Память
Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни, прошлого опыта.
- По длительности сохранения информации (по t)
· Сенсорная память (СП)
Задача: ретикулярная формация решает вопрос о привлечении высших отделов мозга к обработке информации. Осуществляется на уровне рецепторов.
Длительность сохранения следов ¼ секунды
Объем (емкость)- неограничен
· Кратковременная память (КП)
Задача: решается вопрос достаточно ли важна информация, чтобы перевести ее в длительное хранение
Длительность сохранения следов до 20 секунд. Если информация не вводится повторно, она исчезает.
Объем (емкость) – 5- (7) –9 элементов
· Долговременная память (ДП)
Задача: организовать информацию для длительного хранения
Длительность и емкость – практически безграничны
· Оперативная память (ОП)
Задача: сохранение информации в процессе выполнения какой-либо деятельности
- По характеру участия воли
· Произвольная память – требует волевых усилий
|
|
· Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение происходит автоматически без особых усилий, при отсутствии заранее поставленной цели и специальных приемов
- По способу запоминания
· Механическая память – не опирается на понимание (через многократное повторение)
· Смысловая память – основана на обобщениях и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные стороны и отношения объектов.
4. По особенностям материала
· Двигательная память (моторная) –память на движения и их системы, позволяет формировать практические и трудовые навыки. (плавание, вязание)
· Эмоциональная память (аффективная) – память на чувства
· Образная память – связанная с информацией от органов чувств (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая)
· Словесно-логическая память – присуща только человеку, основана на использовании речи.
Процессы памяти
Запоминание
Успешность памяти зависит:
- от степени завершенности действий запоминания. Незаконченное действие запоминается лучше (Эффект Зейгарник)
- от интересов и склонностей личности. Лучше запоминается информация подтверждающая наши мысли и идеи
- от уровня мотивации (сильная мотивация и отсутствие мотивации отрицательно влияют на запоминание)
- от эмоционального настроя (очень сильные эмоции или отсутствие эмоциональной окраски отрицательно влияет на процесс запоминания)
Индивидуальные различия в памяти могут быть 2-х видов
- Преобладанием той или иной модальности – зрительной, слуховой, двигательной.
- Уровнем организации
Наглядно-образный тип – хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т.д.
|
|
Словесно-логический тип – словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т.п.
Эмоциональный тип – хорошо воспроизводятся пережитые человеком чувства.
Мнемотехники – стратегии, облегчающие запоминание
- Ассоциации (причина- следствие, вид- род, целое-часть, противоположности, последовательность, единство места и времени)
Метод Подсказки (шифровки), УКРОП – свойства внимания., Каждый охотник….Что я знаю о кругах 3,1416 – число П
- Метод Рифмовки
Примеры: жи-ши, Парашют, Жюри,брошюра, все слова запомни Юра, Чувилин чувствует, что ему сочувствуют
- Метод мест (метод Вешалки) Предварительно составляется и запоминается список конкретных мест, расположенных вдоль конкретного маршрута (или предметов в четко заданной последовательности) В каждое из них мысленно помещается предмет, который необходимо запомнить, и закрепляется ассоциацией
- Фонетический код (для цифр) чтобы запомнить число необходимо перевести цифры в буквы из которых составить слова и предложения пример однажды друзья твои чистили потертые штиблеты создавая видимость деятельности 123456789)
- Метод Визуализации – использование ярких, контрастных представлений (зрительных образов)
Воспроизведение – актуализация, оживление ранее образовавшихся в мозгу связей
Формы воспроизведения
Узнавание – возникает при повторном восприятии объекта. (найти из предложенных)
Воспоминание – осуществляется в отсутствие восприятия объекта
Припоминание – наиболее активная форма воспроизведения, во многом зависит от ясности поставленных задач, требует волевого усилия.
Реминисценция – непроизвольное воспроизведение казалось бы забытого (отсроченное воспроизведение)
Забывание – процесс приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывание
Законы забывания (памяти)
1. Закон края (закон выпадения середины) Лучше запоминается информация в начале и в конце ряда.
2. Закон забывания Эббингауза. Кривая забывания (выявлен на основе опытов работы с бессмысленными слогами). Исследовался характер забывания после первого безошибочного повторения сери слогов. В первый час забывается около 60% информации через 6 дней остается меньше 20% от общего числа информации.
3. Забывание может быть обусловлено работой защитных психических механизмов, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Следовательно, забывается то, что нарушает психическое равновесие, вызывает негативное напряжение.
