Состав затрат включаемых в себестоимость продукции

Классификация производственных затрат.

Большое значение для правильной организации учёта затрат имеет классификация затраты на производство группируют:

  1. По местам их возникновения (в цехах основного производства, вспомогательного производства, структурных подразделений);
  2. По видам продукции (для исчисления себестоимости каждого вида продукции);
  3. По видам расходов (по экономическим элементам – их 5, и по стоимости калькуляции – их 12).

Затраты на производство складываются из следующих экономических элементов:

  1. Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов);
  2. Затраты на оплату труда;
  3. Отчисления на социальные нужды;
  4. Амортизация основных фондов;
  5. Прочие затраты (почтовые, телеграфные, телефонные, командировочные, канцелярские товары).

Эта группировка является единой и обязательной для всех отраслей народного хозяйства. Группировка затрат по элементам показывает какое отношение отдельных элементов затрат. На исчисление себестоимости отдельных видов продукции затрат организация группируется по статье калькуляции. В соответствии с нормативным документом «Основные положения по планированию, учёту и калькулирование себестоимости продукции на промышленные предприятия» установлена типовая.

Группировка затрат по стоимости калькуляции:

  1. Сырьё и материалы;
  2. Возвратные отходы;
  3. Покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера сторонних организаций;
  4. Топливо и энергия на технологические нужды;
  5. Заработная плата производственных рабочих;
  6. Отчисления на социальные нужды;
  7. Расходы на подготовку и освоение производства;
  8. Общепроизводственные расходы;
  9. Общехозяйственные расходы;
  10. Потеря от брака;
  11. Прочие производственные расходы;
  12. Коммерческие расходы.

Итог первых одиннадцати статей образуют производственную себестоимость, итог всех двенадцати дают полную себестоимость продукции. Кроме этой классификации затрат могут классифицироваться по следующим признакам:

1) По участию в процессе производства – эти затраты подразделяются на основные и накладные:

a) Основные – зависят только от технологического производства и их рассчитывают на единицу продукции (счёт 20, 25);

b) Накладные – зависят только от организации производства, их учитывают на счёте 26 и распределяют пропорционально.

2) По способу отнесения затрат на себестоимость продукции – они подразделяются на прямые и косвенные:

a) Прямые – связаны с основной деятельностью и относятся на себестоимость основного вида продукции;

b) Косвенные – затраты связанные с производством нескольких видов продукции (например: затраты на содержания здания, сооружения, содержания аппарата управления).

3) По отношению к объёму производства – подразделяются на условно - постоянные и условно - переменные:

a) Условно-постоянные – величина затрат не изменяется, при изменении объёма выпуска продукции (например: начислении амортизации, затраты на рекламу, заработная плата вспомогательных работников – ремонтников);

b) Условно-переменные – абсолютная величина затраты меняются с изменением объёма выпуска продукции (например: заработная плата основного персонала, затраты на сырьё и материалы, энергию топливо).

4) По составу затрат:

a) Одноэлементные –состоит из одного элемента;

b) Комплексные – состоят из нескольких элементов.

5) В зависимости от страха:

a) Текущие –т.е. имеют частую периодичность;

b) Единовременные –имеют периодичность только один раз.

В состав затрат включается в себестоимость продукции, определён положением о составе затрат в соответствии с нормативным документом, в себестоимость включаются следующие виды затрат (ПБУ №5):

1. Затраты связанные с производством продукции;

2. Затраты связанные с использованием сырья, водных ресурсов, лесных массивов и т.д.;

3. Затраты связанные на подготовку и освоение производства;

4. Затраты некапитального характера связанные с совершенствованием технологии, с организации производства, с улучшением качества продукции, с повышением её надёжности, долговечности и др. эксплуатационных средств;

5. Затраты связанные с изобретательством и рационализаторством;

6. Затраты связанные на обслуживание производственного процесса;

7. Затраты связанные по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;

8. Затраты связанные с текущим содержанием и эксплуатации фондов природоохранного назначения;

9. Затраты связанные с управлением производства;

