Организационные основы деятельности страховщика.
1. Менеджмент в страховании.
2. Маркетинг в страховании.
Менеджмент (англ. management) – это управление, умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы людей.
Менеджмент в страховании – это научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эффективного функционирования страховых организаций в рыночных условиях.
Цель менеджмента: создать эффективную страховую организацию и при необходимости подвергать ее корректировке так, чтобы она соответствовала меняющимся задачам и обстоятельствам страхового рынка.
Главная особенность менеджмента в страховании – управление в условиях риска. Главная обязанность менеджера в этих условиях – не избегать риска, а предвидя его, снизить возможные негативные последствия до минимума. Целенаправленные действия по ограничению риска в системе страховых отношений называют риск-менеджментом (управление риском).
Риск-менеджмент в страховании включает:
|
|
1. Выявление последствий деятельности экономических субъектов в ситуации риска.
2. Умение реагировать на возможные отрицательные последствия этой деятельности.
3. Разработка и осуществление мер, при помощи которых могут быть нейтрализованы или компенсированы вероятные негативные результаты предпринимаемых действий.
Управление риском в страховании осуществляется в 2 этапа.
1. Подготовительный.
Предполагает сравнение характеристик и вероятностей риска, полученных в результате анализа и оценки риска. Определяются альтернативы по принципу приемлемости содержащегося в них риска:
- риск приемлем полностью;
- риск приемлем частично;
- риск не приемлем вообще.
Далее устанавливаются приоритеты: выделяется круг проблем и вопросов, требующих первоочередного внимания.
2. Выбор конкретных мер, способствующих устранению или минимизации возможных отрицательных последствий риска.
Включает:
· разработку организационных и оперативных процедур предупредительного характера;
· подготовку рекомендаций лицам, принимающим или реализующим рисковые решения.
Выделяют 4 метода управления риском:
1. Упразднение.
Заключается в попытке избежать риска - не проводить страхование рисков характеризующихся высоким коэффициентом кумуляции риска, избегать не страховых рисков.
2. Предотвращение потерь и контроль.
Означает деятельность по предотвращению случайностей: формирование фонда предупредительных мероприятий, установление размера франшизы и другие.
3. Страхование.
Проведение перестрахования крупных рисков.
4. Поглощение.
Состоит в признании ущерба без возмещения его посредством страхования.
Удержание на своей ответственности небольших рисков или рисков, вероятность которых достаточно мала.
Не менее важным элементом менеджмента в страховой деятельности является прогнозирование, цель которого выявить главные закономерности и тенденции страховой деятельности данной организации.