Метод психоанализа на основе принципа активности

Теоретическое представление о живой активности душевных Сил является основой для построения методов психоанализа глубин человеческой души. А это значит, что проективные методы исследования душевного мира должны быть приоритетными по отношению к другим методам.

Метод психоанализа предполагает, что проективный материал (например, тест-рисунки) следует рассматривать как проявление живых Сил души. А если это так, то при организации проективного тестирования мы должны внимательно следить за условиями тестирования, которые могут способствовать пробуждению одних Сил и усыплению других, не учитывая этого, мы можем получить неверные результаты.

Еще раз следует подчеркнуть тесную связь обоснования главной Силы «бессознательного» с методом (или стратегией психоанализа). Это особенно важно при использовании западных вариантов проективных тестов: следует четко представлять базовую концепцию, на которой основаны правила интерпретации этого теста. Например, известный теш1 «Дом-Дерево-Человек» имеет явную сексуальную ориентацию трактовки символов проективного материала, поэтому использовать его можно только основательно изучив психоанализ Фрейда.

Таким образом, принцип активности требует разработки психологии активности. Психология активности должна рассматривать каждый элемент душевного мира как живое Существо. Следовательно, психоанализ проективного материала должен строиться именно как психоанализ продуктов воплощения живых Сил души. Отсюда организация тестирования должна быть подобна повивальному искусству (аналогия с искусством приема родов по Сократу), то есть взращиванию живых сущностных Сил. Приоритетными должны стать проективные методы.

Отсюда психологическое резюме: принцип активности в психологии «оживил» элементы душевного мира.

4. Патологический аспект: концепция душевных заболеваний и их исцеление в трактовке 3. Фрейда.

Невроз (греч. neuron — нерв) — душевное заболевание, проявляющееся не только в расстройствах психики, но и в физиологических расстройствах (параличи, онемения, слепота, глухота и т.п.). Причина невроза не в телесной патологии, а в патологии души: в неосознаваемой «душевной занозе», возникшей в результате травмирующей конфликтной ситуации [10, с. 234].

Фиксация — «застревание» больного на каком-либо травмирующем переживании из его прошлого, выражающееся в навязчивом появлении одних и тех же симптомов, невозможности самому освободиться от них и т. п. [16, с. 55].

Катарсис (от греч. katharsis — очищение) — специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, «отреагировании» аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невроза [10, с. 159].

Другие статьи словаря: Фрейд Зигмунд [10, с. 429], фрейдизм [10, с. 430], катарсис [10, с. 158].

При рассмотрении психологического аспекта принцип активности был использован в качестве критерия выделения главной Силы «бессознательного». Патологический аспект предполагает рассмотрение типа невроза, возникающего вследствие нарушения принципа активности, то есть когда нарушается правило «живого» отношения к Силам «бессознательного».

Итак, согласно «учению о вытеснении» Фрейда, несмотря на энергетическую терминологию, сущностные Силы «бессознательного больше трактуются как живые, активно действующие побуждения, окольными путями стремящиеся на «сцену сознания», При этом главной Силой «бессознательного», дающей биологичесую мощь всем элементам душевного мира, является Либидо. Пробуждение Либидо (по Фрейду) дает естественное развитие инстинктов человека, а в случае грубого подавления «основного инстинкта» его живая активность появляется на «сцене» сознания в виде симптомов душевного расстройства — сексуального невроза по Фрейду.

4.1. Как возникает невроз по Фрейду?

Если грубо подавляется активность главной биологической Силы «бессознательного» (Либидо), в прошлом игравшей ведущую роль в естественном отборе, то возникает неосознаваемая душевная травма (душевная заноза), являющаяся причиной сексуального невроза по Фрейду.

Теория психической травмы (не обязательно сексуальной) была исходной концепцией трактовки возникновения невроза. Суть этой теории заключалась в том, что многие чисто физиологические симптомы болезни являлись не следствием болезни тела, а следствием болезни души, то есть наличием неосознаваемой психической травмы.

Для иллюстрации этой теории приведем историю исцеления от невроза пациентки Анны О. Брейером (первым учителем Фрейда).

После того, как Анна О. (Берта Паппенгейм) в возрасте 21 года получила сильную психическую травму (она потеряла отца), у нее развились характерные истерические симптомы: паралич конечностей, нарушения кожной чувствительности, расстройства речи и зрения, но. главное, она. мучаясь от жажды, не могла пить обыкновенную воду А исцеление состояло в том, что этот симптом исчез, когда девушка вспомнила травмирующую ситуацию его возникновения.

Фрейд так описывает этот случай: «Если больная с выражением аффекта вспоминала в гипнозе, в какой связи и по какому поводу известные симптомы появились впервые, то удавалось совершенно устранить эти симптомы. Летом, во время большой жары, больная сильно страдала от жажды, так как без всякой понятной причины она с известно! о времени вдруг перестала пить воду. <...> Больная утоляла свою мучительную жажду только фруктами. Когда прошло около 6 недель со дня появления этого симптома, она стала рассказывать в автогипнозе о своей компаньонке, англичанке, которую она не любила. Рассказ свой она вела со всеми признаками отвращения Она рассказывала о том. как однажды вошла в комнату этой англичанки и увидела, что ее отвратительная маленькая собачка пила воду из стакана. Она тогда ничет о не сказала, не желая быть невежливой. После того, как в сумеречном состоянии больная высказала свое отвращение, она потребовала пить, пила без всякой задержки много воды и проснулась со стаканом у рта. Это болезненное явление с тех пор прошло совершенно» [19, с. 210].

После этого случая у Брейера возникла мысль применять гипноз для исцеления от неврозов методом воспоминания травмирующей сцены — так был создан метод катарсиса (очищения души). А Фрейд, после этого случая, окончательно оставил анатомию мозга и посвятил себя исследованиям в области психологии.

Анализируя причины возникновения невроза, Фрейд подчеркивает, что заболевание в этом случае было вызвано подавлением естественного желания высказать англичанке «словом и действием» все, что девушка думает о ней и о ее собачке [19, с. 214].

Теория сексуальной травмы — следующий этап развития фрейдизма. На этом этапе решающую роль в возникновении неврозов Фрейд придает бессознательному ядру душевного мира, образуемому мощными влечениями, прежде всего — сексуальными (Либидо).

Мы выяснили, что для осуществления метода катарсиса (очищения души) больной должен вспомнить травмирующую сцену. Но как это сделать? Ведь травмирующих ситуаций человек мог пережить очень много и неизвестно какая из них является причиной невроза. Для того, чтобы организовать успешные поиски душевных заноз, Фрейд выдвигает предположение, что основная причина неврозов заключается именно в сексуальных травмирующих ситуациях. Таким образом, в

области всех травмирующих ситуаций особо выделяется область сексуальных травм (Рис. 4).

Рис. 4

Если Либидо является главной Силой душевного мира человека, то подавление этой Силы порождает, согласно Фрейду, неврозы: «Мы видим, что люди заболевают, если им нельзя реально удовлетворять свою эротическую потребность вследствие внешних препятствий недостатка в приспособляемости» или вследствие внутреннего [19, с. 238].

Подчеркивая особую роль Либидо, Фрейд писал: ««...Исследования показывают нам, что патогенные желания относятся к эротическим инстинктам и заставляют нас признать, что расстройствам эротики должно быть приписано наибольшее значение среди факторов, ведущих к заболеванию,- это так для обоих полов» [19. с. 231].

Возникновение невроза Фрейд трактует следующим образом: «Заболевание произошло потому, что развившемуся при патогенных положениях аффекту был закрыт нормальный выход и что сущность заболевания в том, что эти защемленные аффекты получили ненормальное применение. <...> Когда река течет по двум каналам, то всегда наступает переполнение одного, коль скоро течение по другому встретит какое-либо препятствие» [19, с. 214]

Таким образом, согласно Фрейду, невроз возникает по причине подавления сексуального инстинкта (Либидо) моралью и правилами поведения, принятыми в культурном обществе. Либидо, натыкаясь на запреты, порождает душевные травмы, но энергия ее все равно прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, забывания неприятного и т.п. Поэтому специфика учения Фрейда заключается в сексуальной трактовке природы травмирующей ситуации, суть которой в том, что у неврозов всегда «сексуальная пружина».

Концепция психосексуальных стадий конкретизирует теорию сексуальной травмы Фрейда тем, что позволяет выделить типы сексуальных травм. Если известны симптомы типов травм, то это повышает эффективность поиска скрытых травмирующих ситуаций с последующим их осознанием и катарсисом.

Согласно Фрейду, при развитии организма от младенчества до зрелого возраста сексуальный инстинкт претерпевает ряд стадий развития: оральная (каннибальская), садистско-анальная, фаллическая. Термином «фиксация» Фрейд называет то, что происходит, когда человек не переходит нормально от одной стадии к другой, а остается слишком привязанным к определенной стадии.

Одной из главных причин «фиксации» является сексуальная травма, возникшая на соответствующей стадии развития. Сексуальная травма, возникшая на определенной стадии, влияет на особенности снов, фантазий, рисунков и даже на характер взрослого человека: оральная травма — честолюбие; анальная — аккуратность, бережливость, упрямство; фаллическая — нарцистизм.

Зная симптоматику типа сексуальной травмы у взрослого человека, можно значительно повысить эффективность поиска травмирующей ситуации, направляя воспоминания пациента к соответствующему периоду детства: «Только переживания детства дают объяснение чувствительности к будущим травмам, и только раскрытием и приведением в сознание этих следов воспоминаний, обычно почти всегда позабытых, мы получаем власть к устранению симптомов» [19, с. 232].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: