Принципиальная новизна философии марксизма

Принципиальная новизна философии марксизма состояла в том, что, во-первых, ее создателям удалось органически соединить диалектический метод (очистив его от мистифицированной формы) с философским материализмом (избавив тем самым его от ограниченностей, присущих прошлой его исторической форме – метафизичности, внеисторичности и др.). В результате новое философское миропонимание стало, по сути своей, диалектико-материалистическим, а диалекти­ка превратилась в учение о всеобщих законах развития природы, об­щества, человеческого мышления и универсальный метод их познания и деятельности. Во-вторых, создатели диалектико-материалистической философии впервые в истории философской мысли не только обратили внимание на значение материальной общественной практики в жизни человека и об­щества, но и убедительно показали ее неразрывную связь с теорией, ее определяющую роль в процессе человеческого познания мира. Наконец, в третьих, существеннейшим моментом формирования диалектико-материалистической философии и одновременно ее результатом была выработка материалистического понимания истории, сущность которого выражается в положении о том, что не сознание определяет общественное бытие людей, а, напротив, общественное бытие определяет, в конечном счете, их сознание. Тем самым удалось преодолеть господствовавший в прежней философии, в том числе и в учениях материалистов до Маркса, идеализм в понимании общества и его развития и достроить здание философского материализма доверху.

В то же время философии Маркса и Энгельса были свойственны и определенные ограниченности, обусловленные характеристиками современной им эпохи. Так, сознательно встав на позиции защиты интересов пролетариата, основоположники марксизма рассматривали свою философию как теоретико-мировоззренческую и методологическую основы борьбы за его экономическое и политическое освобождение, а это не могло не сказаться на их взглядах. Например, их политические пристрастия нашли выражение в понимании государства исключительно как инструмента классового господства. Этому вполне соответствовало обоснование ими необходимости установления диктатуры пролетариата, как наиважнейшего условия освобождения всех трудящихся от эксплуатации. Уровнем развития естествознания той эпохи объясняется, к примеру, определение Энгельсом понятия материи как объединяющего все телесно существующее, а также некоторый схематизм разработанной им классификации форм движения материи, о чем еще будет идти речь в дальнейшем.

Впрочем, будучи диалектиками, Маркс и Энгельс сами неоднократно подчеркивали исторически преходящий характер философских систем, характеризуя философию как «духовную квинтэссенцию исторической эпохи» и отмечая также, что с каждым великим шагом в науке и общественной практике она с необходимостью меняет свои формы. Безусловно, они относили это и к своей философии и потому не могут нести ответственности за то, что в последующем в угоду политической конъюнктуре многие их идеи были догматизированы и, по сути, перешли в разряд идеологических штампов, истин в последней инстанции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: