Проблема направленности общественного развития

Вопрос о направленности человеческой истории относится к числу тех, которые были и остаются предметом весьма острых дискуссий. Это естественно, т.к. общественная жизнь свидетельствует о том, что в мире происходят необратимые изменения; вопрос же о характере этих изменений никогда не был безразличным для людей: ответ на него привносит в понимание истории то ценностное измерение, которое отличает собственно философское видение истории. От ответа на данный вопрос зависит выработка тех или иных способов для ориентации человека в мире, практическое поведение людей. В истории философии сложилось несколько вариантов решения вопроса о направленности человеческой истории:

1. Исторические изменения регрессивны.

2. История есть циклический круговорот.

3. Исторические изменения есть прогресс.

Уже в древности возникает представление об определённой направленности происходящих в мире изменений. Правда, для большинства античных авторов история — простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное. В целом история изображается двояко:

либо как регрессивный процесс (нисхождение от древнего «золотого века») - Гесиод, Сенека;

либо как циклический круговорот, связанный с повторением одних и тех же стадий - Полибий, Аристотель.

Впервые идея регрессивного характера общественного развития сформулирована и обоснована у Гесиода (VIII в. до н.э.) в легенде о пяти поколениях людей: золотом, серебряном, медном, бронзовом и железном. Золотое и серебряное относятся ко временам господства отца Зевса Крона, три последних — ко временам Зевса. Первое поколение было создано вечными богами из золота, а сам золотой век отличался высокими нравами («жили те люди как боги»). Но от века к веку люди развращаются и в эпоху железа (современное Гесиоду общество) полностью деморализуются: «Землю теперь населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью, ни днём от труда и от горя, и от несчастий. Заботы тяжёлые дадут им боги». В результате общество погружается в пучину распрей и конфликтов, господства низменных желание и страстей. Прогноз о дальнейшем развитии событий отражён Гесиодом в басне «О соловье и ястребе», где явно прослеживается пессимизм автора: «Правду заменит кулак...Где сила, там будет и право...Стыд пропадает...От зла избавленья не будет».

В христианской историософии история представляется как процесс, идущий в определённом направлении. Однако это не имманентный процесс, а движение к некоей предустановленной цели, лежащей за рамками действительной истории (Град божий — Августин). Провиденциализм.

В циклических теориях общества была предпринята попытка пересмотреть примитивные линейные интерпретации истории, изображавших её как постепенное удаление человечества от мифического «золотого века», либо как его провиденциальное движение к грядущему искуплению. Наиболее полно идея истории как циклического круговорота (общество в целом или отдельные его сферы движутся в своём развитии по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими новыми циклами возрождения и упадка) представлена у Джамбаттисты Вико (1668 - 1774). В своём главном труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) Вико стремится выйти с поверхности исторического бытия на уровень сущности и уловить постоянный закон исторических изменений — «Вечную Идеальную историю...соответственно которой протекают во времени все отдельные истории Наций в их возникновении, движении вперёд, состоянии, упадке и конце». «Новая наука» Вико одновременно и теоретическая (т.к. её предмет — общая природа наций), и вместе с тем историческая (т.к., во-первых, нужно учитывать «движение наций», а, во-вторых, чтобы теория приобрела достоверность, общую идею следует «посмотреть на фактах»). Вико отмечает существование трёх типов времён: религиозные, героические (или «поэтические») и гражданские. Каждая из этих эпох имеет характер целостной формации со специфическими нравами, правоотношениями, особым «авторитетом власти», формой правления, способом общения и мышления.

Гражданский мир с самого начала был основан на двух вечных противоположных свойствах, вытекающих из природы вещей: 1. Плебеи всегда стремятся изменить государство, они всегда его и изменяют; 2. Благородные всегда стремятся сохранить его. В результате аристократия сменяется демократией («народной свободой»), которая со временем вырождается в анархию; тогда наконец появляется монархия как единственное средство положить конец всеобщей распре. Пороки монархического правления приводят к разложению всей социальной организации, и человечество возвращается к исходному пункту своего развития – цикл начинается заново.

Подчёркивая специфику различных исторических эпох, Вико основной своей задачей считает обоснование идеи единства мировой истории, хочет найти существенно общее и повторяющееся в истории разных народов и стран (учение о «возвращении вещей человеческих»). При этом Вико, конечно, абсолютизирует повторяемость исторических событий, что связано с провиденциалистской в целом схемой движения наций.

Становление идеи прогрессивного развития следует отнести к ХVIII веку. Наиболее полное воплощение идея прогрессивного развития нашла у Жана Антуана Кондорсэ (1743 - 1794) — работа под символическим названием «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». Символическим, т.к. Кодорсэ убеждён, что именно от успехов разума, проявляющихся в росте наук и распространении образования, зависят прогресс человечества, содержание и формы общественной жизни.

Кондорсэ отождествляет понятия «развитие» и «прогресс», но видит их противоположность понятию «регресса»: «Народы, то достигая новых успехов, то вновь погружаясь в невежество, образуют непрерывную цепь между началом исторического периода и веком, в котором мы живём». Однако, окидывая мысленным взором историю общественного развития, Кондорсэ приходит к выводу о том, что несмотря на моменты регресса, прогресс всё же пробивает себе дорогу и торжествует.

Основа уверенности в бесконечности прогресса — уверенность Кондорсэ в том, что регресс есть результат «заблуждений», «предрассудков», «случайных событий»; прогресс же общества объясняется им через природу человека, в которой, по его мнению, заложена способность безграничного совершенствования.

Как понимает Кондорсэ прогресс? – Это в первую очередь прогресс человеческого разума. Содержание прогресса у Кондорсэ – свобода, его критерийразум. Он пытается проследить процесс исторического шествия разума к своему полному освобождению, замечая, что «человек мог вступить в пользование своей естественной независимостью, лишь пройдя длинный ряд веков рабства и бедствий»; в этом ряду он вычленяет девять эпох. Наиболее мрачно оцениваются 6-я, 7-я, 8-я эпохи – феодальное средневековье. Для Кондорсэ это прежде всего «несчастное время», период упадка. Однако не только: и здесь присутствуют элементы прогресса. Именно так можно интерпретировать мысль Кондорсэ о том, что феодализм, уничтожив рабство, тем самым создал зародыши грандиозного прогрессивного переворота, который можно оценить только с учётом отдалённых последствий. Ростки будущего он видит в некоторых элементах схоластики, которая, хотя и не вела к истине в целом, но явилась зародышем современного философского анализа.

Девятая эпоха – период Великой Французской буржуазной революции – есть переходная эпоха к последней точке развития, основанной на разумной природе человека, эпохе буржуазного общества. Таким образом, «бесконечный прогресс» также имеет финал – явная абсолютизация разумности буржуазного общества (похоже на абсолютизацию Фукуямой либерального общества). Именно эту исторически ограниченную позицию критиковал в своё время Ф. Энгельс: «Теперь впервые взошло солнце, наступило царство разума. Мы знаем теперь, что это царство разума было не чем иным, как идеализированным царством буржуазии, что вечная справедливость нашла своё осуществление в буржуазной юстиции, что равенство свелось к гражданскому равенству перед законом, а одним из самых существенных прав человека провозглашена была буржуазная собственность. Государство разума оказалось и не могло оказаться на практике не чем иным, как только буржуазной демократической республикой. Великие мыслители ХVIII века не могли выйти из рамок, которые им ставила их собственная эпоха»(Т.19, С. 190).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: