Государственный (муниципальный) долг – это совокупность всех долговых обязательств РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
В соответствии с законодательством, к государственному или муниципальному долгу относятся обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, Бюджетным Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Структура государственного (муниципального) долга представляет собой группировку долговых обязательств по видам долговых обязательств:
1) кредиты, полученные от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных юридических лиц;
2) государственные (муниципальные) ценные бумаги;
3) бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4) государственные (муниципальные) гарантии.
|
|
Долговые обязательства могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет – для муниципальных образований и до 30 лет для РФ и субъектов РФ).
В объем государственного (муниципального) внутреннего долга включаются:
1) номинальная сумма долга по ценным бумагам, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
2) объем основного долга по кредитам, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет от бюджетов других уровней;
4) объем обязательств по государственным гарантиям и гарантиям муниципальных образований, выраженных в валюте Российской Федерации;
5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых осуществляется в валюте Российской Федерации.
В объем государственного внешнего долга включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
2) объем основного долга по кредитам, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
3) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в иностранной валюте.
Управление государственным и муниципальным долгом включает управление долгом на всех уровнях власти:
Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.
|
|
Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.
Управление долгом призвано для того, чтобы удерживать все параметры государственного (муниципального) долга в определенных рамках, регламентируемых государством.
Параметры государственного (муниципального) долга устанавливаются в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, основными из которых являются:
- предельный объем заимствований субъектов Российской Федерации, муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.
- предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в рамках ограничений.
- предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
- предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Кроме того, законом (решением) о соответствующем бюджете устанавливается верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, верхний предел государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации (при наличии такового), верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), представляющий собой расчетный показатель, с указанием в том числе, верхнего предела долга по государственным гарантиям субъекта Российской Федерации, муниципальным гарантиям.