Систематизация типов и моделей церковно-государственного взаимодействия позволяет выделить ряд принципов и форм этих взаимоотношений, сложившихся и проявившихся в классическом виде еще в начале нашей эры и в последующем, вплоть до современности, воплощавшихся в различных соотношениях, с большим или меньшим перевесом роли одной из них. С этим связан наш интерес к генезису таких типов и моделей взаимодействия как цезарепапизм, папоцезаризм, симфония властей, кооперационная и сепарационная модели в рамках принципа разделения властей[101].
Исходя из представлений об идеале отношений между церковью и государством, а также из исторических и культурных особенностей того или иного государства, можно говорить о трех основных формах их взаимодействия.
1. В западных частях Римской империи, где исторически государство присваивало себе власть и многие функции церкви, сложилась такая форма, как цезарепапизм. Такие отношения своими корнями уходят в языческую культуру Древнего мира (к примеру, в Египте фараон был главой государства и одновременно верховным жрецом, или божеством; в Спарте, Риме верховные жрецы были и царями).В сегодняшнем мире цезарепапизм в христианских государствах наиболее ярко проявляет себя в протестантских странах (Великобритании, Швеции, Дании, Греции), где сохраняют одну или более государственных церквей.
|
|
2. Другая форма предполагает, напротив, подчинение государства религиозным учреждениям. При данном типе отношений самостоятельная государственная власть практически отсутствует. В христианских государствах такая форма правления известна под названием папоцезаризм. Она характерна для католических государств, в которых папа, римский первосвященник, является обладателем не только церковной, но и государственной власти (а также для ряда исламских государств, где главный священнослужитель выше светских властей). По образному выражению Ю.Ф. Самарина, церковь, объявляющая себя государством, - это католичество, а государство, объявляющее себя церковью, - это протестантизм.
3. В Византии в VI в. н.э. сформировался принцип симфонии во взаимоотношениях церкви и государства. Суть симфонии - обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность без вторжения одной стороны в исключительную компетенцию другой. «Принцип симфонии есть принцип взаимной свободы; каждая из сил живет своей жизнью, но так, что от одновременного их звучания получается симфония, аккорд. Однако если обе стороны взаимно свободны, то это вовсе... не означает какой-то всецелой их отдельности. Для государства Церковь есть часть его жизни, его совесть, его творческая сила, а для Церкви государство есть внешнее историческое оформление жизни того самого народа (или народов), который входит в благоденствие государства». То же определение дано VII Вселенским Собором: «Священник есть освящение и укрепление императорской власти, а императорская власть посредством справедливых законов управляет земным»[102].
|
|
Безусловно, византийская симфония была лишь идеалом и никогда не была осуществлена в идеальной форме. Ее нарушение чаще всего происходило со стороны государства. Как правило, правители, цари, главы государств всегда претендовали на решающее слово в устроении церковных дел. Цезарепапистские устремления имели историческое и культурное объяснение: христианские императоры в Византии были преемниками языческих римских царей. Отметим, что и церковь, со своей стороны, впадала в соблазн пожертвовать независимостью ради протекции государства. От идеи сосуществования двух форм власти христианство в дальнейшем переходит к прямой апологии государственной власти. Справедливость ее притязаний опосредуется уже не просто признанием реального могущества и правом сильного, но божественным происхождением государственной власти: «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению». «Мы молимся за императоров, за их министров, за все власти», - свидетельствует Тертуллиан.
На Руси симфония церковно-государственных отношений была воплощена в более соответствующей ее идеалам форме. Объясняется это тем, что русская государственность сформировалась позже. Период патриархальной симфонии длился в России от времен св. Владимира до Петра Великого (X-XVIII вв.). В «Слове о законе и благодати Иллариона» прославляется князь Владимир, принявший веру христианскую, сравнивается с «великим Константином».
Однако и в российской истории задолго до Петра наблюдались отступления от симфонии. С начала XVI века московские митрополиты фактически назначались князьями и в случае неповиновения последнему заменялись. Отступления от принципа симфонии имели место при Иване Грозном, в период царствования царя Алексея Михайловича (в его столкновении с патриархом Никоном). Полное отступление от принципа симфонии произошло в период правления Петра I. Церковная реформа, предпринятая Петром, во многом была обусловлена влиянием тех процессов, которые имели место, начиная с XVI в., в Западной и Центральной Европе, - это Реформация, имевшая глубочайшие последствия для судьбы церкви в Европе. Реформация положила начало новому явлению культуры, характеризующему и ее современное состояние - секуляризации. Современная культура - это секулярная культура.
