Стоимостные показатели производственной программы

Стоимостными показателями производственной программы являются товарная, валовая и проданная (реализованная продукция)

Товарная продукция — это прямой полезный результат промышенно–производственной деятельности предприятия, выраженный в форме готового продукта или услуг. Объём производства товарной продукции определяется по заводскому методу, т.е. без стоимости внутризаводского оборота.

Под внутризаводским оборотом понимается стоимость готовой продукции, которая используется внутри предприятия на собственные нужды.

В состав товарной продукции включают:

1. Стоимость готовой продукции и полуфабрикатов выработанных всеми цехами предприятия за отчетный период, как из собственного сырья, так из сырья заказчика и предназначенная для реализации на сторону, своему капитальному строительству и другим промышленным подразделениям своего предприятия (транспортному хозяйству, объектам социальной сферы и др.).

2. Работы и услуги промышленного характера, выполнение по заказам со стороны или для непромышленных подразделений своего предприятия; к ним относятся:

а) капитальный ремонт и модернизация оборудования, транспортных и других средств;

б) операции по частичной обработке материалов, приобретаемых у других предприятий (резка, раскрой);

в) комплектация, фасовка, разлив в мелкую тару;

г) пуск и наладка оборудования у заказчиков и на своём предприятии.

Валовая продукция отличается от товарной продукции на величину измененного остатка НЗП и полуфабрикатов (инструментов и приспособлений), произведенных на предприятии и используемых на собственные нужды.

ВП = ТП + (НЗПк – НЗПн) + (ПФк – ПФн)

где НЗПк, НЗПн — незавершенное производство на конец и начало планируемого периода,

ПФк,ПФн — полуфабрикаты, приспособления и инструменты, используе­мые на собственные нужды на конец и начало планируемого периода.

Рреализованной) считается продукция, которая отгружена потребителям и по которой предоставлены покупателю документы для оплаты.

Проданная продукция позволяет возмещать предприятию затраты на производство и выполнять обязательства перед бюджетом и работниками предприятия. В процессе продажи продукции формируется конечный финансовый результат деятельности предприятия — прибыль.

РП (проданная продукция) отличается от ТП (товарная продукция) на стоимость товаров, находящихся на складе и стоимость товаров, отгруженных, но не оплаченных потребителем (Он – Ок).

РП = Он + ТП – Ок или

РП = ТП +(Он1– Ок1) + (Он2– Ок2)

Он, Ок — остатки готовой продукции на складе и стоимость товаров отгруженных, но не оплаченных соответственно на/начало и конец планируемого периода.

Нормативно-чистая продукция (НЧП) выражает вновь созданную стоимость. НЧП включает сумму зарплаты (включая отчисления в социальные фонды) и прибыль (необходимый + прибавочный продукт).

ЧП = ВП (ТП) – материальные затраты.

ЧП = зарплата +отчисления в социальные фонды + прибыль.

Лекция 18. «Производственная мощность предприятия».

1. Понятие производственной мощности, её виды и

2. Методы расчёта производственной мощности

1. Понятие производственной мощности, ее виды и методы расчета..

Под производственной мощностью понимается максимальное количество выпускаемой продукции (работ, услуг с учётом использования прогрессивной техники, технологии, организации производства и труда).

Различают входную, выходную и среднегодовую производственную мощность.

2.Методы расчёта производственной мощности

Производственная мощность рассчитывается двумя методами:

1) по производительности оборудования;

2) по трудоёмкости.

1) М. год. = П час. * Ф полез.

П час. – часовая производительность одного станка деталей/ изделий за час.

Ф полез. – полезный фонд рабочего времени всех станков за год.

2) М. год = Ф пол./ Т 1 изд.

Т 1 изд. – трудоёмкость одного изделия (н/час).

Показателем характеризующим степень использования производственных мощностей является коэффициент использования производственной мощности.

К исп.м. = ПП/М ср. год.

ПП- производственная программа предприятия.

Лекция 19. «Себестоимость продукции и ее виды»

1. Понятие себестоимости продукции, факторы на нее влияющие

2. Виды себестоимости

1. Понятие себестоимости продукции, факторы на нее влияющие

Себестоимость - это стоимостная оценка, используемых в процессе производства продукции природного сырья, материалов, основных средств, трудовых ресурсов и др. затрат, связанных с производством и реализацией продукции.

Структура себестоимости - это соотношение входящих в ее состав затрат, выраженных в процентах.

Структура рассматривается по:

а). экономическим элементам и статьям затрат.

б). по соотношению постоянных и переменных затрат, прямых и косвенных расходов.

Под факторами понимаются условия, обеспечивающие снижение себестоимости.

Они делятся на 4 группы:

1.Повышение технического уровня производства:

2.Улучшние организации производства и труда:

3.Изменение объема производства и структуры продукции:

4.Изменение цен на сырье, тарифов, норм амортизационных отчислений.

2.Виды себестоимости

1. Цеховая

2. Производственная

3. Полная

В себестоимость по статьям калькуляции включаются следующие статьи

1. Сырьё и основные материалы (за вычетом возвратных отходов).

2. Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты

3. Топливо и энергия на технологические нужды.

4. Основная з/плата производственных рабочих

5. Дополнительная з/плата производственных рабочих

6. Единый социальный налог.

7. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и транспортных средств.

8. Брак в производстве.

9. Общепроизводственные расходы

Цеховая себестоимость

10. Общехозяйственные расходы).

11. Прочие производственные расходы.

Производственная себестоимость

12. Коммерческие расходы

Полная себестоимость

Цеховая—это текущие затраты цеха на производство продукции, выраженные в денежной форме и общепроизводственные расходы(статьи 1-9).

Производственная—это производственные затраты цехов плюс расходы, связанные с управлением и обслуживанием цехов (статьи 1-11).

Полная—это затраты на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме, т.е. это производственная себестоимость плюс коммерческие расходы.

Общепроизводственные или цеховые расходы —это расходы по управлению и обслуживаниюцеха.

1. Содержание аппарата управления цеха:

· Основная и дополнительная з/плата с отчислениями на социальные нужды административно-управленческого персонала цеха (нач.цеха, участков, их заместителей, механиков, мастеров, цеховых бухгалтеров, нормировщиков).

2. Содержание прочего цехового персонала:

3. Амортизация зданий, сооружений, инвентаря:

4. Расходы (резервы) на текущий ремонт зданий, сооружений, инвентаря:

5. Охрана труда и техника безопасности:

Коммерческие расходы —это расходы, связанные со сбытом продукции:

· Расходы на тару и упаковку за счёт предприятия поставщика (бумага, древесина, шпагат,...)

· Транспортные расходы по сбыту продукции за счёт поставщика (если оптовые цены установлены франко-станция отправления)—это затраты на погрузку, доставку, разгрузку;

· Расходы на хранение продукции;

· Расходы на рекламу, включая участие в выставках, ярмарках;

Лекция 20. «Классификация затрат на производство и реализацию продукции»

1. Классификация затрат на производство и реализацию продукции

2. Группировка затрат по экономическим элементам

3. Группировка затрат по статьям

1.Классификация затрат на производство и реализацию продукции

Классификация затрат на производство продукции (объединения отдельных видов затрат в однородные группы по определённому признаку):

I. По экономическому содержанию

1. Основные—это затраты, непосредственно связанные с производством продукции.

2. Накладные—это затраты, связанные с управлением и организацией производства и сбыта продукции.

II. По отношению к объемам произврдства

1. Условно-переменные—это затраты, изменяющиеся с изменением объёма продукции.

2. Условно-постоянные—это затраты, величина которых непосредственно не зависит от изменений объёма продукции (в определённом диапазоне). По способу распределения затрат по видам продукции

1. Прямые—это затраты, непосредственно относимые на каждый вид продукции.

2. Косвенные—это затраты, распределяемые по вида продукции пропорционально какой-либо базовой величине.

III. По периодичности

1. Текущие—это затраты, постоянные, связанные с повседневной хозяйственной деятельностью предприятия за счёт получения доходов и др. регулярных источников (в том числе бюджетных ассигнований).

2. Единовременные—это однократные затраты или затраты, производимые реже одного раза в месяц. Они связаны со строительством объектов, введением в строй мощностей, приобретением оборудования. Их источником являются амортизационные отчисления, прибыль и др.

IV. По видам расходов

1. Элементы затрат—это экономически однородные элементы затрат.

2. Статьи затрат—это группы затрат, выделенные в калькуляционном листе, отражают расходы, сгруппированные по назначению и по месту их возникновения. В большинстве случаев это комплексные статьи (содержат несколько элементов затрат), а не простые (в которых содержатся затраты, относящиеся к новому элементу затрат).

2.Группировка затрат по экономическим элементам

В основе группировки затрат на производство по элементам лежит участие в производстве продукции трёх элементов—живого труда, предметов и орудий труда (овеществленного труда0.

В Налоговом Кодексе РФ, глава 25 «Налог на прибыль» выделяют следующие элементы:

1. Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

2. Затраты на оплату труда работников промышленно-производственного персонала, включая единый социальный налог по ставке 26% и отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве

3. Амортизация основных фондов.

4. Прочие затраты.

На основе этой группировки можно установить характер производства (материалоёмкое, трудо-, фондо-, энергоёмкое).

