оценка не должна ограничиваться научно-техническими проблемами, поскольку предполагаемое воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду затрагивает интересы потенциально неограниченного круга лиц и организаций. Большинство из них не обладают какими-либо формальными полномочиями в отношении этой деятельности. Интересы общества в целом защищают разного рода системы разрешений и лицензирования, нормы проектирования. Общественность должна иметь возможность непосредственно участвовать в процессе экологической оценки, и мнение населения должно учитываться наряду с заключениями экспертов при формулировании выводов и использовании результатов процесса экологической оценки.
Поэтому экологическая оценка должна проводиться в соответствии с регламентированной процедурой, правила которые известны и понятны всем ее участникам, имеющим определенные права и обязанности.
Отсутствие демократичности, закрытость и непрозрачность процесса принятия решения часто приводят к тому, что на практике решения принимаются на основе неформальных переговоров и соглашений с участием отдельных, наиболее влиятельных заинтересованных сторон. В результате нередко страдает объективность экологической оценки.