Что означает понятие «секуляризация»? В переводе с позднелатинского secularus означает мирской, светский, и восходит это понятие к начавшемуся процессу обращения церковной собственности в светскую в ходе Реформации. Однако на сегодня оно имеет гораздо более широкий и глубокий смысл. Секуляризирование означает обмирщение. В ходе европейской секуляризации ей подвергались сначала церковные ценности (материальные), а потом и церковные, религиозные идеи. Постепенно понятие «секуляризация» приобретает политический смысл, согласно которому светский правитель больше не нуждается ни в какой церковной легитимации, в то время как духовные власти впредь должны соизмеряться с требованиями государства.
В России сходные с этими процессы начались с эпохи Петра I. 25 января 1721 года Указом Петра I был создан особый орган управления - Синод, вставший во главе Русской Православной Церкви вместо патриарха. В «Духовном регламенте», который определял права и обязанности Синода, говорилось о том, что на него возлагается обязанность «смотреть» за хозяйственным состоянием церковных владений: кто и как владеет основными землями, куда и как тратятся хлебные и денежные доходы, и если обнаружится, что церковное имущество расхищается, то на нем нужно доправить похищенное. И хотя данные ограничения носили экономический характер, они в целом оказали влияние на дальнейшую судьбу и практику взаимоотношений Российского государства и церкви. Роль Синода не ограничивалась только наблюдением за экономической жизнью духовных вотчин - Синод получил права сбора доходов, которые должны были пополнять государственную казну. Не вдаваясь в детали того, что собой представлял Синод и как в дальнейшем менялись его функции, скажем одно: учреждение этого органа было прямым вторжением государства в дела церкви, попыткой взять под контроль ее экономическую жизнь. Но не только.
|
|
В начале XVIII в. процесс подчинения духовной власти светской еще более углубляется. По личному указанию Петра I происходит ограничение тайны исповеди. Это находит отражение в указе Синода от 17 мая 1722 г. и в «Прибавлении к Духовному регламенту о правилах причта церковного и чина монашеского». Данные законы подразумевали, что священник, услышавший на исповеди о намерении совершить какой-либо проступок против государственной власти или лично государя без раскаяния в этом намерении, должен был сообщить об услышанном в Тайную канцелярию, что сохраняло свою силу вплоть до 1905-06 гг. Таким образом, по существу, нарушалась многовековая христианская традиция, что было неизбежным результатом тесного союза самодержавия и православия. Недаром по словам одного из священников: «...в России... духовенство от лица Церкви много раз приходило на помощь государству в годину его тяжких бедствий... голос пастырей Церкви не раз спасал государство[103]». Аналогичное можно сказать и о поддержке церкви государством.Синодальная эпоха провела в жизнь и реализовала принцип: каждый гражданин в государстве, помимо религиозных обязанностей, имеет и гражданские, светские, не менее важные и самостоятельные, а потому церковь не должна в них вмешиваться.
|
|
Последующая реализация этого принципа привела к тому, что церковь в Российском государстве перестала быть центром культуры и общества, ее права все более ограничивались, и уже не вера, а интересы государства и служение им определялись как полнота бытия.
Оказали эти процессы свое влияние и на церковь: ее служители потеряли общегосударственное значение, превратившись в замкнутую касту, со своими особыми интересами и порядками, сфера их влияния сузилась до богослужебной практики, а церковное управление принимало все более светский, бюрократический характер.Таким образом, нарушение границ оптимальных отношений между церковью и государством в России началось не в XX в., а в XVIII в., и плоды этого явления мы пожинаем до сих пор.
Исторически в ходе взаимодействия государства и церкви сложились, кроме симфонии, также иные принципы, на которых в современном мире в разных странах основаны отношения государства и церкви. Одним из них явился принцип отделения церкви от государства. Генезис этого принципа выступает в двух формах.
В Европе это отделение явилось результатом антиклерикальной, антицерковной борьбы (секуляризация в идеолого-политическом контексте), когда государство связывает себя с той или иной антихристианской или вообще антирелигиозной идеологией. Этот принцип устанавливает невмешательство государства в дела церкви, но в то же время ограничивает ее место и роль в жизни общества, ставя в зависимость от той идеологии, которую проводит государство. Первой страной в Европе, где церковь была отделена от государства, стала Франция, пережившая революцию 1789 года, проходившую под девизом свободы, равенства и демократии. Французская буржуазия, возглавившая революцию, в лице ее отдельных представителей объявила войну не только аристократии, но христианской вере и священнослужителям. Принятая 26 августа 1789 года Декларация о правах человека в вопросах взаимоотношений с церковью провозглашала во имя свободы совести терпимое отношение ко всем религиям, ко всем культам. Однако этот же документ требовал национализации имущества клира и реорганизации церкви.
Таким образом, революция отменила собственность церкви, а вместе с тем и экономическое влияние церкви на верующих. Вслед за Францией Германия отделила церковь от государства; в то же время принцип невмешательства в дела церкви постоянно нарушался: так, в Германии правители земель сами решали, каких священников и куда назначить. В результате принцип отделения церкви от государства на деле оборачивался ограничениями ее в правах, а в отдельных случаях - и ее дискриминацией или прямыми гонениями.
В России Декретом СНК от 20 января 1917 года был также установлен принцип отделения церкви от государства, однако отличие от правового режима США и Франции заключалось в следующем, последнем параграфе Декрета: никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственностью, прав юридического лица. Все имущества существующих в России церквей и религиозных обществ являются народным достоянием. Храмы, иконы, священные сосуды отнимались у церкви, она лишалась всякой собственности. Декрет запрещал религиозное воспитание и образование детей в школе. И эти положения неизменно входили и в последующие конституции. В дальнейшем мы проведем более детальный анализ правовых документов Советского государства в его взаимоотношениях с церковью.
В практике ряда современных государств сложились иные, промежуточные, в отличие от радикального отделения церкви от государства, формы церковно-государственных отношений, когда церковь имеет статус частной корпорации, либо носит государственный характер. Так, Великобритания, Финляндия, Норвегия, Дания, Греция сохраняют государственную церковность. В Германии Католическая, Евангелическая и ряд других церквей имеют статус корпораций публичного права, в то время как иные религиозные общины от государства полностью отделены.
В настоящее время государства мира можно разделить на два типа: светские и те, которые живут по религиозным нормам, имеющим статус юридических (это, в основном, исламские страны - Саудовская Аравия, Катар, Оман, Ливия, Иран, Афганистан).
В светских государствах, опирающихся на принцип отделения государства и церкви, сформировались две модели: сепарационная и кооперационная. При сепарационном типе отношений не создается специального законодательства, закрепляющего эти отношения, между государством и религиозными объединениями воздвигается «стена», религия вытесняется из всех сфер деятельности государства. Здесь срабатывает такая идея «отделения», при которой государству нет дела до церкви, а церкви - до государства, они живут в двух обособленных сферах. И хотя подобная практика обеспечивает равенство религий перед законом, все же она дает государству полное право ограничения всех конфессий, обеспечивает секуляризм в различных сферах государственной и общественной жизни.
При кооперационной модели реализуется другая идея принципа отделения, когда религиозное, церковное и светское разделены, но взаимодействуют, сотрудничают. При кооперационном типе отношений государство принимает на себя защиту ведущих, традиционных конфессий, сотрудничает с ними во многих сферах общественной жизни и обеспечивает малораспространенным религиям лишь основные гражданские права. Эти взаимоотношения регулируются конституционными нормами, а также соглашениями и договоренностями с церквями и религиозными объединениями.
Первая, сепарационная, модель эффективно функционирует в США, Франции и ряде других стран. Наибольшее развитие она получила в США, где даже самая малочисленная религиозная община имеет равные права с крупнейшими конфессиями, иностранные и американские религиозные организации равны перед законом. Нет специального государственного органа, курирующего деятельность религиозных организаций. Решение об освобождении их от налогов принимает Федеральная налоговая служба, которая тщательно проверяет, не преследуют ли они коммерческие цели. Спорные вопросы решаются судами.
Эта модель взаимоотношений государства и религиозных организаций сложилась в США в результате сочетания трех основных факторов:
1) поликонфессиональности населения, отсутствия доминирующей религиозной организации;
2) высокой (свыше 95%) религиозности граждан, не требующей специальных усилий со стороны государства для поддержки религиозных организаций;
3) развитой и влиятельной судебной системы, укоренившегося у большинства населения уважения к закону.
Вторая, кооперационная модель государственно-церковных отношений действует в большинстве стран Западной Европы. Обеспечивая свободу вероисповедания для всех религий, государство поддерживает наиболее авторитетные церкви: англиканскую - в Великобритании, католическую - в Италии и Испании, православную - в Греции, лютеранскую - в Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии. Опыт этих стран свидетельствует, что предоставление привилегий и поддержка государством одной или нескольких конфессий не влекут за собой ущемления прав других религий. Кооперационная модель государственно-церковных отношений предполагает поддержку государством одной или нескольких религиозных организаций при запрете дискриминации граждан, в зависимости от их отношения к религии и соблюдении прав человека.