Нарушения памяти
1. Ретроградная амнезия
2. Антероградная амнезия
Мышление и Речь
Мышление – познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление часто определяют как процесс решения задач.
Мыслительные операции
Анализ – мысленное разложение целого на части.
Синтез – мысленное объединение частей, свойств, действий в одно целое. Но синтез не является механическим соединением частей, не равно сумме частей
Анализ и синтез протекают в единстве
Сравнение – установление сходства или различия между предметами, признаками
Абстракция – выделение какой либо стороны, свойства объекта, отвлекаясь от остальных.
Конкретизация – возвращение мысли от абстрактного к конкретному.
Обобщение – мысленное объединение предметов по общим существенным признакам.
Мышление не только включает в себя различные операции, но и протекает на разных уровнях, в различных формах.
Виды мышления
1. С точки зрения новизны решаемых задач
|
|
- творческое (продуктивное) – создание и открытие нового продукта
- воспроизводящее (репродуктивное) применение готовых знаний
2. По характеру решаемых задач
- теоретическое
- практическое
3. По уровню развития в онтогенезе (по содержанию решаемых задач)
- Предметно-действенное (наглядно-действенное) Задачи решаются в условиях зрительного наблюдения за ситуацией, выполнения действий с предметами (характерно для детей до 3-х лет)
- Наглядно-образное Задачи решаются в плане зрительного представления ситуации, оперирования образами предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Проявляется в дошкольном возрасте (4-7 лет).
- Словесно-логическое функционирует на базе языковых средств, характеризуется использованием понятий, установлением наиболее общих закономерностей.
Этап перехода от ведущего типа наглядно-образного к словесно-логическому показан в экспериментах Жана Пиаже по сохранению количества вещества.
Все виды мышления тесно взаимосвязаны. В разных по содержанию задачах используются и эффективны различные виды и компоненты мышления.
Творческое мышление. Креативность
В Психологическом словаре креативностью называется способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации
Дж. Гилфорд рассматривает шесть параметров креативности:
· способность к обнаружению и постановке проблем;
· способность к генерированию большого числа идей;
· гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;
· оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
· способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
· способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.
Ключевым понятием, открывающим эпоху исследования творческого мышления, является понятие дивергентного мышления.
Дивергентное мышление, по Дж Гилфорду, определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях». При этом человек не концентрируется на каком-то одном способе решения проблемы, а ведет поиск одновременно по нескольким направлениям, выдвигает сразу несколько гипотез и быстро переключается с проверки одной на другую.
|
|
Основные показатели творческого мышления:
Оригинальность мысли, возможность получения ответов, значительно отличающихся от привычных. Преодоление барьеров прошлого опыта. Нестандартное мышление и восприятие мира. Быстрота и плавность возникновения ассоциативных связей. Способность к нахождению необычных ассоциативных связей между двумя разными вещами. Восприимчивость к проблеме. Нахождение противоречий в последовательности явлений. Видение новой проблемы, установление связи с другими проблемами. Беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторыми требованиями. Способность найти несколько непривычных функций объекта или его части.
Интеллект
По определению американского психолога Векслера, создавшего в1939 г. первую систему измерения интеллекта взрослого человека, Интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. В самом широком смысле слова, интеллект – это наша способность осознанно адаптироваться к окружающей среде.
Интеллект – особая форма умственной (в отличие от эмоциональной, мотивационной) активности, предназначенная для взаимодействия с окружающей действительностью и решения возникающих задач и проблем.? Как сравнить интеллект вождя племени в Новой Гвинее и студента 2 курса университета?
Идея измерения интеллекта получила свое воплощение в понятии коэффициент интеллекта (IQ), введенном В.Штерном в 1912г. и понимаемом как количественный показатель уровня интеллектуального развития.
Векслером предложена качественная классификация уровней развития интеллекта, основанная на частоте встречаемости определенного IQ в выборке.
Классификация уровней интеллектуального развития по Д.Векслеру
Величина IQ | Уровень интеллектуального развития | % встречаемости в выборке |
130 и выше | Весьма высокий интеллект | 2,2 |
120-129 | Высокий интеллект | 6,7 |
110-119 | Хорошая норма(намного выше среднего) | 16,1 |
90-109 | Средний уровень | |
80-89 | Сниженная норма | 16,1 |
70-79 | Пограничный уровень развития | 6,7 |
69 и ниже | Умственный дефект (слабоумие) | 2,2 |
Наиболее часто встречающийся уровень интеллектуальных способностей принят за условную единицу 100 баллов.