Эволюция методологии ЭТ

Методология как система способов и приемов познания и как общая теория метода. Классификация методов.

Значения п онятия "методология":

1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.);

2) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Методология как система приемов научного познания - это множество методов. Их классификация:

  1. Методы духовной, идеальной (в т.ч. научной) и методы практ., материальной деятельности.
  2. Методы науки могут быть классифицированы:

по роли и месту в процессе научного познания на формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п.;

по объекту изучения – на методы естественных и методы общественных наук.

Кроме того, выделяют методы качественные и количественные, детерминистские и вероятностные, непосредственного и опосредованного познания и т. д.

Научный метод имеет следующие признаки: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность...

3. Философские методы, наиболее древние диалектический и метафизический.

3.1. Диалектика (греч. - вести беседу, спор) - универсальный метод мышления и действия, основанный на общих законах развития природы, общества и познания.

В диалектике сложились понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства действительности и её познания: материя, сознание, развитие, движение, время, пространство, качество и количество, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма

3.2. М етафизика – рассмотрение объектов как законченных и неизменных.

Метафизика понимает развитие:

• как количественные изменения без качественных преобразований;

• как цепь сплошных качеств. скачков без постепенных колич. изменений;

• как повторение, движение по одному и тому же кругу (а не по спирали), всегда приводящее к одним и тем же последствиям;

• как восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему, игнорируя регресс, нисходящие изменения.

Философские методы - это система всеобщих универсальных принципов и приемов, поэтому они не поддаются формализации. Они задают общие границы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы.

4. Общенаучные подходы и методы исследования развиваются в науке с XX в. как промежуточная методология между философией и методами специальных наук.

К общенаучным понятиям относятся: "информация", "модель", "структура", "функция", "система", "элемент", "оптимальность", "вероятность" и др.

Развивается такая общенаучная методология как синергетика - теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы - природных, социальных, когнитивных (познавательных).

Основные понятия синергетики: порядок, хаос, нелинейность, неопределенность, нестабильность, бифуркация (критическая точка, момент возникновения нового порядка), и др.

Эти понятия дополняют философские, такие как бытие, развитие, время, случайность, возможность…

5. Частнонаучные методы

6. Дисциплинарные методы

7. Методы междисциплинарного исследования

самостоятельно.

М етодология не просто сумма отдельных методов, а сложная, динамичная, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т.д.

Для методологии ЭТ базовым является метод материалистической диалектики, который предполагает: 1) признание первичности экономики среди социальных отношений, 2) рассмотрение эк. процессов в их постоянном развитии, изменении и с учетом внутренних противоречий.

На основе данного базового метода ЭТ применяет общенаучные методы абстрагирования, индукции и дедукции, анализа и синтеза, разработки гипотез, качественное и количественное изучение объектов и т.д.

Особо важен метод абстракции: через обобщение (абстракцию) к конкретной истине.

На основе абстрагирования реализуются методы идеализации и моделирования, т.к. ЭТ – это идеальная модель действительности, отражающая хозяйственную практику в ее главных чертах.

Развивается метод анализа (исторический, функциональный, полярный анализ), широко применяются математ.методы (вероятностный, интегральное и дифференциальное исчисление).

Распространен системный подход, в соответствии с которым все процессы и явления рассматриваются как взаимосвязанные и взаимозависимые.

Применяются принципы теории относительности, неопределенности (вариантности, случайности) и дополнительности, кибернетики (закономерности управления) и синергетики.

Второе значение термина методология–учение о методах, общая теория метода.

Научная методология разрабатывалась философией:

диалектический метод Сократа и Платона,

индуктивный метод Ф. Бэкона,

рационалистический метод Р. Декарта,

диалектический метод Г. Гегеля и К. Маркса и др.

Начиная с Нового времени (XVI-XVII вв.), методология стала развиваться в каждой науке:

1) исследование свойств объектов,

2) исследование способов и форм научного познания.

Поэтому методология до сих пор связана с такими разделами философии как диалектика и гносеология (теория познания).

Но методология "шире" диалектики, так как она изучает не только всеобщий (как диалектика), но и другие уровни познания, а так же их взаимосвязь, модификации и т. п.

Методология "уже" теории познания, так как теория познания изучает проблемы природы познания, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, возможности и границы познания, критерии его истинности и т.д.

Представители русской философии сформулировали оригинальные методологические идеи:

• о неразрывности метода и истины, о недопустимости "пренебрежения методом" (Герцен и Чернышевский);

• об "органической логике" (Вл. Соловьев);

• о "методологической наивности", о диалектике как "ритме вопросов и ответов", о "ввинчивании философии в действительность" (П. Флоренский);

• о законах логики как свойствах самого бытия, а не "мышления", о необходимости "преодоления кошмара формальной логики" и о необходимости освобождения философии "от кошмара математического естествознания" (Бердяев).

Первыми сформировали методологию экон. исследований физиократы. Они считали, что в основе мира лежит естественное право = физические + моральные законы, созданные Богом.

Физический закон - такой ход всех событий, который наиболее выгоден для человечества. Моральный закон - правило для каждого человеческого поступка, согласующееся с физическим законом и наиболее выгодное для человечества.

В обществе возникают и так наз. положительные законы - правила, которые создает власть с целью обеспечить соблюдение естественных законов.

Сформулировали методологию оптимума: цель экон. деятельности – увеличение наслаждения путем уменьшения тягости (издержек).

Оптимум общественного благосостояния достигается в результате разрозненных, разнонаправленных действий отдельных членов общества, поэтому каждому нужно позволить свободно действовать в своих эгоистических интересах.

Принцип полной свободы действий: "laissez faire, laissez passer" (фр. "позволяйте делать, что хотят, позволяйте идти, куда хотят").

Впервые использовали макроэкономическую модель процесса простого воспроизводства (т.е. поддержания совокупного выпуска на постоянном уровне) в народном хозяйстве, представленную экономическими потоками между классами общества и секторами экономики.

Классическая политическая экономия - закрепила сдвиг методологии ЭН от проблем хозяйственной этики к исследованию создания и распределения богатства, а также:

• применила причинно-следственный метод, метод логической абстракции, дедуктивный метод;

• применила системный метод к восприятию национ. экономики, аналогичный используемому в механике.

Это привело 1) к восприятию рыночного хозяйства как универсального, в котором действуют объективные экон. законы, и 2) игнорированию субъективно-психологических факторов хозяйственной жизни.

Сформировалась методология «Homo economicus» - хорошо информированного эгоиста, находящегося в ситуации ограниченности ресурсов, предпочтения которого не зависят от социальной среды.

Методология политэкономии марксизма построена на концепции исторического материализма, в соответствии с которой отношения, возникающие между людьми в процессе производства (производственные), являются базисом для всех других общественных отношений. На этом основана логика эволюции общества: одновременное развитие двух сторон общественного производства: производительных сил и производственных отношений.

В производстве экон.человек уравнивается с вещественными факторами, поэтому оба предстают как однородные взаимозаменяемые ресурсы.

В неоклассической теории методология классиков была дополнена двумя методолог. подходами:

1) индуктивным, когда равновесное состояние (=оптимум) определяется как сумма равновесных состояний индивидов; 2) дедуктивным, когда из общего равновесия путем дезагрегирования выводят равновесие на мезо- и микроуровнях.

Между членами общества по поводу присвоения благ формируются отношения собственности, которые являются системообразующими, так как в них участники производства выступают как представители определенных социальных групп. Маркс считал, что изучая экономику, ученый исследует гораздо больше, чем производство, обмен и распределение товаров – он исследует формирование человеческого общества.

В сер. ХХ века методология рацион. выбора была применена к анализу человеческого поведения в социальной сфере - брак, рождение детей, преступность, здравоохранение, образование, домашнее хозяйство и др., получив название «экономический империализм». Эти сферы рассматриваются как рынки, а поведение человека исследуется экон. методами (цена, спрос, предложение…).

Но неокласс. методология в социальной сфере не работает, прежде всего из-за того, что цель жизни человека – не только увеличение наслаждения от производства и потребления.

Экономический империализм как методология завел ЭТ в тупик, показал ограниченность существующей парадигмы (=совокупности идей). Несоответствие методол. предпосылок и выводов ЭТ изменившейся среде хозяйственной деятельности означает кризис методологии.

Принятие экон.решения требует обработки больших массивов информации: исследование рынка, инвестирование, контроль деятельности конкурентов и собственного бизнеса и т.д. Дефицит информации делает ее ограниченным ресурсом, а принятие рационального решения требует затрат на получение необходимой информации.

Причина кризиса – в предположениях о рациональности экон.поведения и равном для всех доступе к информации. Возросла значимость информации, осознание, что она распределена асимметрично.

Неоинституциональное направление ЭТ признало платность информации, ввело методологию трансакционных издержек. Неоклассическая предпосылка максимизации полезности преобразована в задачу минимизации трансакционных издержек, а это требует применения методов смежных общественных наук.

Новая информационная парадигма ЭТ признает:

• ведущую роль информации в экономике;

• многовариантность социально-экономического развития, множественность его возможных траекторий;

• модель человека в экономике, который руководствуется в своей деятельности не только рациональными критериями и существует в условиях несовершенной информации.

На этапе смены научной парадигмы одновременное развитие нескольких научных школ, зачастую с противоположными взглядами, можно только приветствовать, поскольку это позволит использовать весь методологический потенциал ЭТ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: