Тема 2. ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАГИСТРАЛЬНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА
Железнодорожный транспорт в общей транспортной системе занимает ведущее место. Основной сферой применения железнодорожного транспорта являются массовые перевозки грузов и пассажиров в межобластном, междугородном и пригородных сообщениях.
Особая роль железных дорог Российской Федерации определяется большими расстояниями перевозки. Так, в европейских странах основным видом транспорта является автомобильный транспорт. В нашей же стране с ее огромными площадями (занимает первое место по площади) железнодорожный транспорт является основным.
Особая роль ж.д. транспорта обусловлена и отсутствием внутренних водных путей в главных сообщениях Восток-Запад (наши реки в основном имеют меридиальное направление, а грузопотоки имеют широтное направление).
Следующая причина особого значения ж.д. транспорта - это удаленность размещения основных промышленных и аграрных центров от морских путей.
В связи с этим на долю железнодорожного транспорта приходится почти 50% грузооборота и более 46% пассажирооборота всех видов транспорта страны.
|
|
Общая протяженность мировой железнодорожной сети составляет 1,2 млн. км. Эксплуатационная длина магистральных железных дорог России составляет 87,6 тыс.км. (7% протяженности железных дорог мира). Они выполняют 35% мирового грузооборота и почти 18% мирового пассажирооборота. Только США располагает более протяженной, чем Россия, сетью железных дорог - 188 тыс. км. Однако по показателю "густота транспортной сети" Россия находится далеко позади экономически развитых стран. В России этот показатель составляет 5,1 км/1000 км. кв., что в 5 раз меньше, чем в США, в 10 раз меньше, чем в, Германии, и в 5-7 раз меньше, чем например на Украине или в Белоруссии. Очевидно, что в России необходимо строительство новых железнодорожных линий, особенно для освоения месторождений топлива и сырья на востоке страны.
45% железных дорог России - электрифицированы (для сравнения - США, Канада - 1%, Швейцария - 90%).
42% российских железных дорог - 2-х путные и многопутные. Такой же показатель в Германии и Франции, в Канаде, Финляндии таких дорог всего 5%.
Основной сферой применения железнодорожного транспорта являются массовые перевозки грузов и пассажиров, при этом преобладают грузовые перевозки.
В настоящее время обострилась конкурентная борьба на рынке транспортных услуг. Основными конкурентами железнодорожного транспорта в грузовых перевозках является автомобильный транспорт. Но автомобильный транспорт составляет конкуренцию железнодорожному транспорту лишь на небольшие расстояния (200км).
|
|
При перевозке пассажиров на большие расстояния конкуренцию составляет воздушный транспорт. Главным преимуществом воздушного транспорта является высокая скорость доставки пассажиров. Если средняя скорость пассажирского поезда 45-50 км./час, то средняя скорость самолета- 800 км/час.
Преимущества железнодорожного транспорта:
1. Независимости от климатических условий, времени года, времени суток (95% путей сообщения работает без сбоя при перепадах температур).
2. Высокая пропускная и провозная способность железнодорожных линий (2-х путная дорога с автоблокировкой пропускает 150-200 пар поездов в сутки; однопутная - 60 пар поездов в сутки).
3. Возможность сооружения на любой сухопутной территории;
4. Невысокая стоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, за исключением трубопроводного и водного.
5. Прямая связь с промышленными предприятиями. Отдельные отрасли производства имеют прямую связь с магистральным железнодорожным путем.
6. Массовость перевозок.
7. Высокая безопасность движения.
8. Широкая номенклатура грузов.
Железнодорожный транспорт и далее будет оставаться ведущим видом транспорта страны, однако темпы его развития могут быть меньшими, чем автомобильного, трубопроводного и воздушного, Кроме того, следует услуг и некоторые недостатки железных дорог.
Недостатки железнодорожного транспорта:
1. Капиталоемкость сооружения железных дорог. Высокая первоначальная стоимость основных фондов.
2. Медленная отдача капитальных вложений (срок окупаемости железнодорожных объектов 8-10 лет и более).
2. Высокая металлоемкость. Железные дороги являются крупными потребителями металла (на 1 км. пути требуется почти 200 т металла)
3. Высокая трудоемкость. В среднем на 1 км. эксплуатационной длины железных дорог России приходится примерно 14 человек, занятых на перевозках, а в США - 1,5 чел. при примерно близких по размерам объемах транспортной работы.
4 Производительность труда на железнодорожном транспорте ниже, чем на трубопроводном, морском и воздушном, но выше чем на автомобильном транспорте.
5. Невысокий уровень качества транспортных услуг, предоставляемых клиентам.
Вместе с тем, хорошая техническая оснащенность и прогрессивные технологии железных дорог России позволяют оставаться вполне конкурентоспособным видом транспорта.