Источники. Администрация Президента Республики Беларусь

Администрация Президента Республики Беларусь

Сведения о количестве декретов и указов Президента Республики Беларуси

Правовые акты, издаваемые Президентом Республики Беларусь

В соответствии со ст.85 Конституции Президент Республики Беларусь вправе издавать три вида правовых актов: декреты, указы и распоряжения.

Декреты являются новой формой правовых актов, издаваемых Президентом. Они принимаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, носят сугубо нормативный характер и имеют силу закона.

Декреты Президента могут быть двух видов: издаваемые на основании закона о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые в силу особой необходимости.

Первый вид декретов издается Президентом на основании специального закона, который принимается парламентом и определяет сферу его законодательных полномочий и срок издания декретов.

Для сведения: до настоящего времени такой закон не принят, поскольку Глава государства не внес предложение в парламент о необходимости его принятия. Согласно части 1 статьи 101 Конституции, с инициативой в принятии данного закона вправе выступить лишь Президент Республики Беларусь.

В соответствии с Конституцией (ч.2 ст.101) не допускается делегирование полномочий Президенту Республики Беларусь на издание декретов, предусматривающих:

· изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь; ее толкование;

· изменение и дополнение программных законов;

· утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;

· изменение порядка выборов Президента и Парламента;

· ограничение конституционных прав и свобод граждан.

Второй вид декретов издается Президентом со ссылкой на особые обстоятельства, определяющие их временный характер. Такие декреты могут издаваться Президентом по своей собственной инициативе и по предложению Правительства (в этом случае они скрепляются подписью Премьер-министра).

Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.

Заметное место в системе нормативных актов Республики Беларусь занимают также указы Президенты. Они представляют собой правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий в различных сферах государственной и общественной жизни. Указы могут иметь как нормативный, так и ненормативный характер, например, о назначении на должность, о приеме в гражданство, о награждении государственными наградами.

Следует отметить, что ни в Конституции, ни в Законе «О Президенте Республики Беларусь» не содержится четких указаний относительно места указов в иерархии нормативных актов. Считается, что по юридической силе указы находятся ниже, чем декреты. Что касается их соотношения с законами, то этот вопрос прямо не урегулирован. В части третьей статьи 137 Конституции на этот счет предусматривается, что в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

В связи с тем, что таких законов не издано, можно заключить, что президентские декреты и указы образуют автономную сферу нормотворчества и не связаны соподчиненностью с законами парламента.

О нормотворчестве Президента Республики Беларусь за последние годы можно судить по следующей таблице.

Виды актов Президента 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Декреты          
Указы          

Кроме декретов и указов, Президент Республики Беларусь вправе издавать распоряжения. С их помощью решаются, как правило, хозяйственные и организационные вопросы деятельности Администрации, Управления делами и других структур, образованных при Президенте Республики Беларусь.

Декреты Президента вступают в силу, как и законы, через 10 дней после их официального опубликования, если в самом декрете не установлен иной срок. Указы и распоряжения Президента вступают в силу в порядке, установленном Президентом.

Официальным опубликованием правовых актов Президента является их издание в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь и государственной газете «Советская Белоруссия».

В статье 84 Конституции предусмотрено, что Президент Республики Беларусь образует, упраздняет и реорганизует Администрацию, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте.

23 января 1997 года президентским указом № 97 утверждено Положение об Администрации Президента Республики Беларусь (впоследствии в него несколько раз вносились изменения и дополнения).

Согласно пункту 1 Положения, Администрация Президента Республики Беларусь является органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента Республики Беларусь в области государственной кадровой политики, идеологии и права, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента Республики Беларусь.

Основными задачами Администрации Президента Республики Беларусь являются:

1) обеспечение проведения государственной кадровой политики и идеологии;

2) координация деятельности подотчетных Президенту Республики Беларусь государственных органов в области государственной кадровой политики, идеологии и права;

3) обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления;

4) организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь.

В соответствии с пунктом 5 Положения на Администрацию Президента возлагаются следующие функции:

ü подготовка планов работы Президента Республики Беларусь и обеспечение их реализации;

ü формирование единой системы учета руководящих работников государственных органов, предприятий, организаций и учреждений, ведение кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь;

ü общее руководство деятельностью государственных органов и учреждений по подготовке, переподготовке, повышению квалификации управленческих кадров;

ü создание и совершенствование системы аттестации руководящих работников государственных органов;

ü систематический анализ общественно-политической и социально-экономической ситуации в республике;

ü участие в подготовке предложений по определению концептуальных основ государственной политике и механизме ее реализации;

ü проведение государственной идеологии и информационной политики;

ü координация деятельности государственных органов по подготовке проектов правовых актов;

ü обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с органами законодательной, исполнительной и судебной власти;

ü координация деятельности государственных средств массовой информации, анализ и прогнозирование социально-политической ситуации в республике;

ü контроль за выполнением решений и поручений Президента Республики Беларусь и подготовка соответствующих предложений и др.

Руководителем Администрации Президента Республики Беларусь является Глава Администрации Президента Республики Беларусь. Он назначается на должность и освобождается на должность Президентом Республики Беларусь. Глава Администрации имеет право без специального на то полномочия выступать в качестве представителя Президента Республики Беларусь в палатах парламента и Конституционном суде Республики Беларусь.

Структура и общая численность работников Администрации утверждается Президентом Республики Беларусь. В настоящее время Администрация Президента Республики Беларусь имеет следующую структуру:

глава Администрации Президента Республики Беларусь;

первый заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь;

два заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь;

помощники Президента Республики Беларусь;

главное государственно-правовое управление;

главное управление кадровой политики;

главное управление организационного обеспечения;

главное управление по взаимоотношениям с органами законодательной и судебной власти;

главное управление общественно-политической информации;

канцелярия Президента Республики Беларусь (осуществляет свою деятельность на правах управления);

секретариат Администрации Президента Республики Беларусь;

управление по работе с обращениями граждан;

управление внешней политики;

экономическое управление;

отдел по вопросам гражданства и помилования;

отдел подготовки выступлений;

отдел по связям с общественными объединениями;

пресс-служба Президента Республики Беларусь.

Статус, условия оплаты труда, государственного страхования, материально-технического, медицинского, санаторно-курортного, социально-бытового, пенсионного и иного обеспечения работников Администрации Президента Республики Беларусь определяются в порядке, установленном законодательством.

Финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение деятельности Администрации Президента Республики Беларусь осуществляется Управлением делами Президента Республики Беларусь.

Нормативные акты:

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). – Мн., 2004.

Закон «О Президенте Республики Беларусь» в редакции от 7 июля 1997 г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997, № 24, ст.463.

Положение об Администрации Президента Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 23 января 1997 г. (с изменениями и дополнениями) // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997, № 3, ст.103.

Литература:

Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь (Конституционно-правовой статус): Учеб. пособие. – Мн., 1999.

Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2002.

Демичев Д.М. Конституционное право: Учеб. пособие. – Мн., 2004.

Конституционное право Республики Беларусь: в понятиях и схемах / Под ред. А.И.Сухарковой. – Мн., 2002.

Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях). – Мн., 2003.

Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2005.

Чудаков М.Ф. Конституционное право зарубежных стран. – Мн., 1998.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Кто такой президент страны?

2. Какова роль президента в республиках с президентской формой правления?

3. Какова роль президента в республиках с парламентской формой правления?

4. В чем особенности правового статуса Президента Республики Беларусь?

5. Кто может быть избран Президентом Республики Беларусь?

6. Перечислите основные полномочия Президента Республики Беларусь?

7. Какие полномочия Президента Республики Беларусь в сфере формирования органов исполнительной власти?

8. Какие полномочия Президента Республики Беларусь в сфере отношений с Парламентом?

9. Какие полномочия Президента Республики Беларусь в сфере отношений с Правительством?

10. Какие полномочия Президента Республики Беларусь в сфере отношений с судами?

11. Какие правовые акты издает Президент Республики Беларусь?

12. Как декреты соотносятся с законами?

13. Какое место указов Президента в иерархии нормативных актов?

14. Когда вступают в силу декреты и указы Президента Республики Беларусь?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: