Установление и динамика равновесной цены. Устойчивость равновесия

Существуют 4 правила равновесия спроса и предложения:

1. Увеличение спроса вызывает рост, как равновесной цены, так и равновесного

объема.

2. Уменьшение спроса приводит к падению цены и равновесного объема.

3. Рост предложения товара влечет за собой уменьшение равновесной цены и

увеличение равновесного объема.

4. Сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению

равновесного объема.

Эти правила позволяют найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения.

Кривые спроса и предложения могут смещаться под влиянием инфляции. Рост темпа инфляции приводить к повышению общего уровня цен в экономике, а следовательно, к снижению покупательной способности денег. В этом случае каждая единица товара будет покупаться по более высокой цене, чем прежде. Таким образом, кривая спроса под влиянием инфляции сдвинется вверх и займет положение кривой инфляционного спроса.

Кривая предложения под влиянием инфляции также сдвинется вверх. Экономический смысл этого сдвига состоит в том, что теперь фирмы будут продавать каждую единицу товара по более высокой цене, чем прежде.

На скорость приспособления предложения и спроса существенное влияние оказывает фактор времени.

Ранее уже отмечалось, что в микроэкономическом анализе принято различать 3 периода:

Ø мгновенный (текущий), в котором все факторы производства, используемые фирмой, являются неизменными, постоянными;

Ø краткосрочный, в котором некоторые факторы производства могут изменяться;

Ø долгосрочный, в котором все факторы меняются.

Необходимость учета фактора времени в экономическом анализе предложил А. Маршалл. Он же впервые выделил периоды. Его научное творчество проходило в то время, когда в экономической науке существовала дихотомия между классической и неоклассической теориями. Как уже отмечалось, классическая политэкономия в лице А. Смита и его последователей выдвинула затратную концепцию цены, согласно которой цена товара определяется главным образом издержками его производства. Представители же неоклассической школы, в частности так называемые маржиналисты, полагали, что в основе цены товара лежит его предельная полезность.

Стремясь объединить теорию предельной полезности и теорию издержек, экономисты кембриджской школы, главой которой был А. Маршалл, пришли к выводу, что ни издержки производства, ни полезность блага не имеют приоритета с точки зрения установления цен. Согласно А. Маршаллу, при идеальной картине рыночного взаимодействия устанавливаются равновесные цены, соответствующие равенству спроса и предложения. Но картина полностью меняется в зависимости от продолжительности рассматриваемых отрезков времени. Равноправие исчезает: то спрос, то предложение берут на себя роль главного регулятора цены.

В текущем и краткосрочном периодах приоритет принадлежит спросу. Это объясняется тем, что предложение более инерционно, оно не поспевает за постоянными колебаниями спроса. В долгосрочном же периоде роль основной ценообразующей силы начинают играть предложение и связанные с ним издержки производства.

Текущий период характеризуется мгновенным установлением равновесия, когда изменение спроса в результате расширения рынка приводит к росту рыночной цены. Предложение при этом остается неизменным, поскольку производитель не имеет времени отреагировать расширением производства. Но тот факт, что он распоряжается всем своим товаром, позволяет ему учитывать уровень цены. Главную роль в данном случае играет природа рассматриваемого товара.

Если товар скоропортящийся и не подлежит хранению, кривая предложения имеет строго вертикальный вид.

Мы видим, что рыночная цена полностью определяется спросом. Объем же предложения не зависит от функции спроса.

Если же товар не подвергается порче и может какое-то время храниться, то график будет выглядеть по-иному. Данная кривая предложения имеет два сегмента: один – с положительным наклоном, другой – вертикальный.

Краткосрочный период характеризуется краткосрочным равновесием, при котором предложение возрастает по мере роста спроса. Такое увеличение предложения возможно, если фирма, например, экстренно отзывает своих работников из отпусков. Поэтому до какого-то момента кривая предложения будет пологой. Далее рост спроса и цены не сможет стимулировать производство, поскольку его расширение потребовало бы замены оборудования, использования новых технологий, ввода в действие новых производственных площадей и т.д., что невозможно в краткосрочном периоде. В этом случае кривая предложения принимает вертикальный вид, что свидетельствует об ограниченности предложения по причине недостатка производственных мощностей.

Долгосрочный период характеризуется долгосрочным равновесием, при котором фирма может изменить все факторы производства, а значит, и масштабы выпуска.

Здесь возможны три ситуации:

1. Когда масштабы производства изменяются при неизменных затратах; в этом случае рост объема продажи происходит без изменения цены.

2. Когда масштабы производства изменяются при возрастающих затратах; в этом случае имеет место увеличение объема предложения и рыночной цены.

3. Когда масштабы производства изменяются при снижающихся затратах; в этом случае рост равновесного объема сопровождается снижением равновесной цены.

Таким образом, можно сделать вывод, что если в текущем периоде и краткосрочном

периоде изменение спроса ведет к резкому изменению цен, то в долгосрочном периоде наблюдаются, прежде всего, изменения в объемах предложения, что приводит к снижению цен.

Тема 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: