Химическая промышленность

ГЛАВА 6. ХИМИКО-ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС

ГЛАВА 5. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

Машиностроение - одна из отраслей экономики России, со­стоящая из большого количества подотраслей и производств. Предприятия этой отрасли связаны между собой и с предпри­ятиями других отраслей народного хозяйства. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда, машиностроение в значительной степени оказывает влия­ние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях хозяйственного комплекса, на рост произво­дительности труда и другие экономические показатели, опреде­ляющие эффективность развития общественного производства.

В отраслевой структуре промышленности России на маши­ностроение в настоящее время приходится около 20 % (для срав­нения: в США - 42 % в ФРГ - 47 %). Доля РФ на мировом рынке наукоемкой продукции (общий объем - 2,3 трлн. долл.) состав­ляет всего 0,3 %, в то время как на экономически развитые стра­ны приходится 70-80 %.

В последние годы ситуация в машиностроительном ком­плексе России оценивается как кризисная. Предприятия этой от­расли наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с предприятиями бывших союзных республик СССР. По сравнению с импортными товарами машиностроительная про­дукция нашей страны имеет более низкое качество, а поэтому неконкурентоспособна на мировом рынке. Динамику производст­ва основных видов продукции машиностроения характеризуют данные таблицы 5.1.

Предприятия данной отрасли распространены в России по­всеместно, но в одних районах машиностроение имеет профили­рующие значение, а в других - его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей в продукции отрасли. Иногда оно лишь дополняет профиль тех промышлен­ных комплексов, создание которых обязано использованию при­родных ресурсов, например в Восточной Сибири.

С учётом видов выпускаемой продукции, особенностей раз­мещения производства и технологического процесса выделяют следующие подотрасли: тяжелое и энергетическое машинострое­ние, станкостроение, транспортное (автомобилестроение, авиа­строение, судостроение, железнодорожное машиностроение),сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение, при­боростроение, электроника и электротехника.

Среди основных факторов, влияющих на размещение пред­приятий машиностроения, следует выделить транспортный, на­личие квалифицированных трудовых ресурсов, потребительский и др. Для одних отраслей машиностроения важным является одно из названных условий, для других - сочетание материалоемкости отрасли, трудоемкости, наукоемкости и т.д.

Разветвленная транспортная сеть, наличие удобных маги­стралей - важное условие, которое в определённой мере учиты­вается при размещении всех отраслей машиностроительного ком­плекса. Разнообразие сырья и особенности конструкции разных машин обусловливают производственные связи между машино­строительными заводами, а также предприятиями смежных от­раслей промышленности, производящими металл, пластмассу, резину, ткани, стекло (кооперирование). Развита подетальная предметная специализация различных заводов машинострои­тельного комплекса.

Многие отрасли машиностроения имеют высокую трудо­емкость производственного процесса. Наиболее трудоёмкими (а также наукоемкими) являются приборостроение, электроника и электротехника, отрасли, выпускающие сложную технику (аэро­космическая промышленность, атомное машиностроение и др.). Важное условие для размещения современного машиностроения - это обеспечение квалифицированной рабочей силой, для но­вейших отраслей - наличие соответствующих центров научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

Предприятия машиностроения, производящие оборудова­ние для добывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, станки, суда, автомобили, оборудование для текстильной промышленности, размещаются в основном в районах потребле­ния продукта.

Для некоторых подотраслей машиностроения необходимо учитывать и наличие сырьевых баз - сосредоточения предпри­ятий чёрной металлургии, выплавляющих металл для машино­строительных заводов. К металлоемким (или материалоемким) относятся следующие отрасли машиностроения: производство горно-шахтного и нефтяного оборудования, энергетическое ма­шиностроение и некоторые виды транспортного машиностроения (например, тепловозостроение). Много таких предприятий име­ется на Урале, где расположена одна из крупнейших металлурги­ческих баз и где образовалось несколько центров тяжёлого ма­шиностроения: в Екатеринбурге (оборудование для металлурги­ческой и других отраслей промышленности), в Нижнем Тагиле (производство грузовых вагонов), В Челябинске и Миассе (трак­торостроение, производство оборудования для угольной про­мышленности и автомобилестроение), в Перми (судостроение и машиностроение) и др. Предприятия по производству горно­шахтного оборудования размещены также в Прокопьевске, Киселевске, Анжеро-Судженске, Кемерово, Красноярске (около дру­гой металлургической базы - Сибирской).

