У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная – речевая деятельность. Без нее невозможна никакая другая, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу деятельности.
Речевая деятельность – это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия). Психолог Л. С. Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т. е. превращения ее в слово.
Речевая деятельность состоит из речевых действий (актов), которые представляют собой подготовку и реализацию высказывания, целиком, независимо от его объема (это может быть реплика в диалоге, рассказ и т. д.)
В лингвистике наиболее известна схема речевого акта, предложенная Р. О. Якобсоном. Она включает следующие основные компоненты: говорящий (адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой производится высказывание, допустим, официальное собрание, семейный обед), передаваемая информация (сообщение).
Выделяют 3 ступени речевого акта: подготовка и исполнение высказывания, его восприятие и понимание, обратная связь.
Первая ступень состоит из этапов:
1) Возникновение ситуации, побуждающей к выражению мыслей. Например, менеджер готовит проект договора, журналист берет интервью и другие.
2) Мотивация. Потребность высказывания, порождаемая жизненной ситуацией, постепенно осознается, превращается в конкретную, ясную цель (мотив), которая начинает руководить действиями автора.
3) Вероятностное прогнозирование (интенция). Намерение произнести фразу как бы подвергается проверке, решается, к кому будет обращена речь, с какими интонациями, громкостью, скоростью она прозвучит.
4) Внутренний план, определяющий содержание и структуру сообщения.
5) Языковое структурирование – это три операции подготовки средств языка на внутреннем уровне: выбор слов, определение порядка слов и словосочетаний, средств связи лексических единиц.
6) Переход к внешней речи происходит по законам фонетики или по правилам графики.
На второй ступени выделяются собственные «шаги»:
1) Прием звукового сигнала.
2) Анализ акустического потока с точки зрения фонетики того или иного языка. На данном этапе перципиент начинает понимать слова.
3) Узнавание значения каждого фонетического слова – единицы, имеющей одно словесное ударение (например, лес, шумит, на – столе, из – лесу, сделал – бы).
4) Расшифровка грамматических связей между словами.
5) Включение фразы в контекст, связывание с предыдущими репликами.
6) Понимание второго, дополнительного, переносного смысла. На этом уровне воспринимаются тропы (метафора, метонимия, ирония и др.), аллюзия (намек).
7) Оценка языкового мастерства говорящего.
Третья ступень – обратная связь – понимается широко: это вопросы; реплики; письма на телестудию после интересной передачи; голосование на выборах депутатов Думы после долгой предвыборной агитации за того или иного кандидата; ответы учащихся на уроке или экзамене; толпа покупателей у дверей магазина после вчерашней телерекламы…
Полный цикл речевого акта завершается новым действием – свидетельством результативности высказывания.
Различают четыре вида речевой деятельности: два из них производят текст – говорение, письмо, а другие – слушание (аудирование) и чтение – осуществляют восприятие.
Процессы говорения и слушания чрезвычайно сложны. Остановимся подробнее на процессе слушания. Как правило, мы не умеем слушать собеседника.
Различают 2 способа слушания: нерефлексивное (пассивное) и рефлексивное (активное).
Нерефлексивное (пассивное) состоит в умении не вмешиваться в речь говорящего своими замечаниями, в способности внимательно молчать. Этот способ требует значительного физического и психологического напряжения, определенной дисциплины. Нерефлексивное слушание обычно используется в таких ситуациях, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает высказать свое отношение к тому или иному событию.
Рефлексивное (активное) заключается в активной обратной связи, оказании помощи в выражении мыслей. Этот способ особенно уместен, если партнер по общению ждет поддержки, одобрения, если необходимо глубоко и точно уяснить информацию.
Основными приемами рефлексивного слушания являются: выяснение, перефразирование, резюмирование, подтверждение контакта.
Выяснение, т. е. обращение к собеседнику за уточнениями, чтобы получить дополнительные факты, суждения. (Например, «Я Вас не понял. Не повторите ли еще раз?», «Что Вы имеете в виду?»).
Перефразирование - «передача» чужого, только что произнесенного высказывания в другой форме («Как я Вас понял…», «По Вашему мнению…», «Другими словами, Вы считаете…»).
Резюмирование – подведение итогов услышанного («Если обобщить сказанное Вами, то …», «Вашими основными идеями, как я понял, являются…».
Подтверждение контакта – приглашение высказываться свободно и непринужденно. При этом речь сопровождается репликами типа «Это интересно», «Да», «Понимаю Вас», «Приятно это слышать».