Группировка затрат по элементам необходима при составлении сметы затрат на производство продукции

3.Группировка затрат по статьям

Её цель—определение себестоимости конкретного вида продукции. В отличие от группировки по элементам затрат, группировка по статьям отражает состав затрат в зависимости от направленности, мета возникновения (основное производство, вспомогательные службы, обслуживающее хозяйство).

Типовая номенклатура статей калькуляции:

12. Сырьё и основные материалы (за вычетом возвратных отходов).

13. Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты

14. Топливо и энергия на технологические нужды.

15. Основная з/плата производственных рабочих

16. Дополнительная з/плата производственных рабочих

17. Единый социальный налог.

18. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и транспортных средств.

19. Брак в производстве.

20. Общепроизводственные расходы

21. Общехозяйственные расходы).

22. Прочие производственные расходы.

Производственная себестоимость

23. Коммерческие расходы.

Полная себестоимость

Лекция 21. «Калькулирование затрат»

1. Калькуляция и ее виды

2. Методы калькулирования затрат

3. Принципы распределения косвенных расходов

4. Показатели себестоимости продукции

5.Показатели плана себестоимости.

1. Калькуляция и ее виды

Калькуляция – это документ, применяемый в системе бухгалтерского учета для определения себестоимости единицы продукции и выполнения единицы работ

Объекты калькулирования – выпускаемые предприятием все виды продукции или выполняемые виды работ. Измеряется объект калькулирования в тех же единицах, что и производственная программа.

Виды калькуляций

Нормативная- составляется на основе действующих норм расхода сырья, материалов, норм амортизационных отчислений и т.д., как привило на первое число месяца Является основой для составления фактической калькуляции.

Плановая- составляется на основе запланированных норм расхода материалов, стандартов, как правило на год с разбивкой по кварталам.

Фактическая- на основе фактических данных по истечении отчетного периода

Фактическая калькуляция= нормативная +(-) отклонения от норм

2.Методы калькулирования затрат

1. Поиздельный

2. Попередельный

3. Попроцессный

4. Нормативный

3.Принципы распределения косвенных расходов

Принципы распределения на отдельные виды продукции комплексных косвенных расходов.

1. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования (РСЭО) распреденяются на различные виды изделий исходя из величины РСЭО в час работы оборудования при изготовлении единицы данного вида продукции. Н.=С*Р,

Н.—объект калькуляции;

С—сумма сметных расходов на 1час работы оборудования;

Р—колличество машино-часов работы оборудования при изготовлении единицы данного вида продукции.

На практике нередко РСЭО распределяются пропорционально основной з/плате производственных рабочих.

2. Цеховые (общепроизводственные) и общезаводские (общехозяйственные) расходы позволяющие распредалять между различными видами продукции, чаще всего пропорционально сумме основной з/платы производственных рабочих и РСЭО.

3. Коммерческие (непроизводственные) расходы распределяются пропорционально производственной себестоимости, путём прямого учёта и др. способами.

4. Показатели себестоимости продукции:

1. Себестоимость единицы продукции;

2. Себестоимость товарной продукции;

3. Затраты на рубль товарной продукции.

5.Показатели плана себестоимости.

Цель планирования себестоимости – определить оптимальный уровень затрат на производство с учетом эффективного использования всех ресурсов. К показателям плана по себестоимости относятся:

1. Калькуляция себестоимости единицы продукции по всей номенклатуре плана.

2. Смета затрат на производство.

3. Расчет себестоимости товарной продукции.

4. Затраты на 1 руб. товарной продукции.

Планирование затрат на производство и реализацию продукции важно прежде всего для определения оптимальной ценовой политики. Необходимым условием для этого является разделльное планирование условно-переменных и постоянных расходов.

При стабильной экономической ситуации планирование переменных затрат не представляет особого труда и осуществляется двумя методами.

- по нормам расхода на единицу продукции: Спл=норма затрат х плановый выпуск

- по фактическим данным за истекший период:

Плановый выпуск

Спл = Сф ----------------------------

Фактический выпуск

В нестабильной экономической ситуации планирование затрат затруднено. В этих условиях надо правильно оценить переменные издержки. При этом возможны противоречия между меняющимися ценами и спросом потребителей, что не позволяет производителю увеличивать цены пропорционально росту издержек.

Постоянные расходы существенно не меняются при изменении производства. Если абстрагироваться от постоянных затрат, то рост переменных затрат при неизменных нормах не приводит к снижению прибыли.

Наоборот, прибыль увеличивается пропорционально объему производства.

Для определения минимального объема выпуска, ниже которого производство продукции становится нерентабельным, используется порог рентабельности или точка безубыточности.

Постоянные затраты на весь объем продаж

Точка безубыточности -----------------------------------------------------------------

Цена – условно-переменные затраты на единицу


Лекция 22.Тема «ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ И ДОХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: