Язык — один из главных моментов существования общества, которое, как уже говорилось, возникло вместе с появлением человека и его сознания на основе труда. К. Маркс высказал справедливую мысль о том, что «на духе с самого начала лежит проклятие — быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков — словом, в виде языка». Язык так же древен, как и сознание. Он есть «практическая действительность сознания».
Храня в себе духовные ценности общества, будучи материальной формой конденсации идеального содержания человеческого сознания, язык выполняет роль механизма социальной наследственности. У животных нет языка в человеческом смысле, но есть специфические средства сигнализации (мимика, жесты, характерные звуки и т.п.).
Однако все эти средства сигнализации имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызванного голодом, жаждой, страхом и т.п., либо призывом к совместным действиям, или же предупреждением об опасности.
|
|
Будучи важнейшим элементом общества, язык выполняет в нем ряд функций, т. е. употребляется для решения определенных задач и реализации конкретных целей. Среди этих функций чаще всего выделяют следующие основные:
1. Номинативная (имя) — способность языка представлять мир вещей и предметов, обозначать их словами, терминами.
2. Описательная — в этой функции язык выступает как фиксация реальной ситуации в терминах «истинно», «ложно». Цель описания — сделать так, чтобы слова соответствовали миру.
3. Информативная (аккумулятивная) — получение, хранение и передача определенных знаний и информации.
4. Прагматическая — способность с помощью языка управлять поведением других людей (приказы, призывы и т.п.).
5. Оценочная — здесь реальная ситуация характеризуется в терминах «хорошо», «безразлично», «плохо». Цель оценки — сделать так, чтобы мир отвечал словам.
6. Познавательная — в этой функции язык выступает как могучее «орудие мысли».
7. Коммуникативная — здесь язык выступает универсальным средством общения людей в их деятельности.
Наиболее важными являются две последние функции, поэтому охарактеризуем их несколько подробнее.
Язык — «орудие мысли».
Мысли могут быть выражены и закреплены в языке самыми разными средствами — в формулах, чертежах, геометрических фигурах, в «языке» искусства (художественное полотно, скульптура, танец и т.п.), в действиях и поступках человека. Однако все эти средства переводятся на универсальный словесный язык. Свое адекватное выражение мысль (научная, художественная и иная) в конечном счете находит в языке — иначе мысль никак нельзя увидеть, осязать, слышать, наконец. Вот почему язык есть могучее «орудие мысли».
|
|
По мере исторического развития языка сложился так называемый язык науки. Он представляет собой систему понятий, знаков, символов, создаваемую и используемую той или иной областью научного познания для получения, обработки, хранения и применения знаний. В качестве специального языка конкретных наук обычно используется некоторый фрагмент естественного языка, обогащенный дополнительными знаками и символами. Язык науки отличается точностью и однозначностью своих понятий.
Если на первом этапе своего развития наука в основном пользуется понятиями естественного языка, то по мере углубления в предмет исследования появляются теории, вводящие совершенно новые термины, относящиеся к абстрактным, идеализированным объектам. В целом язык науки возникает и формируется как орудие познания определенной области явлений, и его специфика определяется как особенностями изучаемой области, так и методами ее познания.
Язык науки стараются строить таким образом, чтобы избежать недостатков естественного языка: многозначности терминов, расплывчатости и неопределенности их содержания, двусмысленности выражений и т.п. Это обеспечивает ясность, точность, строгость, однозначность и понятность языка науки.
Особо следует сказать о роли языка в социально-гуманитарном познании. Выработку языка в этой сфере научного познания значительно осложняет то, что в отличие от естественного гуманитарный материал достаточно индивидуализирован, плохо структурируем и типологизирован, что затрудняет его унификацию и категоризацию.
В современной литературе высказывается соображение, что язык гуманитарной теории как бы расслаивается на два фрагмента — обществоведческий (экономика, социология, философия и т.п.), где основная процедура — объяснение. Другой включает терминологический арсенал теории культуры, антропологии, психологии и т.п. и предназначен для герменевтической (понимающей) деятельности. Первый достаточно отработан, строг и точен, второй только начинает складываться. Кроме того, в социально-гуманитарном познании (особенно во втором его слое) в силу специфики его предмета значительно затруднено использование искусственного языка.