10. Затраты связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

11. Затраты связанные с оплатой труда;

12. Затраты связанные с отчислением в страховые фонды;

13. Затраты связанные с образованием страховых фондов и резервов в пределах норм;

14. Затраты связанные с оплатой % по получению кредитов;

15. Затраты связанные на оплату процентов по бюджетным ссудам;

16. Затраты связанные со сбытом продукции;

17. Затраты связанные с амортизационными отчислениями на восстановление основных средств, нематериальных активов;

18. Затраты связанные на плату за аренду объектов;

19. Затраты связанные на налоги, сборы, платежи и др. отчисления;

20. Затраты связанные на проведения сертификации продукции и услуги пожарной охраны и т.д.

Перечисленные выше затраты включаются в себестоимость продукции, в сумме фактических расходов. Затраты относимые на себестоимость продукции рассчитывают в отчётном периоде, к которым они относятся независимо от оплаты.

Некоторые виды расходов при определённых условиях не включаются в себестоимость продукции, а возмещаются за счёт чистой прибыли, к ним относятся:

- затраты связанные с ревизией аудиторской проверки проводимой по инициативе одного из учредителей данной организации;

- платежи за предельно-допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду.

Учёт расходов по элементам затрат.

Перечень элементовзатрат и порядок их учёта определён нормативным документом «Положением о составе затрат».

В соответствии с этим документом все затраты группируются по следующим экономическим элементам:

1. Материальные затраты.

2. Затраты на оплату труда.

3. Отчисления на социальные нужды.

4. Амортизация основных средств.

5. Прочие затраты.

1. Материальные затраты отражают себестоимость:

- сырья и материала используют на производство и хозяйственные нужды;

- себестоимость полуфабрикатных комплексных изделий запасных запчастей;

- себестоимость работ и услуг, выполняемых сторонними организациями;

- отчисления на воспроизводственные минерально-производственные базы;

- стоимость работ по рекультивации земель;

- стоимость древесины воды, топливо и всех видов покупной энергии;

- потеря от недостач в пределах норм и естественной убыли.

Стоимость материальных ресурсов относимых на себестоимость формируется исходя из цен их приобретения (НДС), комиссионные вознаграждения, таможенные пошлины, плата за транспортировку, хранения и доставку. Из затрат на материальные ресурсы вычитается стоимость возвратных отходов.

Под возвратными отходами понимаются остатки сырья, материала и других ресурсов образовавшихся в процессе производства и утратившие полностью или частично потребительские качества исходного сырья.

Возвратные отходы оценивают:

- по пониженной цене исходного материала, если они могут использовать для основного производства или для вспомогательных нужд;

Например: остатки строительных материалов, остатки опил и проката труб и т.д.

- по полной цене исходного материала, если отходы используются в качестве полноценного материала.

2. Затраты на оплату труда отражает на численную заработную плату, основных производственных рабочих включая премии, компенсирующие выплаты, затраты на оплату труда совместителей, компенсации выплачиваемые женщинам по уходу за детьми.

3. Отчисления на социальные нужды отражает обязательные отчисления по установленным законодательствам, нормам (26%) органами государственного социального страхования, пенсионного фонда, органам медицинского страхования.

4. Амортизация основных фондов отражает сумму амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, исходя из их балансовой стоимости и норм, установленных законодательством.

5. Прочие затраты отражают налоги и сборы, платежи и другие обязательные отчисления.

В прочие затраты включаются:

a) оплата в процентах по полученным кредитам;

b) оплата командировочных расходов в пределах норм;

c) расходы на подготовку и переподготовку кадров;

d) оплата услуг связи в банках, коммунальных услуг;

e) плата за аренду основных средств, отчисления в ремонтный фонд и т.д.

Учёт расходов по элементам затрат осуществляется в журнале-ордере №6.

Учёт затрат на производство продукции по стоимости калькуляции.

Перечень статей и их состав, методы распределения по видам продукции определяются «Рекомендациями по вопросам планирования, учёта и калькулирование себестоимости продукции», а также структуры производства и технологическим процессом. Группировка затрат по статьям должна обеспечить наибольшее выделение расходов, связанных с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо включены в себестоимость.

Учёт материальных затрат.

Сырьё и материалы отпускают в производство в строгом соответствии с действующими нормами расхода на сырьё, т.е. норма по массе, по объёму, по площади или по счёту. С этой целью оформляют следующие первичные документы – это Лемитно-заборные карты, требования, накладные (ф.М).

Для контроля за использованием сырья в производстве применяют 3 основных метода:

1. Метод документирования.

2. Метод партионного раскроя.

3. Инвентарный метод.

1. Метод документирования – основан на документальном оформлении всех случаев отклонений расхода сырья от установленных норм. При этом составляют акт о нарушении установленных норм, где выясняют причины отклонений и виновника. Данный метод применяют на всех промышленных предприятиях.

2. Метод партионного раскроя - сущность данного метода заключается в том, что на каждую партию отпущенного сырья и материала оформляют документ, в котором указывают количество выпускаемой по норме из этого сырья. Если произошли отклонения от норм, то в этом документе на обратной стороне выясняют причины и виновников. Данный метод широко применяется в текстильной промышленности, пищевой, металлургии.

3. Инвентарный метод – означает, что по истечению смены, суток, пятидневки или другого периода проводят инвентаризацию. Этот метод определяет фактический расход сырья на изготовление продукции.

Инвентарный метод широко применяется в молочной, мясной промышленности, в химической промышленности, металлургии и т.д.

Стоимость израсходованного сырья в производстве отражаются за минусом возвратных отходов.

Отходы можно рассматривать с двух сторон:

  • Возвратные – возвращаются в производство
  • Безвозвратные – оценке не подлежат. Например: газ, накипь, дым, пар, нагар и т.д.

Учёт затрат на оплату труда.

По статье «Заработная плата производственных рабочих» планируют и учитывают основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих и инженерно-технических работников (ИТР).

В состав основной включают:

  • Оплату по сдельным расценкам и нормам, повременную оплату;
  • Доплаты;
  • Сумма районного коэффициента;
  • Доплаты к основным сдельным расценкам и нормам, в связи с отклонением от нормальных условий производства.

Суммы заработной платы и суммы отчислений органам социального страхования распределяют по объектам калькуляции «по заказам, по видам продукции» на основании первичных документов.

Основная заработная плата производственных рабочих включается в себестоимость продукции, заказов прямым путём. Часть заработной платы, которую невозможно отнести на себестоимость распределяют пропорционально сметной ставки этих расходов на единицу продукции. Дополнительная заработная плата распределяется между видами продукции пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.

В соответствии с ПБУ о «Составе затрат» всю сумму заработной платы делят на 2 части:

  1. Заработная плата по норме.
  2. Отклонение от норм.

Отклонение определяют методом документирования, начисление заработной платы сверх норм и оформляются следующими документами:

- Наряд на перевыполнение норм;

- Листок учёта простоев;

- Наряд на исправление брака и т.д.

Для контроля за отклонениями составляют ведомость, в которой указывают причины отклонения. (Например: неисправность оборудования, отсутствие инструментов, исправление брака). А также в ведомостях этих отклонений.

Учёт расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов и платежей.

Основную часть расходов будущих периодов составляют расходы на освоение и подготовку производства. Кроме этого на расходы будущих периодов относят взносы арендной платы, расходы по ремонту основных средств (когда ремонтный фонд не создаётся). Все расходы будущих периодов учитывают на счёте 97 – активный, балансовый.

По дебиту – учитывают расходы производства в отчётном периоде.

По кредиту – списывают расходы, относящиеся к будущим отчётным периодам.

Д97 К10, 69, 70,76 …и т.д.

Ежемесячно сумма расходов по норме списывают: К97 Д20,23,25,26,29,44.

Срок списания расходов будущих периодов регламентируются законодательством, нормативными документами или указываются в учётной политики самого предприятия. (Например: расходы по ремонту основных средств, списывают ежемесячно в течение года пропорционально объёму производства продукции или равными частями). Расходы на освоение производства списывают записью К97 Д20, остальные расходы списывают на счёт 23, 25, 26.

В целях равномерного включения затрат в издержки производства в организациях создают резервы предстоящих расходов:

- Резерв на выплату отпускных;

- Резерв за выслугу лет;

- Резерв по ремонту основных средств;

- Резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год и т.д.

Созданные резервы отражают на счёт 96 «По видам резервов» - счёт пассивный, балансовый.

По кредиту – счёт отражает начисленные резервы К96 Д20,23,25,26,29,44. Фактически используют суммы резервов и списывают по Д96 К10,70,69,76.

Правильность образования и использования резервов периодически корректируют, перед составлением годового отчёта излишне начисленные суммы сторнируют (вычитают), не до численные суммы начисляют проводкой К96 Д20,23,25,26,29,44.

Учёт расходов по обслуживанию производства и управление.

Расходы по обслуживанию производства и управлению – это расходы, которые учитываются на счетах:

25-1 – расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования;

25-2 – общепроизводственные расходы;

26 – общехозяйственные расходы.

Расходы по 25-1, 25-2 отражаются по статье общепроизводственные расходы. 26 – общехозяйственные расходы отражаются по статье общехозяйственные расходы по управлению.

Особенность этих счетов заключается в том, что остатков счета не имеют в балансе, не показываются. Общая сумма по счёту 25-1. По дебету – распределяется между видами продукции изготовленной в основном производстве. Основные цеха имеют своё управление (АУП – административно – управленческий персонал) поэтому все расходы учитывают на счёт 25-2, в конце месяца эти расходы распределяются пропорционально между видами продукции либо пропорционально основной заработной плате производственных рабочих и т.д., т.е. делают запись К25-2 Д25-1. Затем счёт 25 закроют в конце месяца записью К25 Д20,23,29,44.

Аналитический учёт по счёту 25-1 ведут по каждому цеху в отдельности, при этом используют типовую номенклатуру статей:

  1. Амортизация оборудования транспортных средств;
  2. Эксплуатация оборудования (стоимость смазочных, обтирочных и вспомогательных материалов, заработной платы рабочих, отчисления на социальные нужды и т.д.);
  3. Текущий ремонт оборудования и транспортных средств;
  4. Внутризаводское перемещение грузов;
  5. Прочие расходы.

Для аналитического учёта расходы по содержанию эксплуатации оборудования используют ведомость №13 «Учёт затрат по содержанию и эксплуатации оборудования» или «Учёт затрат по цехам». Ведомость открываем на каждый цех в отдельности, и каждый месяц первого числа записи производят на основании первичных документов и разработочных таблиц. При использовании 1С-бухгалтерии форма №12 заполняется автоматически на основании бухгалтерских проводок из хозяйственного журнала.

По истечению месяца из ведомости суммы списываются на счёт 20,28 (если имеется брак). На счёт 20 (общая по счёту 25) сумма распределяется между видами продукции пропорционально основной заработной плате или пропорционально сметным ставкам.

Распределение косвенных расходов учтённых на счёте 25-2 распределяют между объектами калькуляции несколькими способами:

  1. Пропорционально основной заработной платы;
  2. Сметным ставкам;
  3. Массе и объёму продукции;
  4. Количеству отработанных рабочими человека часов.

При выборе способа необходимо учитывать специфику работы, уровень механизации, автоматизации и другой квалификации счётных работников. На счёте 25-2 «Общепроизводственные расходы» ведут учёт затрат по управлению цехом отдельно по каждому цеху. Для этого составляют ведомость учёта затрат по управлению.

Данная ведомость имеет следующие статьи:

  1. Содержание аппарата – управления цехом;
  2. Содержание прочего цехового персонала;
  3. Амортизация здания, сооружения, инвентаря;
  4. Содержания здания, сооружения, инвентаря;
  5. Текущий ремонт здания, сооружения;
  6. Испытания опыта исследования рационализация, изобретательство;
  7. Охрана труда;
  8. Прочие расходы;
  9. Потеря от простоев;
  10. Потеря от порчи ценностей при хранении;
  11. Недостачи ценностей и незавершённого производства;
  12. Прочие непроизводственные расходы.

Перечень статей затрат показывает, что учёт расходов ведётся по той же номенклатуре статей, по которой составлена смета этих расходов. Общие для всей организации расходы по управлению предприятии учитывают на счёт 26 «Общехозяйственные расходы».

Аналитический учёт ведётся по отдельным статьям, они сгруппированы в 4 раздела:

  1. Расходы по управлению организации (выданные материалы);
  2. Общехозяйственные расходы;
  3. Налоги, сборы, отчисления;
  4. Общезаводские непроизводственные расходы.

Аналитический учёт общехозяйственных затрат ведут в ведомости форме №15 («учёт общехозяйственных расходов, расходы будущих периодов и внепроизводственные расходы»). Списание производят по назначению и распределяют на основное и вспомогательное производство. В конце месяца итоговую (общую) сумму по 26 счёту списывают в журнал – ордер 10 и 10/1. В составе общехозяйственные расходы выделяют затраты, которые ограниченны нормами, лимитами для целей налогообложения.

Например: командировочные расходы, представительские и расходы на подготовку и переподготовку кадров.

Представительские расходы – это затраты связанные коммерческой деятельностью.

Учёт потерь от брака.

Статья «Потеря от брака» находиться только в отчётных калькуляциях. Браком считается изделие, которое по своему качеству не соответствует установленным стандартам, техническим условиям или договорам.

В зависимости от характера дефекта различают:

- Исправимый брак – это изделия, которые после исправления могут быть использованы по прямому назначению исправление целесообразно и технически возможно;

- Неисправимый брак – это изделия, которые не могут быть использованы по прямому назначению, исправление не возможно и не целесообразно. Неисправный брак реализуют по ценам возможного использования вторичного сырья. В зависимости от обнаружения места брака различают:

- Внутренний – это брак обнаруженный на предприятии до отправки покупателю;

- Внешний – это брак обнаруженный после отправки покупателю.

Работники ОТК (отдел технического контроля) при выявлении брака делают отметки в документах по учёту выработки. Брак оформляются актом, где указывают характеристику брака, причины, количество изделий, виновников, себестоимость брака, потеря от брака и т.д. Из отдела технического контроля документы передают в бухгалтерию, где стоимость брака калькулируют.

Акт утверждается руководителем, который решает вопрос о списании брака:

- Либо за счёт виновника;

- Либо за счёт производства.

Потери от неисправимого брака исчисляют путём вычитания из суммы себестоимости забракованных изделий сумму удерживаемую с виновника брака.

Себестоимость неисправимого брака + из фактических затрат по установленной статье расходов, кроме статей:

- Расходы на подготовку и освоение производства;

- Общехозяйственные расходы;

- Потери от брака;

- Прочие производственные расходы.

Себестоимость исправимого брака определяют исходя из стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, заработной платы рабочих занятых исправления брака отчисления на социальное страхование и доли общепроизводственных расходов.

Потери от исправимого брака определяются путём вычитания из его себестоимости сумм удерживаемых с виновником брака.

Себестоимость внешнего брака состоит из себестоимости забракованной продукции, расходов по приобретению покупателями этой продукции, транспортных расходов. Штрафы, уплаченные покупателям за поставку бракованной продукции, относят за счет прибыли на счёт 91. Синтетический учёт потери от бракаведут на счёт 28 «Брак в производстве» - счёт активный, балансовый.

По Д – себестоимость окончательного брака и затраты на исправление частичного брака Д28 К10,70,26,29,68 и т.д.

По К – списание в производство исправленного брака в зависимости от причин его возникновения.

К28 Д70 – если брак по вине работника;

К28 Д70-2 – расчеты по прочим операциям

К28 Д10 – стоимость брака по цене возможного использования;

К28 Д20,23 – если потери от брака не возмещаются их относят на затраты основного и вспомогательного производства

Аналитический учёт потери от брака ведут в каждом цехе по видам забракованной продукции и по стоимости расходов.

Учёт потерь от простоев и прочих производственных расходов.

Простои могут быть вызваны внутренними причинами, т.е. по вине самого предприятия, либо по вине поставщиков. Например: не вовремя поставлено сырьё, прекращена подача электроэнергии, стихийные бедствия.

Простои оформляют листком о простое, в котором указывают причину, время простоя, рассчитанную сумму заработной платы за простой и социальное страхования. В состав потерь от простоев включают заработную плату работника за время простоя, отчисления на социальное страхования, стоимость сырья, энергии и т.д. Простои по внутренним причинам учитывают по статье «Общепроизводственные расходы».

В состав потерь от простоев по внешним причинам включают долю общепроизводственных расходов и все статьи, которые относятся к внутренним причинам. Потери относят на виновников (на виновное предприятие) и включают в статью «Прочие потери» если они не подлежат возмещению. Потери от стихийных бедствий списывают за счёт прибыли предприятия (через 99 счёт).

Расходы на гарантийное обслуживание, ремонт продукции, отчисления на расходы по технической пропаганде, на стандартизацию показывают по статье «Прочие производственные расходы». Производственные расходы относят на себестоимость продукции прямым путём, если это не возможно, то распределяют между видами продукции пропорционально их производственной себестоимости.

Учёт и инвентаризация незавершённого производства.

При исчислении себестоимости затраты отчётного месяца корректируют на разницу стоимости незавершённого производства на начало и конец месяца. Т.е. к стоимости НЗП на начало месяца прибавляют затраты отчётного месяца и вычитают стоимость незавершённого производства на конец месяца.

Фактические затраты на производство продукции = Сн + ОД (затраты отч.мес.) – Ск (остаток НЗП)

ОК – фактическая себестоимость выпущенной продукции

ОК = Сн + ОД – Ск

Д К

Сн Фактическая себестоимость выпущенной продукции
ОД ОК
Сн  

К незавершённому производству относится продукция, не прошедшая всех стадий обработки, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытаний и технической приёмки.

Объём незавершённого производства определяется следующими методами:

- Фактическим взвешиванием;

- Штучным учётом;

- Объёмным измерением;

- Условным пересчётом;

- По данным партийного учёта.

Остатки незавершённого производства на конец отчётного периода в массовом и серийном производстве оценивают в балансе:

- по плановой или нормативной производительности себестоимости;

- по неполной себестоимости в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов;

- по прямым стоимости расходов;

- по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве незавершенного производства в балансе отражают по фактической себестоимости, для уточнения данных проводят инвентаризацию.

При инвентаризации определяют:

1. Изделия незаконченные обработкой;

2. Комплектность незавершённого производства;

3. Выявляют остатки незавершённого производства аннулированным заказам.

В зависимости от специфики и организации производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склад все ненужные материалы, а также продукцию, законченную обработкой. Инвентаризация проводиться отдельно по каждому подразделению и составу инвентаризационной описи, где указывают наименование заделов, стадий обработки, степень готовности, количество или объём.

Сырьё и материалы, находящиеся на рабочих местах и не подвергавшиеся обработке в опись не включаются. Забракованные детали оформляются отдельной описью. При выявлении недостач или излишков выясняют причины виновных лиц и делают запись.

Д94 К20,23 – на общую сумму недостать

Д25,26 К94 – при отсутствии виновных лиц

Д73 К94 – по вине работников

Д20 К99 – на сумму излишков

Учёт полуфабрикатов собственного производства и их оценка.

Полуфабрикаты собственного производства могут быть использованы в самом производстве или реализованы другими организациями в качестве материалов или комплектующих изделий.

Например: пряжа в текстильной промышленности, резина, клей и т.д.

Для получения информации о наличии и движении полуфабрикатов организации ведут обособленный учёт полуфабрикатов на счёт 21 – активный, балансовый.

По Д – расходы по изготовлению продукции

По К – полуфабрикаты списывают на счёт 20 – если они используются в собственном производстве и на счёт 43 – если они реализуются как готовые изделия.

Аналитический учёт ведут по местам хранения полуфабрикатов и по наименовании (по видам, сортам, размерам). В балансе полуфабрикаты оцениваются как незавершённое производство, если продукция не использует счёт 20 и в балансе показывают по стоимости незавершённого производства.

Учёт затрат на производство и калькулирование в себестоимости продукции во вспомогательных производствах.

Вспомогательное производство обслуживает основное производство, обеспечивая водой, электроэнергией, паром различными услугами и т.д. К вспомогательным производствам относятся энергетические хозяйства, ремонтно-механические, ремонтно-строительные, цех по производству, тары, транспортные хозяйства и т.д.

Учёт вспомогательного производства осуществляется на счёте 23 «Вспомогательное производства». Счёт активный, балансовый аналогичен счёту 20, по Д – отражаются все затраты по вспомогательному производству при этом делают запись Д23 К10,70,69,25,26,28,97,96,02,43,50,51,60.

Расходы по обслуживаю производства можно накапливать на счёт 23 без предварительного накапливания на счёт 25. По окончанию месяца затраты вспомогательного производства распределяют пропорционально количеству потребленных услуг или производственной продукции в соответствующих единицах изменения (1кВт/час, 1гКалл, 1тПара, тыс. м3, 1 м3 – воды 1 час работы автомобиля, 1т груза оборота).

При журнально – ордерной форме учёта, учёт затрат по каждому цеху осуществляется в ведомости №12 «Ведомость учёта затрат обслуживающих в производстве хозяйства». В этой ведомости затраты учитывают по отдельным видам продукции и по статьям затрат. Итоги за месяц переносят из ведомости в журнал – ордер №10. К фактической себестоимости производственной продукции списывают на счёт 23 в Д счетов – 20,29,43, 08, 10, 21, 28, 97 и т.д.

Сводный учёт затрат на производство.

При журнально-ордерной форме учёта осуществляется сводный учёт затрат в журнальном ордере №10.

Он заполняется на основании итоговых данных ведомости:

1. Форма №12 – учёт затрат цехов;

2. Форма №13 – учёт затрат обслуживающие производств и хозяйств;

3. Форма №14 – учёт потерь в производстве;

4. Форма №15 – учёт общехозяйственных расходов, расходы будущих периодов и внутрипроизводственных расходов.

Указанные ведомости составляют на основании разработочных таблиц по распределению сырья, заработной платы, услуг вспомогательного производства, начисления, амортизации, листков – расшифровок по прочим денежным расходам. В журнал – ордер записывают суммы кредитовых оборотов счетов, которые относятся (распределяются) по счетам 20, 23. Запись сумм в журнал – ордер – шахматная, что обеспечивает получение данных о затратах по отдельным элементам затрат и по статьям калькуляции.

По окончанию месяца итоговые данные переносят в журнал – ордер №10/1. Итоги двух ордеров разносят по счетам главной книги. Дебетовые обороты из журнала – ордера №10, а кредитовые из журнала – ордера №10/1. Данные двух ордеров используют для расчёта себестоимости товарной продукции по статьям калькуляции. В программе 1С: Бухгалтерия вся информация о затратах группируются по корреспондирующим счетам. Таким образом, автоматически составляют ведомость оборотов по счёту 20.

Сводный учёт затрат организуется по двум вариантам:

- полуфабрикатные

- бесполуфабрикатные

При первом варианте движении полуфабрикатов из цеха в цех оформляются бухгалтерскими записями, и себестоимость рассчитывается после каждого передела. При этом на счёте основное производство затрат на сырьё и материалы повторяются столько раз, сколько переделов существует на предприятии. Бухгалтерские записи повторяются столько раз, сколько фаз обработки проходит сырьё и материалы. Такое наслоение ранее учтённых затрат осложняет учёт и возникает необходимость отчистки сводных показателей от внутризаводского оборота.

Сырьё Затраты 2 перелел
Сырьё + Затраты 1 передел

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: