ГЛАВА 6. ХИМИКО-ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС
ГЛАВА 5. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
Машиностроение - одна из отраслей экономики России, состоящая из большого количества подотраслей и производств. Предприятия этой отрасли связаны между собой и с предприятиями других отраслей народного хозяйства. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда, машиностроение в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях хозяйственного комплекса, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства.
В отраслевой структуре промышленности России на машиностроение в настоящее время приходится около 20 % (для сравнения: в США - 42 % в ФРГ - 47 %). Доля РФ на мировом рынке наукоемкой продукции (общий объем - 2,3 трлн. долл.) составляет всего 0,3 %, в то время как на экономически развитые страны приходится 70-80 %.
|
|
В последние годы ситуация в машиностроительном комплексе России оценивается как кризисная. Предприятия этой отрасли наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с предприятиями бывших союзных республик СССР. По сравнению с импортными товарами машиностроительная продукция нашей страны имеет более низкое качество, а поэтому неконкурентоспособна на мировом рынке. Динамику производства основных видов продукции машиностроения характеризуют данные таблицы 5.1.
Предприятия данной отрасли распространены в России повсеместно, но в одних районах машиностроение имеет профилирующие значение, а в других - его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей в продукции отрасли. Иногда оно лишь дополняет профиль тех промышленных комплексов, создание которых обязано использованию природных ресурсов, например в Восточной Сибири.
С учётом видов выпускаемой продукции, особенностей размещения производства и технологического процесса выделяют следующие подотрасли: тяжелое и энергетическое машиностроение, станкостроение, транспортное (автомобилестроение, авиастроение, судостроение, железнодорожное машиностроение),сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение, приборостроение, электроника и электротехника.
Среди основных факторов, влияющих на размещение предприятий машиностроения, следует выделить транспортный, наличие квалифицированных трудовых ресурсов, потребительский и др. Для одних отраслей машиностроения важным является одно из названных условий, для других - сочетание материалоемкости отрасли, трудоемкости, наукоемкости и т.д.
|
|
Разветвленная транспортная сеть, наличие удобных магистралей - важное условие, которое в определённой мере учитывается при размещении всех отраслей машиностроительного комплекса. Разнообразие сырья и особенности конструкции разных машин обусловливают производственные связи между машиностроительными заводами, а также предприятиями смежных отраслей промышленности, производящими металл, пластмассу, резину, ткани, стекло (кооперирование). Развита подетальная предметная специализация различных заводов машиностроительного комплекса.
Многие отрасли машиностроения имеют высокую трудоемкость производственного процесса. Наиболее трудоёмкими (а также наукоемкими) являются приборостроение, электроника и электротехника, отрасли, выпускающие сложную технику (аэрокосмическая промышленность, атомное машиностроение и др.). Важное условие для размещения современного машиностроения - это обеспечение квалифицированной рабочей силой, для новейших отраслей - наличие соответствующих центров научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).
Предприятия машиностроения, производящие оборудование для добывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, станки, суда, автомобили, оборудование для текстильной промышленности, размещаются в основном в районах потребления продукта.
Для некоторых подотраслей машиностроения необходимо учитывать и наличие сырьевых баз - сосредоточения предприятий чёрной металлургии, выплавляющих металл для машиностроительных заводов. К металлоемким (или материалоемким) относятся следующие отрасли машиностроения: производство горно-шахтного и нефтяного оборудования, энергетическое машиностроение и некоторые виды транспортного машиностроения (например, тепловозостроение). Много таких предприятий имеется на Урале, где расположена одна из крупнейших металлургических баз и где образовалось несколько центров тяжёлого машиностроения: в Екатеринбурге (оборудование для металлургической и других отраслей промышленности), в Нижнем Тагиле (производство грузовых вагонов), В Челябинске и Миассе (тракторостроение, производство оборудования для угольной промышленности и автомобилестроение), в Перми (судостроение и машиностроение) и др. Предприятия по производству горношахтного оборудования размещены также в Прокопьевске, Киселевске, Анжеро-Судженске, Кемерово, Красноярске (около другой металлургической базы - Сибирской).
На предприятиях энергетического машиностроения изготовляются паровые котлы, мощные паровые турбины и генераторы, гидротурбины, дизели, электродвигатели. Эти заводы расположены в Бийске, Барнауле, Таганроге, Белгороде, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Волгодонске (Ростовская область).
Для станкостроения характерно более или менее повсеместное размещение производства, но большая часть выпускаемой продукции всё же приходится на Центральный, Северо-Западный и Уральский экономические районы.
Металлообработка - производство металлических изделий и заготовок при довольно узкой специализации и массово-поточном методе работы территориально размещается следующим образом: производство металлических изделий приближено к потребителям, а заготовки - к источникам сырья (основным металлургическим базам России).
Транспортное машиностроение включает в себя автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, судостроение, авиастроение.
Отечественная автомобильная промышленность по-прежнему выпускает легковые, грузовые машины, автобусы, троллейбусы. В настоящее время внутренний рынок все больше заполняется импортными автомобилями.
|
|
Первые наиболее крупные предприятия этой отрасли были построены в Москве, Ярославле и Нижнем Новгороде (Горьком). В настоящее время легковые автомобили выпускают заводы в Нижнем Новгороде и Ижевске, Миассе и Ульяновске, Москве и Тольятти. Работают автобусные заводы в Павлово (Нижегородская область), Ликино (Московская область), строится завод по выпуску автобусов при участии фирм ФРГ в Голицино (Московская область). Действует единственный в стране троллейбусный завод в Энгельсе (Саратовская область). Грузовые автомобили выпускают в Москве, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Набережных Челнах, Миассе. Действуют также специализированные предприятия по производству моторов, дизелей (Заволжье, Ярославль, Москва, Коломна и др.).
В последние годы сдаются в эксплуатацию совместные с иностранными фирмами предприятия, на которых осуществляется сборка автомобилей зарубежных фирм: «Форд моторе», «Дженерал Моторс», «Фиат», «БМВ» и др.
Паровозо- и вагоностроение в России было развито ещё в начале XX века. Крупные заводы функционируют в Нижнем Новгороде, Коломне, Брянске, Санкт- Петербурге, Улан-Удэ, Нижнем Тагиле. Выпуск магистральных паровоз был прекращен в 1957 г., заводы стали специализироваться на производстве тепловозов и электровозов (Коломна, Калуга, Муром, Новочеркасск).
В Брянске выпускаются изотермические вагоны, Мытищах - для метрополитена, Нижнем Тагиле с повышенной грузоподъемностью, Твери двуяросные для перевозки автомобилей, Абакане, Алтайске, Санкт-Петербурге, Вышнем Волочке и Усть-Катаве обычные для перевозки пассажиров.
Морское и речное судостроение и судоремонт развиты в морских и речных портах: Санкт-Петербург, Астрахань, Нижний Новгород, Тюмень, Красноярск, Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Архангельск (в г. Северодвинске - атомные подводные лодки), Мурманск, Ярославль, Рыбинск, Зеленодольск и др.
Россия является мировым лидером в строительстве судов смешанного типа «река-море», кораблей и судов с динамичными принципами поддерживания скорости. Несмотря на трудности, испытываемые всеми отраслями машиностроительного комплекса, в стране сохраняются возможности производить на мировом уровне атомные ледоколы, корабли и суда на воздушной подушке, корабли экранопланы, промысловые суда, плавучие буровые платформы, суда специального назначения. По оценкам экспертов, потенциал этой отрасли весьма значителен.
|
|
Авиастроение представлено в крупных промышленных центрах: Москва, Казань, Самара, Воронеж, Саратов, Смоленск, Ростов-на-Дону, Таганрог и др. В настоящие время отечественное авиастроение испытывает серьезные трудности.
Сохраняет высокую конкурентоспособность ракетно-космическая промышленность. Россия обладает уникальным научным и производственным потенциалом, определяющим её приоритет в области создания пилотируемых космических комплексов для длительных космических полетов. По прогнозу Международного конгресса поставщиков коммерческих космических услуг на запуск коммерческих спутников, до 2007 г. будет затрачено около 30 млрд. дол, из которых Россия вполне может рассчитывать как минимум на треть.
Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение. Производство тракторов, впервые осуществленное на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге, было потом организовано в Челябинске, Владимире, Липецке, Волгограде, Чебоксарах, Рубцовске, Новотроицке, Петрозаводске (трактора для трелевки леса) и др. Тракторные заводы размещаются в основных сельскохозяйственных районах или в географической близости от металлургических баз.
Почти во всех экономических районах производится сельскохозяйственная техника. Заводы построены в Ростове-на-Дону, Таганроге, Пятигорске, Сызрани, Бежецке (Тверская область), Воронеже, Красноярске, Омске, Биробиджане, Люберцах, Туле, Рязани и др. Многие предприятия в настоящие время вынуждены перепрофилироваться и выпуск сельскохозяйственной техники прекратили (например, заводы в Ростове-на-Дону, Таганроге).
Точное машиностроение специализируется по производству точных машин, механизмов и инструментов (электроника и электротехника, приборостроение), где технологический процесс требует квалифицированного труда, размещается в районах и центрах высокой технической культуры - в крупных городах.
Инновационный потенциал машиностроения. Международное соревнование в основном превалирует в сфере создания наукоёмких технологий. Поэтому эта сфера деятельности должна иметь постоянную государственную поддержку. Кооперирование с ведущими западными производителями должно быть ориентировано на ликвидацию разрывов в технологических цепочках выпуска высокотехнологичной продукции.
В высокотехнологичных отраслях материализуется основная часть результатов НИОКР, они определяют спрос на научные достижения, а следовательно, способствуют её развитию и создают базу предложения материально-вещественных информационных новшеств. Масштабы использования высоких технологий характеризуют научно-технический и экономический потенциал страны.
В настоящие время выделяют высокотехнические отрасли промышленности, для которых характерно более высокое значение наукоемкости. Этот показатель оценивается расходами на НИОКР в расчете на единицу валовой стоимости. К указанным отраслям относятся: авиакосмическая промышленность, производство компьютеров и офисного оборудования, электронная промышленность и производство коммуникационного оборудования, фармацевтическая промышленность. Перечень наукоемких отраслей и производств изменяется в соответствии с появлением и освоением новых достижений науки и техники.
В составе этой отрасли выделяют горно-химическую промышленность - добыча химического сырья; основную химию производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений; производство исходных продуктов органического синтеза - спиртов; производство полимерных материалов - синтетических смол и пластмасс, химических волокон, синтетического каучука и др., К химической отрасли относится и промышленность химических реактивов, и особо чистых веществ, лаков и красок, бытовая химия.
Состав отраслей народного хозяйства, дающих сырье для химической промышленности, следующий: горнохимическая добыча серы, апатитов, фосфоритов, поваренной и калийной соли и др.; нефтеперерабатывающая промышленность, коксохимическое производство; газоперерабатывающая промышленность; сельское хозяйство - сырье для производства спиртов, масло для производства лаков, красок и др.; лесохимическая промышленность; сланцехимия.
По сравнению с зарубежной практикой ряд перечисленных отраслей и производств в нашей стране не относят к химической промышленности. Например, коксохимическое производство входит в состав металлургической промышленности; сланцехн-мическая промышленность - в топливную промышленность; лесохимическое производство - в целлюлозно-бумажную промышленность. В классификации отраслей промышленности как отдельные отрасли выступают нефтехимия, микробиологи, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность.
Объемы производства основных видов продукции промышленности представлены в таблице 6,1.
Через развитые межотраслевые связи химическая промышленность оказывает большое воздействие на отрасли, которые поставляют ей оборудование, топливо, электроэнергию, сырье, а также на отрасли, потребляющие ее продукцию. К специфике отрасли относится большое разнообразие используемого сырья, применяемой техники и технологии. Сырьевой базой для отраслей химической промышленности служат все виды горючих полезных ископаемых (газ, нефть, сланцы), минеральное сырье (соли, фосфориты, апатиты, сера) и многие виды отходов производства черных и цветных металлов и самой химической промышленности.
Размещение предприятий химической промышленности зависит от влияния различных факторов, среди которых наиболее важную роль играют сырьевой, энергетический и потребительский. К отличительным особенностям химической индустрии также относится использование воды - по водоемкости она опережает черную и цветную металлургию, целлюлозно-бумажную и текстильную промышленность и уступает только электроэнергетике. Значительная часть воды используется в технологическом процессе, что приводит к химическому ее загрязнению (химическое производство относится к разряду «экологически грязных производств»).
Влияние тех или иных факторов на размещение предприятий весьма не одинаково для различных отраслей химической промышленности. Так, предприятие по производству калийных удобрений и соды, как правило, размещается вблизи источников сырья; по производству карбида кальция - в районах добычи сырья и производства дешевой электроэнергии; предприятия сернокислотной и суперфосфатной промышленности расположены в основном в районах потребления готовой продукции; производство химических волокон размещается в районах производства дешевой электроэнергии и т.д.
Потребительский фактор в большей мере распространяется на размещение предприятий основной химии (исключая производство калийных удобрений, для которого очень важным является сырьевой фактор). Трудоемкость производства нарастает по мере увеличения степени обработки и переработки исходных материалов. Высокой трудоемкостью отличается производство химических волокон (искусственных и синтетических изделий из пластмасс), продуктов тонкого органического синтеза (синтетических красителей, лаков, красок и др.).
Основная химия включает производство кислот, щелочей и минеральных удобрений.
Сернокислотная промышленность. Серная кислота - одна из важнейших химических продуктов, находящая применение при производстве минеральных удобрений, в металлургии, текстильной, пищевой и нефтеперерабатывающей промышленности. Заводы по ее производству размещаются только в районах потребления, так как серная кислота малотранспортабельна. Часто ее получение совмещается с основным производством другой продукции на базе использования отходов металлургического производства (на Среднеуральском медеплавильном, Челябинском цинковом, Волховском алюминиевым заводах и др.). Важнейшие предприятия этой отрасли находятся также в Центральном районе: Щелково, Новомосковск, Воскресенск; в Волго-Вятском районе: Дзержинск (Чернореченский завод); на Урале -Березники и Пермь.
Основными тенденциями последних лет стали относительное сокращение значения металлургического сырья (пиритов и др.), самородной серы и отходов металлургических производств и быстрый рост значения элементарной серы, получаемой из нефти и природного газа. В этой связи сернокислотное производство начинает комбинироваться с газо- и нефтеперерабатывающими заводами. Значительная часть производимой серной кислоты используется при производстве минеральных удобрений - фосфорных и комплексных.
Содовая промышленность развивается благодаря наличию в России природных местонахождений каменной (поваренной) соли. Соль - исходное сырьё для получения соды (питьевой, кальцинированной, каустической) и хлора, используемых в химической и других отраслях промышленности (стекольной, целлюлозно-бумажной, текстильной, металлургической и др.). Месторождение естественной (природной) соды в Михайловске (Алтайский край).
Важнейшие предприятия содовой промышленности находятся в Пермском крае (Березниковский комбинат), в Башкирии (Стерлитамакский комбинат), в Алтайском крае (Михайловский комбинат).
Производство минеральных удобрений (фосфатных, калийных и азотных) является важной отраслью химической промышленности.
Для производства фосфатных (фосфорных) удобрений (простой и двойной суперфосфат) используются два вида природного сырья - фосфориты и апатиты. Апатиты - это более качественное сырье. Большинство заводов, производящих фосфатные удобрения, работают на хибинских апатитах Кольского полуострова. Это приводит к перевозкам огромного количества сырья, так как. они и для Сибири являются лучшим сырьем по сравнению с местными фосфоритами. Крупнейшие предприятия суперфосфатной промышленности представлены комбинатами, которые находятся в Воскресенске (Московская область), Санкт-Петербурге, Кингисеппе (Ленинградская область).
Производство калийных удобрений размещается вблизи месторождений калийных солей, поскольку оно не требует больших расходов топлива и электроэнергии. На солях Верхнекамского месторождения (на Урале) работают комбинаты в Соликамске и Березниках.
Для азотных удобрений (сульфат аммония, аммиачная селитра, мочевина или карбамид) основным сырьём стал ныне природный газ, который является главным источником исходного вещества для их производства аммиака. Поэтому в России предприятия для производства азотных удобрений размещается вблизи газовых промыслов или совмещены с предприятиями коксохимической промышленности и чёрной металлургии полного цикла. Новые предприятия по выпуску азотных удобренных удобрений размещаются также вдоль трасс магистральных газопроводов. Крупнейшие предприятия отрасли: в Дзержинске (около нижнего Новгорода), Березняках, Новомосковске (Тульская область), Невинномысске (Ставропольский край), Кемерово.
Производят и комплексные удобрения: сложные (которые получаются в результате химического взаимодействия сырья и реагентов) и смешанные (которые получают с помощью механического смешения разного вида удобрений). Наиболее распространенные из них - аммофос, нитрофос, карбоаммофос.
Полимеры - вещества, молекулы которых состоят из большого числа повторяющихся звеньев; они являются основой для производства пластмасс, химических волокон, резины, клеев, лакокрасочных материалов.
Для получения полимерных материалов используются продукты основного органического синтеза - органические соединения из сырья, содержащего углеводороды (нефть, попутный и природный газ, каменный уголь.)
Особенность промышленности органического синтеза по сравнению с промышленностью неорганических химических продуктов состоит в возможности получения из небольшого числа исходных продуктов множества органических соединений. Продукция этой отрасли химической промышленности имеет тысячи наименований.
Специфика основного органического синтеза привела к корректировке его географии. Очевидна целесообразность размещения всех его стадий - от добычи углеводородного сырья до производства готовой продукции на одной и той же территории. Завершающие стадии органического синтеза приближаются к потребителям: производство пластмасс, синтетического каучука и резины - к центрам машиностроения, а производство химических волокон - к центрам текстильной промышленности.
Заводы по производству пластических масс построены в Поволжье (Казань, Волгоград), на Урале (Нижний Тагил, Уфа, Салават, Екатеринбург), в Западной Сибири (Тюмень, Кемерово, Новосибирск), на Северном Кавказе (Грозный), в Центральном экономическом районе (Москва, Владимир, Орехово-Зуево), на Северо-Западе (Санкт-Петербург).
По выработке искусственных и синтетических волокон химические заводы находятся в Твери, Рязани, Балаково (Саратовская область), Барнауле, Курске, Энгельсе, Волжском, Красноярске и других городах.
По производству синтетического каучука и резиновых изделий существуют комплексы взаимообусловленных стадий: нефтепереработка - синтетический каучук - шинное производство (Омск, Ярославль); гидролиз древесины - синтетический каучук - шинное производство (Красноярск).
Предприятия этой отрасли размещаются в Воронеже, Ефремове, Ярославле, Архангельске, Красноярске, Волгограде и др. В перспективе эта отрасль имеет возможности наращивать свои мощности в восточных районах России.
Причины, оказавшие негативное влияние на работу химического комплекса, следующие: снижение спроса на продукцию в машиностроении, легкой, целлюлозно-бумажной и других отраслях промышленности, а также в сельском хозяйстве; разрыв производственно-технологических связей между предприятиями в республиках бывшего СССР; попытка перехода к рыночным отношениям без необходимой подготовки, игнорируя социальные последствия.