На предприятиях энергетического машиностроения изго­товляются паровые котлы, мощные паровые турбины и генерато­ры, гидротурбины, дизели, электродвигатели. Эти заводы распо­ложены в Бийске, Барнауле, Таганроге, Белгороде, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Волгодонске (Ростовская область).

Для станкостроения характерно более или менее повсеме­стное размещение производства, но большая часть выпускаемой продукции всё же приходится на Центральный, Северо-Западный и Уральский экономические районы.

Металлообработка - производство металлических изде­лий и заготовок при довольно узкой специализации и массово-поточном методе работы территориально размещается следую­щим образом: производство металлических изделий приближено к потребителям, а заготовки - к источникам сырья (основным металлургическим базам России).

Транспортное машиностроение включает в себя автомо­билестроение, железнодорожное машиностроение, судостроение, авиастроение.

Отечественная автомобильная промышленность по-прежнему выпускает легковые, грузовые машины, автобусы, троллейбусы. В настоящее время внутренний рынок все больше заполняется импортными автомобилями.

Первые наиболее крупные предприятия этой отрасли были построены в Москве, Ярославле и Нижнем Новгороде (Горьком). В настоящее время легковые автомобили выпускают заводы в Нижнем Новгороде и Ижевске, Миассе и Ульяновске, Москве и Тольятти. Работают автобусные заводы в Павлово (Нижегород­ская область), Ликино (Московская область), строится завод по выпуску автобусов при участии фирм ФРГ в Голицино (Москов­ская область). Действует единственный в стране троллейбусный завод в Энгельсе (Саратовская область). Грузовые автомобили выпускают в Москве, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Набереж­ных Челнах, Миассе. Действуют также специализированные предприятия по производству моторов, дизелей (Заволжье, Яро­славль, Москва, Коломна и др.).

В последние годы сдаются в эксплуатацию совместные с иностранными фирмами предприятия, на которых осуществляет­ся сборка автомобилей зарубежных фирм: «Форд моторе», «Дже­нерал Моторс», «Фиат», «БМВ» и др.

Паровозо- и вагоностроение в России было развито ещё в начале XX века. Крупные заводы функционируют в Нижнем Нов­городе, Коломне, Брянске, Санкт- Петербурге, Улан-Удэ, Ниж­нем Тагиле. Выпуск магистральных паровоз был прекращен в 1957 г., заводы стали специализироваться на производстве тепло­возов и электровозов (Коломна, Калуга, Муром, Новочеркасск).

В Брянске выпускаются изотермические вагоны, Мытищах - для метрополитена, Нижнем Тагиле с повышенной грузоподъ­емностью, Твери двуяросные для перевозки автомобилей, Абака­не, Алтайске, Санкт-Петербурге, Вышнем Волочке и Усть-Катаве обычные для перевозки пассажиров.

Морское и речное судостроение и судоремонт развиты в морских и речных портах: Санкт-Петербург, Астрахань, Нижний Новгород, Тюмень, Красноярск, Хабаровск, Благовещенск, Ком­сомольск-на-Амуре, Архангельск (в г. Северодвинске - атомные подводные лодки), Мурманск, Ярославль, Рыбинск, Зеленодольск и др.

Россия является мировым лидером в строительстве судов смешанного типа «река-море», кораблей и судов с динамичными принципами поддерживания скорости. Несмотря на трудности, испытываемые всеми отраслями машиностроительного комплек­са, в стране сохраняются возможности производить на мировом уровне атомные ледоколы, корабли и суда на воздушной подуш­ке, корабли экранопланы, промысловые суда, плавучие буровые платформы, суда специального назначения. По оценкам экспер­тов, потенциал этой отрасли весьма значителен.

Авиастроение представлено в крупных промышленных центрах: Москва, Казань, Самара, Воронеж, Саратов, Смоленск, Ростов-на-Дону, Таганрог и др. В настоящие время отечественное авиастроение испытывает серьезные трудности.

Сохраняет высокую конкурентоспособность ракетно-космическая промышленность. Россия обладает уникальным на­учным и производственным потенциалом, определяющим её приоритет в области создания пилотируемых космических ком­плексов для длительных космических полетов. По прогнозу Ме­ждународного конгресса поставщиков коммерческих космиче­ских услуг на запуск коммерческих спутников, до 2007 г. будет затрачено около 30 млрд. дол, из которых Россия вполне может рассчитывать как минимум на треть.

Сельскохозяйственное машиностроение и тракторо­строение. Производство тракторов, впервые осуществленное на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге, было потом организо­вано в Челябинске, Владимире, Липецке, Волгограде, Чебокса­рах, Рубцовске, Новотроицке, Петрозаводске (трактора для тре­левки леса) и др. Тракторные заводы размещаются в основных сельскохозяйственных районах или в географической близости от металлургических баз.

Почти во всех экономических районах производится сель­скохозяйственная техника. Заводы построены в Ростове-на-Дону, Таганроге, Пятигорске, Сызрани, Бежецке (Тверская область), Воронеже, Красноярске, Омске, Биробиджане, Люберцах, Туле, Рязани и др. Многие предприятия в настоящие время вынуждены перепрофилироваться и выпуск сельскохозяйственной техники прекратили (например, заводы в Ростове-на-Дону, Таганроге).

Точное машиностроение специализируется по производ­ству точных машин, механизмов и инструментов (электроника и электротехника, приборостроение), где технологический процесс требует квалифицированного труда, размещается в районах и центрах высокой технической культуры - в крупных городах.

Инновационный потенциал машиностроения. Междуна­родное соревнование в основном превалирует в сфере создания наукоёмких технологий. Поэтому эта сфера деятельности должна иметь постоянную государственную поддержку. Кооперирование с ведущими западными производителями должно быть ориенти­ровано на ликвидацию разрывов в технологических цепочках вы­пуска высокотехнологичной продукции.

В высокотехнологичных отраслях материализуется основ­ная часть результатов НИОКР, они определяют спрос на научные достижения, а следовательно, способствуют её развитию и соз­дают базу предложения материально-вещественных информаци­онных новшеств. Масштабы использования высоких технологий характеризуют научно-технический и экономический потенциал страны.

В настоящие время выделяют высокотехнические отрасли промышленности, для которых характерно более высокое значе­ние наукоемкости. Этот показатель оценивается расходами на НИОКР в расчете на единицу валовой стоимости. К указанным отраслям относятся: авиакосмическая промышленность, про­изводство компьютеров и офисного оборудования, электрон­ная промышленность и производство коммуникационного оборудования, фармацевтическая промышленность. Перечень наукоемких отраслей и производств изменяется в соответствии с появлением и освоением новых достижений науки и техники.

В составе этой отрасли выделяют горно-химическую про­мышленность - добыча химического сырья; основную химию производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений; производство исходных продуктов органического синтеза - спир­тов; производство полимерных материалов - синтетических смол и пластмасс, химических волокон, синтетического каучука и др., К химической отрасли относится и промышленность химических реактивов, и особо чистых веществ, лаков и красок, бытовая хи­мия.

Состав отраслей народного хозяйства, дающих сырье для химической промышленности, следующий: горнохимическая добыча серы, апатитов, фосфоритов, поваренной и калийной соли и др.; нефтеперерабатывающая промышленность, коксохимиче­ское производство; газоперерабатывающая промышленность; сельское хозяйство - сырье для производства спиртов, масло для производства лаков, красок и др.; лесохимическая промышлен­ность; сланцехимия.

По сравнению с зарубежной практикой ряд перечисленных отраслей и производств в нашей стране не относят к химической промышленности. Например, коксохимическое производство входит в состав металлургической промышленности; сланцехн-мическая промышленность - в топливную промышленность; ле­сохимическое производство - в целлюлозно-бумажную промыш­ленность. В классификации отраслей промышленности как от­дельные отрасли выступают нефтехимия, микробиологи, фарма­цевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность.

Объемы производства основных видов продукции про­мышленности представлены в таблице 6,1.

Через развитые межотраслевые связи химическая промыш­ленность оказывает большое воздействие на отрасли, которые поставляют ей оборудование, топливо, электроэнергию, сырье, а также на отрасли, потребляющие ее продукцию. К специфике от­расли относится большое разнообразие используемого сырья, применяемой техники и технологии. Сырьевой базой для отрас­лей химической промышленности служат все виды горючих полезных ископаемых (газ, нефть, сланцы), минеральное сырье (со­ли, фосфориты, апатиты, сера) и многие виды отходов производ­ства черных и цветных металлов и самой химической промыш­ленности.

Размещение предприятий химической промышленности за­висит от влияния различных факторов, среди которых наиболее важную роль играют сырьевой, энергетический и потребительский. К отличительным особенностям химической индустрии также относится использование воды - по водоемкости она опе­режает черную и цветную металлургию, целлюлозно-бумажную и текстильную промышленность и уступает только электроэнер­гетике. Значительная часть воды используется в технологиче­ском процессе, что приводит к химическому ее загрязнению (хи­мическое производство относится к разряду «экологически гряз­ных производств»).

Влияние тех или иных факторов на размещение предпри­ятий весьма не одинаково для различных отраслей химической промышленности. Так, предприятие по производству калийных удобрений и соды, как правило, размещается вблизи источников сырья; по производству карбида кальция - в районах добычи сы­рья и производства дешевой электроэнергии; предприятия серно­кислотной и суперфосфатной промышленности расположены в основном в районах потребления готовой продукции; производ­ство химических волокон размещается в районах производства дешевой электроэнергии и т.д.

Потребительский фактор в большей мере распространяется на размещение предприятий основной химии (исключая произ­водство калийных удобрений, для которого очень важным явля­ется сырьевой фактор). Трудоемкость производства нарастает по мере увеличения степени обработки и переработки исходных ма­териалов. Высокой трудоемкостью отличается производство хи­мических волокон (искусственных и синтетических изделий из пластмасс), продуктов тонкого органического синтеза (синтети­ческих красителей, лаков, красок и др.).

Основная химия включает производство кислот, щелочей и минеральных удобрений.

Сернокислотная промышленность. Серная кислота - од­на из важнейших химических продуктов, находящая применение при производстве минеральных удобрений, в металлургии, тек­стильной, пищевой и нефтеперерабатывающей промышленности. Заводы по ее производству размещаются только в районах по­требления, так как серная кислота малотранспортабельна. Часто ее получение совмещается с основным производством другой продукции на базе использования отходов металлургического производства (на Среднеуральском медеплавильном, Челябин­ском цинковом, Волховском алюминиевым заводах и др.). Важнейшие предприятия этой отрасли находятся также в Централь­ном районе: Щелково, Новомосковск, Воскресенск; в Волго-Вятском районе: Дзержинск (Чернореченский завод); на Урале -Березники и Пермь.

Основными тенденциями последних лет стали относитель­ное сокращение значения металлургического сырья (пиритов и др.), самородной серы и отходов металлургических производств и быстрый рост значения элементарной серы, получаемой из нефти и природного газа. В этой связи сернокислотное производство начинает комбинироваться с газо- и нефтеперерабатывающими заводами. Значительная часть производимой серной кислоты ис­пользуется при производстве минеральных удобрений - фосфор­ных и комплексных.

Содовая промышленность развивается благодаря нали­чию в России природных местонахождений каменной (поварен­ной) соли. Соль - исходное сырьё для получения соды (питьевой, кальцинированной, каустической) и хлора, используемых в хи­мической и других отраслях промышленности (стекольной, цел­люлозно-бумажной, текстильной, металлургической и др.). Ме­сторождение естественной (природной) соды в Михайловске (Ал­тайский край).

Важнейшие предприятия содовой промышленности нахо­дятся в Пермском крае (Березниковский комбинат), в Башкирии (Стерлитамакский комбинат), в Алтайском крае (Михайловский комбинат).

Производство минеральных удобрений (фосфатных, ка­лийных и азотных) является важной отраслью химической про­мышленности.

