В последние годы в связи с ухудшением международной обстановки, в области военного противостояния, во многих странах развернулась острая полемика, начиная с вопроса о целесообразности существования ГО (как системы подготовки к действиям в условиях военного конфликта) до конкретных направлений ее развития. Так в прессе ведущих стран мира публикуется большое количество материалов, отражающих различные точки зрения на роль и место ГО в защите населения.
При этом четко определяются две тенденции. Первая из них выражает стремление к дальнейшему наращиванию усилий по совершенствованию и развитию ГО с задачей обеспечения защиты населения в военное время. Так как вопрос о возможности развязывания войны как показывают события на Ближнем востоке и в других горячих точках планеты, которых на данное время насчитывается более 20, пока еще не может быть полностью снят с повестки дня. Весомым аргументом в пользу этой тенденции является угроза террористических актов, которые по масштабам могут приравниваться к локальным ударам обычных средств поражения. И как показали события недавнего времени этой угрозе подвержены даже такие благополучные страны как Соединенные Штаты Америки и Испания.
Сторонники второй тенденции считают целесообразным переключить основную часть сил и средств, выделяемых ГО, на подготовку и практическое выполнение мер по оказанию помощи населению в чрезвычайных условиях мирного времени. Они считают, что расходование средств на подготовку к защите населения в условиях современной войны с использованием ядерного оружия неоправданно и не целесообразно, поскольку эффективной защиты от него не существует. При этом указывают, что ежегодно происходит большое количество различных происшествий, ликвидация последствий которых и является одной из главных задач ГО. Опыт строительства современной ГО свидетельствует о том, что она решает обе задачи.
В организации ГО развитых стран Западной Европы и Северной Америки есть много общего:
1. ГО в этих государствах является важным элементом их государственного устройства, появившимся в 50-70-е годы текущего столетия, закрепленным законодательными актами, в которых определены довольно четко обязанности должностных лиц.
Организационная структура систем ГО за рубежом, в основном идентична. В ряде стран (Швеции, Португалии, Израиле, Мексике, Аргентине, Индонезии) функции руководства деятельностью ГО возложены на министерства внутренних дел, а в некоторых странах – министерства (департаменты) юстиции и полиции (Швейцарии, Норвегии, Исландии); в США органы ГО непосредственно подчинены президенту, а в Канаде – Федеральному правительству.
Организация систем управления ГО в отдельных странах предусматривает деление их территорий на округа, подокруга, зоны, секторы, районы и участки ГО. Так, в США имеется 10 округов (в каждом от 4 до 8 штатов), в Канаде 10 округов чрезвычайной готовности (по числу провинций), в ФРГ 15 округов (по количеству земель). Во всех из них, а также в различных административно-территориальных единицах (штатах, провинциях, землях, департаментах, графствах, городах и общинах) созданы соответствующие штаты ГО.
Во всех странах созданы и надежно функционируют органы управления, системы связи и оповещения, защитные сооружения, разработаны планы эвакуации и рассредоточения населения, обеспечен запас средств защиты, ведется обучение личного состава сил ГО и населения, развернута пропаганда идей ГО.
Однако, как следует из имеющейся информации, не везде эти элементы развиты и не всегда соответствуют требованиям, предъявляемым к ним в современных условиях. Поэтому руководством ГО принимаются меры по совершенствованию методов защиты и обеспечению выживания населения, предопределенные тем, что органы ГО во многих странах обладают реальной юридической силой (особенно: США, ФРГ, Франция, Швейцария и др.)
Как свидетельствуют публикации зарубежных специалистов, что показывает и практика, в системе гражданской обороны западных стран особое внимание уделяется вопросам планирования действий и поддержания постоянной готовности органов управления и формирований ГО на уровне местных органов власти – мэрий, на которые возлагается наибольший объем работ в условиях чрезвычайной обстановки.
Общее руководство ГО в них, как правило, осуществляют мэры, а непосредственное – назначаемые ими начальники ГО (начальники штабов ГО).
В обязанности мэров входят: подготовка планирующих и регламентирующих документов по ЧС, организация контроля за состоянием сил и средств ГО, государственных и частных организаций, учреждений, промышленных предприятий, частей и подразделений вооруженных сил, дислоцирующихся в данном городе, районе; организуют финансовое обеспечение и взаимные расчеты за выполненные работы в процессе ликвидации последствий бедствия.
В практической деятельности мэрия через руководство ГО проводит работу по прогнозированию возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий, подготовке населения к действиям в чрезвычайных условиях, учету местных ресурсов, которые могут быть использованы для решения задач ГО. Она организует постоянный контроль за обстановкой в целях своевременного установления угрозы и быстрого принятия мер с целью предупреждения ее развития.
При возникновении крупных стихийных бедствий, аварий, катастроф и при ликвидации их последствий местные органы власти наделяются чрезвычайными полномочиями, что наглядно будет показано на примере США.
Для решения задач ГО на уровне местных органов власти в соответствии с распоряжением мэра, в первую очередь, привлекаются силы и средства ГО.
2. Современные взгляды на проблему защитного строительства в высокоразвитых капиталистических странах Западной Европы в основном совпадают и сводятся к тому, что заблаговременное создание территории этих стран защитных объектов различного назначения (убежища, заглубленные пункты управления, лазареты и др.) является целесообразным, так как обеспечивает в случае возникновения экстремальных ситуаций военного времени, а также при катастрофе и стихийных бедствиях, сохранение жизни людей или существенное снижение возможных потерь среди населения.
Практически во многих странах мира (особенно приведенных здесь) на всех этапах развития ГО особое значение придается созданию сети убежищ и укрытий. Наибольших успехов в этом достигли США, ФРГ, Швеция и Швейцария. В основу создания системы ЗС здесь положен принцип максимального использования имеющихся подземных сооружений, выработок и естественных полостей. Например, в США начиная с 1950г., проводилась широкая кампания по обследованию приспособлению под укрепления защищенных помещений в имеющихся и строящихся зданиях, заброшенных выработках, шахтах. В итоге в стране зарегистрировано 250 тысяч пригодных под укрытия помещений на 238 млн. мест.
В ряде стран – ФРГ, Великобритании, Дании и Норвегии для укрытия населения широко применяются подземные сооружения, кафе, кинотеатры и др., которые в случае необходимости могут быть в самые короткие сроки переоборудованы в убежища.
Во Франции, Италии и Бельгии строительство новых укрытий и убежищ практически не ведется. Обосновывается это тем, что в этих странах большинство строений – каменные с подвальными помещениями, которые в случае необходимости после небольшого дооборудования могут быть использованы в качестве противорадиационных укрытий. Для этих же целей предусматривается использовать туннели, станции метро и т.п.
3. Эвакуация и рассредоточение как способ защиты рассматривается западными странами, хотя и не без учета местных (для каждой страны) особенностей.
Для многих из них это дело не простое из-за сравнительно небольших территорий и высокой плотности населения, а также насыщенности промышленными предприятиями, тем не менее, почти во всех странах в той или иной мере планируется проведение эвакуации из угрожаемых районов (особенно в войне с применением ОСП и ВТО).
Особое мнение по поводу эвакуации населения имеет правительство Великобритании, считая его нерациональным из-за большой плотности населения и равномерного размещения на территории основных промышленных и военных объектов, а так же отсутствия определенных государств.
4. Исключительно большое внимание уделяется развитию системы оповещения о нападении и ЧС различного характера. Наиболее совершенные системы оповещения созданы в США, Канаде, ФРГ, Великобритании, Италии. Основным средством непосредственного объявления тревог в них являются сирены (на территории ФРГ – свыше 20 тысяч, в Великобритании – 18 тысяч). Кроме того, информация чрезвычайного характера доводится с помощью радио и телевидения.
5. Практически во всех зарубежных странах имеются силы ГО, предназначенные для ликвидации последствий применения противником ОМП (ОСП), а также для ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф.
Принцип привлечения населения для службы в силах ГО различный: в США, Канаде, Великобритании – добровольный; в Турции, Бельгии, Норвегии и Нидерландах – добровольный сочетается с обязательным призывом определенных категорий людей.
Как правило, силы ГО в этих странах включают формирования: центрального подчинения, региональные, местные и подразделения самозащиты.
В США, Канаде, ФРГ, Великобритании, Италии и других странах использование частей и подразделений ВС для проведения спасательных и других аварийных работ оформлены законодательно и отражены в планах использования Вооруженных Сил в интересах ГО. Организация взаимодействия в Вооруженных Силах и ГО отрабатывается в ходе учений, а также при ликвидации последствий стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, где, как правило, используются специально подготовленные для проведения спасательных работ воинские части.
6. В системе проводимых мероприятий по ГО значительное место отводится ее пропаганде населения к действиям в условиях чрезвычайной обстановки.
По мнению руководства ГО, все население страны должно иметь четкое представление о современном оружии, способах защиты от него и мероприятиях, проводимых в случае возможного нападения, а также при возникновении различных стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Особое внимание отводится общественной информации, особенно в центральных органах ГО США, Канады, ФРГ, Швеции и Швейцарии, где созданы специальные органы по информации населения (издаются брошюры, памятки, плакаты). В США например, такие материалы составляются на конкретный район с учетом наиболее возможных стихийных бедствий, а в случае нахождения в районе опасных промышленных предприятий, возможных производственных аварий и катастроф.
Широкое распространение получили демонстрация тематических короткометражных документальных или учебных кинофильмов, а также организация стационарных и передвижных выставок, в ряде стран такие выставки приурочиваются к проведению недель и дней ГО. В ФРГ и Швейцарии – это "неделя самозащиты", во Франции – "день противопожарной безопасности". Начиная с 1992 года, эти мероприятия должны организовываться 1 марта на основе решения МОГО, которое объявлено "международным днем ГО".
В пропаганде активно участвует пресса, издавая материалы по ГО.
7. Во всех странах большое внимание уделяется спасательной подготовке кадров в учебных заведениях: в ФРГ – Академия ГО, во Франции – институт ГО, в Великобритании – колледж ГО, в Бельгии, Дании, Нидерландах и Греции – национальные школы и центры. В США имеется Академия противопожарной защиты, а также институт управления в ЧС, входящие в национальный центр подготовки в ЧС.
Везде уделяется большое внимание проведению учений по ГО. В ходе их население не только наблюдает за действием органов и формирований ГО, но в ряде случаев, например, при организации эвакуации и занятий ЗС и т.п. само участвует в них, знакомясь с установленными на чрезвычайный период сигналами тревоги в практической деятельности сил органов ГО.
Структурная схема
гражданской обороны Республики Беларусь Схема 5.1.
Совет Министров Республики Беларусь | ||||
Премьер-министр - Начальник гражданской обороны Республики Беларусь | КЧС при Совете Министров Республики Беларусь | |||
Республиканские службы ГО | Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь – Штаб ГО Республики Беларусь Министр – начальник штаба ГО, заместитель начальника гражданской обороны Республики Беларусь |
Областные службы ГО | Областные и Минский городской ис- полнительные комитеты Председатель – начальник ГО области, г. Минска | Областные и г. Минска управления МЧС – штабы ГО областей и г. Минска Начальник управления – начальник штаба ГО области, г.Минска, заместитель начальника ГО | Министерства, госкомитеты, объединения Руководитель – начальник ГО | |||||
КЧС при исполнительных комитетах | Отраслевые КЧС | |||||||
Городские (районные) службы ГО | Городские и районные исполнитель- ные комитеты Председатель – начальник ГО города, района | Отделы по ЧС городов и районов – штабы ГО городов и районов Начальник отдела по ЧС – начальник штаба ГО города (района), заместитель начальника ГО | Отделы (сектора), работники по ГО и ЧС Начальник отдела (сектора), ра- ботник по ГО и ЧС, зам. НГО | |||
КЧС при исполнительных комитетах | ||||||
Дежурно-диспетчерские службы |
Субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности Руководитель – НГО объекта | Отделы (сектора, работники) по ГО и ЧС. Начальник отдела (сектора, работник) – НШ ГО | ||
КЧС субъектов хозяйствования | |||
Дежурно-диспетчерские службы | |||
ТЕМА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ, СВЯЗИ,