Концепция «постиндустриального – посткапиталистического» общества впервые появляется у Ральфа Дарендорфа (1929–2009),
в границах которой проявляется новая отрасль – информационная экономика. Быстрое развитие информационной экономики обусловливает ее контроль над сферой бизнеса и государства
Начало теории постиндустриального общества в ее нынешнем понимании относится к 60-м гг. ХХ в. Одними из первых понятие «постиндустриальное общество» стали использовать в своих трудах и лекциях Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу и др. В 1973 г. вышла книга Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество», вызвавшая большой интерес к соответствующей проблематике.
По Д. Беллу, постиндустриальное обществоопределяется как общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни.
В этом обществе класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, внедрение нововведений во все большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания.
|
|
Постиндустриальное общество предполагает возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или «технократов».
Идеи постиндустриализма стали широко применяться в экономических, философских и социологических работах. Некоторые исследователи конкретизируют свои подходы, говоря о постиндустриальном капитализме, постиндустриальном социализме, а также экологическом постиндустриализме. Общей же остается констатация снижения роли материального производства и развития сектора услуг и информации, иного характера человеческой деятельности, изменения типов вовлекаемых в производство ресурсов,а также существенной модификации социальной структуры.
Присущий постиндустриальной доктрине технологический детерминизм пытаются преодолеть представители постмодернизм а, обращающие внимание не только на сугубо хозяйственные явления, но и на формирование системы постматериальных ценностей, отказ от прежних методов организации труда и переход к максимальному использованию творческого потенциала работников, а также на ряд сугубо социологических моментов – становление нового типа семьи и форм социального партнерства, повышение роли знания и изменение системы образования, национальные и этнические вопросы.
Сторонники постиндустриализма, как и последователи марксизма, основываются на материалистическом подходе к исследованию общественных явлений. В фокусе анализа – организационно-технологические аспекты производства, распределения и обмена.
|
|
Идеологи постиндустриального общества в своих социально-философских построениях предлагают особое видение исторического процесса, которое можно охарактеризовать как трехстадийную концепцию. Индустриальному обществу они противопоставляют аграрное (или доиндустриальное) в качестве предшественника и индустриальное – в качестве наследника.
Теоретики постиндустриального общества видят в развитии технологий, главным образом электронных, резервы гуманизации техники. Только с развитием компьютерной технологии стал возможным отход от массификации производства – производство стало более гибким и нацеленным на удовлетворение самых разнообразных потребностей.
Принципы плюрализма, децентрации, фрагментарности свойственны постиндустриальному обществу. Если говорить об экономике, то разнообразие обнаруживается не только в типах техники, товарном ассортименте и видах услуг, но и в потребности в широком спектре различных профессий.
Децентрация охватывает практически все сферы общества наших дней: в производстве мы наблюдаем процессы демассификации и разукрупнения предприятий, в сфере управления происходит перераспределение властных полномочий центра в пользу регионов, а базисное планирование переносится на локальный уровень, а что касается доступа к информации, то новейшие электронные технологии предлагают невиданные до сих пор возможности для пользователей самостоятельно получать необходимые им сведения, независимо от цензуры центра.
Наряду с процессами децентрации и дифференциации в современном обществе имеют место и интеграционные тенденции. Так, налицо процессы экономической интеграции и образования наднациональных экономических и властных структур, например, становление Европейского сообщества. Одновременное наличие процессов дифференциации и глобализации мы имеем и в средствах массовой информации. Но интеграция в эпоху постиндустриализма не предполагает господства центра, в данном случае речь идет, скорее, о координации, цель которой – успешное функционирование и развитие составных частей.
В постиндустриальном обществе происходит отход от централизованного распределения информации, что проявляется в развитии телевидения в направлении увеличения числа каналов, адресованных на различные аудитории, а также распространения кабельного и спутникового телевещания. Практически неограниченные возможности для доступа к интересующей информации и для общения дает глобальная сеть Интернет. Влияние информационных и телекоммуникационных технологий на дробление общества на множество различных малых групп заключается в том, что благодаря им, человек может находиться в том «фрагменте» информационного пространства, который ему наиболее интересен. Если телевидение – это коммуникативная система с односторонней связью, то сетевые компьютерные технологии дают возможность для двустороннего, интерактивного общения людей в режиме реального времени.
Технологии постиндустриального общества позволяют расширить вхождение игрового начала в деятельность человека. В постиндустриальном обществе неожиданно воплощаются идеи Герберта Маркузе (1898–1979) о том, что на смену «принципу производительности» должен прийти «принцип удовольствия». По его мнению, человеку необходимо вырваться из пределов материального производства – царства отчужденного труда и погрузиться в мир игры и фантазии. Труд должен стать средством самовыражения и реализации индивидуальных способностей, и, как полагал Г. Маркузе,
это возможно при превращении его в игру, в разновидность вдохновения.
|
|
Идеи Г. Маркузе находят воплощение в персональном компьютере. Компьютер открывает реальную возможность сделать труд своеобразной «игрой» и вывести человека из-под контроля технобюрократии.
Таким образом, постиндустриализация связывается с превращением процесса труда в разновидность творческой деятельности, возможности которой увеличиваются с вхождением в жизнь людей не подавляющей человека техники.
Следует заметить, что большинство классиков постиндустриальной теории, не относясь явно враждебно к коммунистическим режимам, но отмечая неэффективность созданных ими хозяйственных моделей, были уверены в историческом торжестве западного типа производства и западной системы ценностей. Именно ценности демократии и хозяйственной свободы, являющиеся объектом естественного стремления человека XX в., по мнению классиков постиндустриальной теории, в конечном счете подорвали политическую стабильность в Восточной Европе и разрушили коммунистическую систему.