Способ
Способ
Выбор варианта вложения капитала зависит от степени неопределенности. Имеются три варианта вложения капитала:
1 способ выбора решения – выбор производится при условии, что вероятности возможных условий хозяйственной деятельности известны. В этом случае определяется следующее ожидаемое значение нормы прибыли на вложенный капитал по каждому варианту и выбирается вариант с наибольшей нормой прибыли.
Вероятность условий хоз. ситуации следующие:
Пример 1.
для ситуации А1
для ситуации А2
для ситуации А3
см. матрицу выигрыша.
Среднее ожидаемое значение нормы прибыли при вариантах вложения капитала:
Выбор варианта вложения капитала, К1 как обеспечивающий ному прибыл по вложенному капиталу 63 %.
Выбор решения при условии, что вероятности возможных хоз. ситуаций неизвестны, но имеются оценки их относительных значений. В этом случае путем экспертной оценки устанавливают значения вероятности условий хоз. ситуаций (А1, А2, А3). Затем производиться расчет среднего ожидаемого значения нормы прибыли на вложенный капитал.
|
|
Пример 2.
Известно, что условия хоз. ситуации А1, А2, А3 = 3:2:1
Значения вероятности для хоз. ситуации А1 принимаются равными
Дальнейший расчет производится по методике первого способа:
Сравнение результатов вариантов решения показывают наиболее доходным вариантом вложения капитала является вариант К1, обеспечивающий наибольшую норму прибыли на вложенный капитал.
3 способ выбора решения: варианты возможных хозяйственных ситуаций неизвестны, но существуют основные направления оценки результатов вложения капитала. К таким направлениям оценки результатов могут быть отнесены:
1 – выбор максимального результата из минимальной величины;
2 – выбор минимальной величины риска из максимальных рисков;
3 – выбор средней величины результата.
Применение первого направления: максимальная величина нормы прибыли распределяется по вложениям капитала от 50 – 100 %; минимальное значение 0 – 49 %. Смотри по таблице 1: от 20 – 40 % - min. Производя оценку результатов варианты вложения К – К2 при хоз. ситуации А1 и К3 при ситуации А2 (40) – дают норму прибыли 40 % на вложенный капитал. Из этих вариантов выбираем вариант вложения К3 при ситуации А2. Этот выбор обусловлен тем, что норма прибыли 40 % на вложенный капитал. Для К3А2 не является пределом, возможна норма прибыли 50 % (К3А3). В то время как вариант вложения К2А1 – норма прибыли 40 % является предельной. Все другие величины нормы прибыли меньше 40 %.
2 направление – выбор минимальной величины риска из максимальных рисковю По величине значения рисков распределяются следующим образом:
|
|
Смотри матрицу рисков: только К1А3 – максимальная величина риска (50 %).
3 направление – выбор средней величины. Применение этого направления базируется на двух показателях: минимальном и максимальном. Для каждого из которых принимается значение вероятности 0,5. По матрице нормы прибыли находим значение. Нормы прибыли на вложенный капитал для каждого варианта рискового вложения:
По величине средней нормы прибыли выбираем вариант вложения капитала К1, дающий наибольшую величину средней нормы прибыли на вложенный капитал.
Информационное обеспечение при оценке и программировании риска служит не только в качестве источника данных для анализа, но и само по себе является средством снижения риска. Однако доступ к информации на основе которой, принимаются решения ограничен. Информация играет важную роль в риск-менеджменте, что делает информацию товаром особо ценным, поэтому инвестор должен платить больше. Приобретение дополнительной информации: стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой степенью приобретения, когда имеется полная информация и ожидаемой степенью, когда информация не полная.
Пример:
Предприниматель стоит перед выбором сколько закупать товара 500 или 1000 единиц.
При покупке 500 единиц затраты составляют 2000 рублей за единицу, а при покупке 1000 единиц – 1200 рублей за единицу. Предприниматель будет продавать товар по цене 3000 рублей за единицу. Однако он не знает о спросе. При отсутствии спроса он снижает цену, что ведет к убыткам по операции. При продаже товара вероятность 50/50. определить стоимость дополнительной информации.
Решение:
Прибыль при продаже 500 единиц товара
Прибыль при продаже 1000 единиц товара
Следовательно ожидаемая прибыль
Ожидаемая стоимость информации при условии определенности 50/50 составляет 1150000 рублей.
При условии неопределенности покупка 1000 единиц составит 900 000 рублей. Потому стоимость полной информации = 1150 000 - 900 000 = 250 000 рублей.
Таким образом, для более точного прогноза необходимо получить дополнительную информацию о спросе на товар, заплатив за нее 250 000 рублей. Даже если прогноз окажется неточным выгодно вложить дополнительные средства в изучение спроса и рынка сбыта, которые обеспечат прогноз на перспективу.
Предприниматель занят изданием глянцевых журналов решает вопрос об увеличении тиража конкретного журнала, который начал издаваться в прошлом году. При условии, что все дополнительные экземпляры будут проданы, то это обещает дополнительную прибыль, однако если спрос на журнал не увеличится, то дополнительный тираж – это чистые убытки. Вопрос – будут ли оправданы дополнительные расходы по увеличению тиража и стоит ли рисковать выпуском дополнительных журналов. Для составления прогноза величины спроса предприниматель рассматривает осторожную стратегию о назначении специальной скидки с подписной цены журнала, лицам, чьи имена находятся в рассылаемой ведомости. По результатам анализа реализация такой стратегии может получить ответы:
1. какой должна быть величина скидки с подписной цены журнала и делать или не делать скидку. Предполагаемая сниженная цена журнала составляет 4 $. Число клиентов, которым понравиться предложение о подписке по сниженной цене – 100 000 человек. Затраты на рассылку составляют 0,1 $ на 1 человека. Допустим, что предприниматель на основе личного опыта, что процент положительных ответов, клиентов согласившихся на подписку будет от 1 – 5 %. Это означает на основе принципа недостаточности основания, что каждому возможному значению положительного процента ответов соответствует условная вероятность = 0,2. Результат проведения этой оценки измеряется величиной ожидаемой прибыли. Вычисляем величину ожидаемой прибыли для каждого предполагаемого процента положительных ответов. Это разность между величиной дополнительных доходов и суммой издержек, связанных с рассылкой по почте:
|
|
Величина ожидаемой прибыли для предполагаемых значений процента положительных ответов.
% «+» ответов | 0,01 | 0,02 | 0,03 | 0,04 | 0,05 |
величина ожид. прибыли | -6 000 | -2 000 | +2 000 | +6 000 | +10 000 |
Расчеты показывают, что при доле положительных ответов не менее 0,025 выгодно предлагать журнал по цене 4 $. Затраты в этом случае окупятся на получении информации.
При предложении читателям журнала по цене 4 $ с учетом величины условных вероятностей 0,2 мы будем иметь дополнительную прибыль 2 000 $.
следовательно, в среднем подход является выгодным.
В случае, если предприниматель может получить информацию о размере процента положительных ответов, опросив не всех, а только некоторую часть подписчиков, снижаются затраты на рассылку предложения, то будет ли получена информация такой же точности. Сколько предприниматель согласиться оплатить за информацию? 5000.