Республика Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных рынков для отечественных товаров и услуг. Создана развитая договорно-правовая база международного сотрудничества. Беларусь осуществляет внешнеторговое сотрудничество со 174 странами мира, товары поставлялись на рынки 137 государств, импортировалась продукция 158 стран.
Важнейшей тенденцией динамики географической структуры внешней торговли Беларуси является все большая ориентация торговых потоков на страны вне СНГ. Товарооборот республики с этими странами увеличился в 2009 г. по сравнению с 2000 г. в 4,1 раза, в том числе экспорт товаров — в 4,1, импорт — в 4 раза. Доля стран вне СНГ в общем объеме товарооборота Республики Беларусь возросла за этот период с 34,4 до 44,8 %, в том числе экспорта — с 40,0 до 56,3 %, а импорта - с 29,8 до 36,2 %.
К основным торговым партнерам Беларуси вне СНГ относятся государства, имеющие товарооборот с нашей страной более 100 млн дол. США в год. Таких государств в 2004 г. было 18, а в 2009 г. – 33.
Одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики Республики Беларусь является Европейский союз, что обусловлено совокупностью экономических, исторических, политических и культурных факторов. Из 33 основных торговых партнеров Беларуси из стран вне СНГ 20 государств входят в ЕС, на долю которого в целом в 2004 г. приходилось 70,1 %, в 2009 г. – 72,9 % общего объема внешнеторгового оборота со странами вне СНГ, в том числе (74,4 % - 2004 г.) 78,5 % экспорта и 66,3 % (64,2% - 2004 г.) импорта.
Во взаимной торговле между Республикой Беларусь и Евросоюзом применяется режим наибольшего благоприятствования. Еще с начала 1993 г. Беларусь включена в список стран, пользующихся преимуществами общей системы преференций ЕС. Благодаря этому около 80 % белорусских товаров экспортируется на рынки ЕС по заниженным ставкам таможенных; пошлин или беспошлинно.
Вместе с тем расширению интеграционных связей нашей страны с ЕС препятствуют применяемые им импортные квоты и антидемпинговые меры в отношении текстильной, химической и металлургической промышленности. Санитарные и фитосанитарные защитные меры ЕС также серьезно затрудняют поступление на европейский рынок белорусской сельскохозяйственной продукции.
Важными торговыми партнерами республики являются страны Азии, прежде всего Китай и Индия. Из других азиатских стран следует назвать Турцию, Японию, Республику Корея, Сирию, Вьетнам, Малайзию, Иран, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Пакистан, Индонезию. С большинством этих государств Беларусь имеет положительное сальдо в торговле товарами, отрицательное сальдо — с Японией, Кореей и Турцией.
Особый интерес для расширения внешнеэкономических связей Беларуси представляют страны Африки, которые расположены гораздо ближе, чем Австралия и Океания, Южная и Северная Америка. Из африканских стран наибольший товарооборот приходится на Египет и Марокко.
На американском континенте основными торговыми партнерами Беларуси являются США и Бразилия.
Совершенствование внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами, не входящими в СНГ, должно быть направлено на наращивание экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции, а также на расширение сферы услуг. В связи с этим важнейшим направлением внешнеэкономической деятельности является привлечение иностранных инвестиций, прежде всего прямых, в перспективные высокотехнологичные экспортоориентированные и импортозамещающие производства.
ЛЕКЦИЯ 17. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