В заключение еще раз подчеркнем несколько важных вывоводов. 1. Исторически с появлением церкви между ней и государством как между двумя организационными структурами возникают взаимоотношения и взаимодействие. Христианская церковь изначально была государственной, и ее позиция в отношениях с государством четко определялась стремлением помогать, поддерживать и укреплять государство. В свою очередь, государственная власть зачастую посягала на верховенство над церковью, чему она сопротивлялась. В итоге подчинения духовной власти светской церковь от борьбы переходила к апологии верховной власти.Из этих особенностей сложились такие исторические принципы взаимоотношений, как цезарепапизм и папоцезаризм.Однако поиски гармонизации их отношений привели к появлению принципа симфонии как идеала церковно-государственных отношений. Наиболее последовательно этот принцип проявил себя в деятельности Православной Церкви во времена царствования русских князей и монархов вплоть до Петра I.
Симфония - обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Государство при симфонических отношениях с церковью ищет у нее моральной поддержки, молитвы за себя и благословения на свою деятельность, взамен обеспечивая церкви максимально благоприятные условия существования. Симфония - идеал церковно-государственных отношений, специфическое явление культуры, возможный лишь в христианском государстве с единственной государственной религией.
Процесс секуляризации культуры, начавшийся в странах Западной Европы, Просвещение, Реформация привели к появлению принципа отделения церкви от государства. Этот принцип приобрел политический и идеологический характер и, по сути, зачастую реализовался в идее, согласно которой государству нет дела до церкви, а церкви - до государства. В государствах с атеистической идеологией (Франция эпохи революции 1789 года, Россия советского периода) он привел к насилию и притеснениям церкви со стороны государства.
В современных государствах этот принцип нашел свое оформление в моделях сепарационной и кооперационной. Каждая из них отражает специфику исторических и культурных традиций государств.Россия всегда была многонациональным и поликонфессиональным государством. Однако, несмотря на то, что в дореволюционный период Русская Православная Церковь имела статус государственной, а, следовательно, господствующей религии, свободной веры пользовались все подданные, принадлежащие к национальным вероисповеданиям, однако пределы этой свободы для них были разными, бесспорно существовала определенная иерархия. Кроме того, к некоторым религиозным объединениям провозглашался принцип терпимого отношения при лишении привилегий, а некоторые общины не только не признавались терпимыми, но и преследовались.
Таким образом, Российское государство, Русская Православная церковь имеют исторический опыт регулирования отношений с неправославными христианскими конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, и это особенно важно на сегодняшний день, поскольку вопрос о веротерпимости является наиболее остро дискутируемым и проблематичным в сегодняшнем постсоветским российском пространстве.
Экзаменационные вопросы по курсу «Политическая история России и зарубежных стран» (1 часть)
- Политическая история как научное направление. Основные этапы развития политической истории.
- «Новая политическая история» и политическая антропология.
- Производящее хозяйство и общественная организация в древности. Роль и значение общины.
- Возникновения первых государственных образований. Характерные черты государств восточного типа.
- Полисный вариант государства. Политические и правовые институты полиса.
- Условия формирования очаговых цивилизаций, эволюция государств.
- Торговые пути, культурные связи и взаимовлияние Востока и Запада в древности.
- Религиозно-философские системы "осевого времени".
- Основные положения буддизма, ислама, христианства.
- Общие закономерности взаимоотношений религии и политики. Церковь и государство.
- Причины и последствия Великого переселения народов.
- Варварские королевства, Франкская держава.
- Арабо-мусульманская цивилизация.
- Причины, характер и итоги Крестовых походов.
- Основные этапы истории Византии.
- Монгольская империя - причины возникновения и последствия распада.
- Особенности исторического пути России.
- Образование и эволюция Древнерусского раннефеодального государства: обычай и закон.
- Человек и власть в условиях феодальной раздробленности и золотоордынского ига.
- Образование и укрепление служилого централизованного государства в XIV - XV вв.
- Московское государство в XVI в.
- Социально-политические движения и революции в Европе в XVII -XVIII вв.
- Россия в XVII веке: от сословно-представительной к абсолютной монархии.
- Российская империя в XVIII в.: утверждение абсолютизма и эпоха дворцовых переворотов.
- Социально-экономическое развитие Запада в новое время.
- Возникновение колониализма, его периодизация. Основные модели колониализма. Типы колониальных империй
- Просвещенный абсолютизм и трансформация политической системы России в XIX столетии.
- Пути политической модернизации Российской империи в XIX в.
- Либеральные реформы 60-70-хх гг. XIX в.
- Глобальные процессы нач. XX в.
- Россия в Первой мировой войне.
- Первая Русская революция.
- Парламентаризм и партийная система в России начала ХХ в.
- Февральская революция в России.
- Политические аспекты церковно-государственных отношений в России.