Для производства фосфатных (фосфорных) удобрений (простой и двойной суперфосфат) используются два вида при­родного сырья - фосфориты и апатиты. Апатиты - это более ка­чественное сырье. Большинство заводов, производящих фосфат­ные удобрения, работают на хибинских апатитах Кольского по­луострова. Это приводит к перевозкам огромного количества сы­рья, так как. они и для Сибири являются лучшим сырьем по срав­нению с местными фосфоритами. Крупнейшие предприятия су­перфосфатной промышленности представлены комбинатами, ко­торые находятся в Воскресенске (Московская область), Санкт-Петербурге, Кингисеппе (Ленинградская область).

Производство калийных удобрений размещается вблизи месторождений калийных солей, поскольку оно не требует боль­ших расходов топлива и электроэнергии. На солях Верхнекам­ского месторождения (на Урале) работают комбинаты в Соли­камске и Березниках.

Для азотных удобрений (сульфат аммония, аммиачная се­литра, мочевина или карбамид) основным сырьём стал ныне при­родный газ, который является главным источником исходного вещества для их производства аммиака. Поэтому в России пред­приятия для производства азотных удобрений размещается вбли­зи газовых промыслов или совмещены с предприятиями коксо­химической промышленности и чёрной металлургии полного цикла. Новые предприятия по выпуску азотных удобренных удобрений размещаются также вдоль трасс магистральных газо­проводов. Крупнейшие предприятия отрасли: в Дзержинске (око­ло нижнего Новгорода), Березняках, Новомосковске (Тульская область), Невинномысске (Ставропольский край), Кемерово.

Производят и комплексные удобрения: сложные (кото­рые получаются в результате химического взаимодействия сырья и реагентов) и смешанные (которые получают с помощью меха­нического смешения разного вида удобрений). Наиболее распро­страненные из них - аммофос, нитрофос, карбоаммофос.

Полимеры - вещества, молекулы которых состоят из боль­шого числа повторяющихся звеньев; они являются основой для производства пластмасс, химических волокон, резины, клеев, ла­кокрасочных материалов.

Для получения полимерных материалов используются про­дукты основного органического синтеза - органические соедине­ния из сырья, содержащего углеводороды (нефть, попутный и природный газ, каменный уголь.)

Особенность промышленности органического синтеза по сравнению с промышленностью неорганических химических продуктов состоит в возможности получения из небольшого чис­ла исходных продуктов множества органических соединений. Продукция этой отрасли химической промышленности имеет ты­сячи наименований.

Специфика основного органического синтеза привела к корректировке его географии. Очевидна целесообразность раз­мещения всех его стадий - от добычи углеводородного сырья до производства готовой продукции на одной и той же территории. Завершающие стадии органического синтеза приближаются к потребителям: производство пластмасс, синтетического каучука и резины - к центрам машиностроения, а производство химиче­ских волокон - к центрам текстильной промышленности.

Заводы по производству пластических масс построены в Поволжье (Казань, Волгоград), на Урале (Нижний Тагил, Уфа, Салават, Екатеринбург), в Западной Сибири (Тюмень, Кемерово, Новосибирск), на Северном Кавказе (Грозный), в Центральном экономическом районе (Москва, Владимир, Орехово-Зуево), на Северо-Западе (Санкт-Петербург).

По выработке искусственных и синтетических волокон химические заводы находятся в Твери, Рязани, Балаково (Сара­товская область), Барнауле, Курске, Энгельсе, Волжском, Крас­ноярске и других городах.

По производству синтетического каучука и резиновых изделий существуют комплексы взаимообусловленных стадий: нефтепереработка - синтетический каучук - шинное производст­во (Омск, Ярославль); гидролиз древесины - синтетический кау­чук - шинное производство (Красноярск).

Предприятия этой отрасли размещаются в Воронеже, Еф­ремове, Ярославле, Архангельске, Красноярске, Волгограде и др. В перспективе эта отрасль имеет возможности наращивать свои мощности в восточных районах России.

Причины, оказавшие негативное влияние на работу хими­ческого комплекса, следующие: снижение спроса на продукцию в машиностроении, легкой, целлюлозно-бумажной и других отрас­лях промышленности, а также в сельском хозяйстве; разрыв про­изводственно-технологических связей между предприятиями в республиках бывшего СССР; попытка перехода к рыночным от­ношениям без необходимой подготовки, игнорируя социальные последствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: