В области народного образования были достигнуты значительные успехи. Создана единая для всех общеобразовательная политехническая школа. Занятия в республиканских школах проводились на родном национальном языке, но при этом обязательным было изучение русского языка. Более чем сорок народов страны обрели свою письменность, что способствовало развитию национальной культуры.
В 1930 г. было принято постановление XVI съезда ВКП (б) «О введении всеобщего обязательного начального образования для всех детей в СССР», а в 1937 г. началось введение семилетнего школьного обучения. Продолжался рост десятилетних средних школ.
Проведенная в 1939 г. перепись населения выявила то, что процент грамотного населения в возрасте старше 9 лет достиг 81,2% (мужчин — 90,8%, женщин — 72,6%). Система вузовского образования развивалась значительными темпами. В 1940 г. в стране работало 460 вузов, к концу второй пятилетки Советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся и студентов.
В 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое, уменьшилась численность студентов, сроки обучения ограничивались 3–3,5 года. К концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню. Важную роль в развитии педагогики имела созданная в 1943 г. Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. Т. Потемкиным.
|
|
После окончания Великой Отечественной войны продолжился переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. Большая часть молодежи получала образование через систему профессионально-технического обучения. Особенно много училищ было открыто в первые послевоенные годы, когда подъем экономики требовал быстрого роста квалифицированных кадров. В послевоенные годы произошли изменения и в системе высшего образования. В 1945–1955 гг. в стране было открыто 160 новых университетов и институтов, выросло число студентов. Широкие масштабы приобрело вечернее и заочное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.
Возрастало количество средств, выделяемых государственным бюджетом на образование (1940 — 2,3 млрд руб., 1946 — 3,8 млд руб, 1950 — 5,7 млрд руб). В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР.
Несмотря на успехи в развитии системы образования, страна испытывала огромный дефицит специалистов с высшим и средним образованием. Война и репрессии нанесли тяжелый удар по интеллигенции. Трудности, с которыми столкнулась сфера образования, были решены за счет понижения образовательного уровня. Хотя учителям и преподавателям вузов (и всем научным сотрудникам) была существенно увеличена заработная плата и предоставлен ряд льгот, их подготовка была недостаточной. Большинство школьных учителей были подготовлены на краткосрочных курсах или в учительских институтах по укороченной программе.