Проектирование инновационного обучения

Проектирование и реализация педагогических нововведений

Обилие инновационных моделей, планов, стратегий их реали­зации на практике – признак современного образования. Инно­вационные тенденции обсуждаются не только и не столько теоре­тиками в педагогике, сколько педагогами и методистами в част­ных методиках обучения. В проектировании школьных инноваций участвуют не только учителя, но и администрация школы. Для каждой инновации часто предлагаются свой метод и своя страте­гия. Подобный эмпиризм приводит подчас к неудачным результа­там инноваций либо к тому, что инновации остаются лишь на бумаге».

Чтобы решать данную проблему, необходимы методологиче­ские основы инновационной деятельности, включая проектиро­вание и реализацию инноваций.

В качестве общего плана работ по проектированию но­вовведений в школе ученые предлагают различные эта­пы, например:

• Подготовка педагогического коллектива к нововведению: ознакомление со стратегией, планирование времени введения нов­шеств, определение целей, ожидаемого эффекта и основных тре­бований.

• Изучение и определение специфических черт индивидуаль­ной стратегии; интеграция стратегий различных нововведений, стратегии разных учителей, координации школ округа по про­граммам инноваций.

• Исследование эффективности той или иной инновационной стратегии при различных условиях, поощрение духа соревнова­ний между школами, выяснение сильных и слабых участников соревнования, отдельных стратегий, возможных комбинаций.

На уровне проектирования нововведений возникает вопрос об определении оптимальных стратегий их реализации. В зарубежных источниках предлагается определение пяти генеральных линий для интегрирования стратегий нововве­дения.

1.Стратегии инноваций по совершенствованию школьных учеб­ных программ должны иметь общие академические цели и пред­посылки, притом, что каждая стратегия сфокусирована на различ­ные аспекты процесса «учение-обучение»; наличие общих це­лей - первый шаг систематизированной интеграции стратегий.

2.Нет единственной стратегии, способной решить все пробле­мы нововведения; комбинирование различных стратегий для эф­фективного совершенствования учебных программ (с различным влиянием той или иной стратегии на отдельный аспект учебного процесса).

3.Инновационные стратегии должны дополнять друг друга; не­обходимость их анaлиза, сравнения, синтезирования, интегриро­вания.

4.Необходимость адаптации инновационных стратегий к педа­гогическому коллективу, школе для их успешной и эффективной реализации; выделение необходимого времени для эксперимен­тирования, критическая оценка первых результатов (достаточных, недостаточных, минимaльных, высоких...).

5.Продуманная комбинация стратегий – залог хорошего ре­зультата; по показаниям исследований, оптимальное комбиниро­вание стратегий – дополнительные положительные результаты и совершенствование школы.

Логика проектирования инноваций в сфере образования пред­полагает «выращивание» инновационной сферы на основе науч­но-образовательного комплекса из объективно возникших инно­вационных элементов.

На уровне регионов такие элементы могут быть «закреплены» в форме школ – экспериментальных площадок. Очевидно, что для работы в таком режиме необходим замкнутый управленче­ский цикл, включающий в себя анализ, целеполагание, плани­рование, программирование, организацию, системный монито­ринг, коррекцию инновационных процессов в регионе по ре­зультатам обратной связи. Управление необходимо не только для того, чтобы предусмотреть все инновационные возможности, сконцентрировать научно-педагогические и материально-техни­ческие ресурсы, но и с целью минимизации риска неправильного выбора.

Процесс проектирования нововведений задает требования к необходимости критического и творческого мышления учителей по поводу реализации инноваций. От них требуется способность воспринимать то или иное нововведение не как изолированную новую идею, а как часть комплекса идей с возможными внутрен­ними взаимоотношениями, умение защищать свою идею, страте­гию, ее достоинства, преимущества, видеть ее ограничения.

Расширение сферы планирования и применения инноваций – повод для тесного сотрудничества коллег, коллекционирования идей и последующего их использования в школьной практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: