Направленность Личности
Потребности – состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида.
Мотивы – форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная потребность.
Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
Направленностьвключает в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы.
Самосознание как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, самопринятие.
Самопознание – нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей.
Самопознание совершается:
1. В анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами.
|
|
2. При осознании отношения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств моей личности…)
3. В самонаблюдении своих состояний, мыслей, переживаний, анализе мотивов поступков и т.п.
Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека.
Самопознание выступает в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Самопознание может включать в себя самооценку, а может быть безоценочным.
Самооценка – компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.
Самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая их них специфическим образом проявляется в жизнедеятельности человека.
Завышение самооценки приводит к формированию таких качеств как высокомерие, самоуверенность, не критичность.
Занижение самооценки формирует робость, замкнутость, неверие в свои силы, стеснительность и т.д.
Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.
Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки и достижений в деятельности.