Режим чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение — это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией РФ и законами прав граждан и организаций

Чрезвычайное положение — это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией РФ и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации. Правовую основу института ЧП определяют нормы ст. 56, 88, 102 Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», некоторых других законов. Законодательство о ЧП призвано помочь исполнительной власти устранить возникшую угрозу безопасности и в то же время не дать ей возможность восстанавливать правопорядок на основе должностной импровизации, любой ценой добиваться защиты конституционного строя. Режим чрезвычайного положения дает возможность государственным органам применять чрезвычайные меры и одновременно не позволяет использовать неограниченный набор средств принуждения, перейти границу необходимых мер. С его помощью заранее определяется административный инструментарий, который способен эффективно противостоять экстремальной ситуации, адекватно реагировать на нее.

Закон о чрезвычайном положении реализовал концепцию единого правового режима для чрезвычайных ситуаций социального и природно-техногенного характера, хотя и с некоторыми различиями в характере применяемых мер и временных ограничений. Основанием для введения ЧП являются:

чрезвычайные ситуации социально-политического характера, выражающиеся в попытках насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженном мятеже, блокировании или захвате особо важных объектов или отдельных местностей, подготовке и деятельности незаконных вооруженных формирований, а также в межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтах, которые сопровождаются насильственными действиями, создающими непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

чрезвычайные ситуации криминогенного характера, выражающиеся в массовых беспорядках, террористических актах;

чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие или могущие повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Помимо фактических оснований введения ЧП закон определяет условия, при наличии которых этот режим объявляется. В результате проявления социальных и природно-техногенных факторов должна возникнуть такая чрезвычайная ситуация (ЧС), которая реально угрожает безопасности многих граждан или конституционному строю и устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. В большинстве случаев возникновения ЧС достаточно использования срочных, неотложных административных мер без введения жестких правовых ограничений. Если они не способны нормализовать обстановку, ставится вопрос о введении ЧП.

Режим чрезвычайного положения вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных субъектах РФ указом Президента РФ.

В указе Президента РФ о введении ЧП должны быть определены: а) обстоятельства, послужившие основанием для введения ЧП, и обоснование необходимости его введения; б) границы территории, на которой вводится ЧП; в) силы и средства, обеспечивающие режим ЧП; г) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений; д) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях ЧП; е) время вступления указа в силу, а также срок действия ЧП.

Срок действия ЧП, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а в отдельных местностях — 60 суток. По истечении этого срока ЧП считается прекращенным, если оно своевременно не продлевается указом Президента РФ.

В качестве основного элемента режима ЧП выступает система чрезвычайных мер — совокупность норм и административно- организационных действий, осуществляемых органами власти в целях ограничения прав граждан и организаций, возложения на них дополнительных обязанностей. Закрепляя перечень прав и свобод, которые могут быть правомерно ограничены в условиях ЧП, законодатель исходит из следующего — это должно способствовать нейтрализации, устранению угрозы безопасности и они должны быть соотносимыми с возможностью их реального ограничения. При этом не могут ограничиваться права и свободы, не подлежащие ограничению, согласно ст. 56 Конституции РФ и требованиям международно-правовых актов.

Указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного

положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений: а) полное или частичное приостановление, полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местногосамоуправления; б) установление ограничений на свободу передвижения по территории г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономическойдеятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, имеет право:

а) издавать в пределах своих полномочий приказы и распоряжения

б) устанавливать время и срок действия комендантского часа;

в) определять особый режим въезда и выезда на территорию

з) оповещать через средства массовой информации население соответствующей территории о порядке выполнения отдельных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

Меры, осуществляемые в период действия ЧП, подразделяются на:

а) совместные для режимов социального и природно-техно- генного характера — полное или частичное приостановление на территории, на которой введено ЧП, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления; установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено ЧП, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее;и др.

б) социально-политические и контркриминогенные — комендантский час, предварительная цензура, приостановление деятельности общественных объединений, препятствующих устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧП; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; и др

в) природно-техногенные — временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий; и др

108. Организационно-правовые основы обеспечения обороны РФ.

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Основным правовым актом, закрепляющим основы организации обороны Российской Федерации, является Закон Российской Федерации от 24 апреля 1996 года «Об обороне».

Организация обороны включает правовое регулирование вопросов обороны; прогнозирование и оценку военной угрозы; военную политику и доктрину; военное строительство и поддержание в необходимой боевой готовности Вооруженных Сил; проведение мероприятий гражданской обороны; совершенствование оружия и военной техники; развитие военной науки; обеспечение военной тайны и др. Кроме того, согласно Закону РФ «Об обороне», к обороне страны привлекаются Пограничные войска ФСБ РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, Служба внешней разведки РФ, органы Федеральной службы безопасности и иные органы.

Основой обороны являются Вооруженные Силы Российской Федерации, которые призваны защищать суверенитет, территориальную целостность, другие важные интересы Российской Федерации в случае совершения вооруженной агрессии против нее. Они могут быть также использованы для выполнения задач, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации (например, в качестве миротворческих сил).

Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. N 146 "О Военной доктрине Российской Федерации". Военная доктрина Российской Федерации является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации. Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Военная доктрина отражает приверженность Российской Федерации использованию политических, дипломатических, правовых, экономических, экологических, информационных, военных и других инструментов защиты национальных интересов Российской Федерации и интересов ее союзников.

Президент Российской Федерации является верховным главнокомандующим и определяет основные направления военной политики Российской Федерации, утверждает военную доктрину Российской Федерации, объявляет состояние войны, вводит на территории Российской Федерации военное положение в случае агрессии или угрозы агрессии против Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию; отдает приказ Вооруженным силам Российской Федерации о ведении военных действий; и др.

Совет Федерации утверждает указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения на территории РФ или в от¬дельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач за пределами территории РФ.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению обороны страны. Оно несет ответственность, в пределах своей компетенции, за состояние и обеспечение Вооруженных Сил других войск и воинских формирований, организует оснащение их необходимым вооружением и военной техникой, материальным средствами, энергетическими и другими ресурсами по заказам; организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Непосредственное руководство Вооруженными Силами возложено на Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России).

Основными задачами Минобороны являются: выработка и проведение государственной политики в области обороны;■ нормативно-правовое регулирование в области обороны;

■ нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил, ■ координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны, ■ поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;■ осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;

■ обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, и др.

Конституция РФ (ст. 59) устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» 1998 г., «О статусе военнослужащих» 1998 г.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность включает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Военная служба делится на военную службу в кадрах и военную службу в запасе.

Военная служба в кадрах Вооруженных Сил, или действительная военная служба, — это фактическое прохождение военной службы непосредственно в составе воинских частей, экипажей кораблей, в штабах, военных учреждениях, военно-учебных заведениях, других военных организациях. Граждане, проходящие военную службу в кадрах, являются военнослужащими. Военная служба в запасе — периодическое краткосрочное несение военной службы гражданами, призываемыми из запаса для прохождения военных сборов в целях соответствующей подготовки этих граждан к военной службе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: