Правовая основа регулирования международных автомобильных перевозок грузов

Порядок взаимоотношений между грузоотправителями, перевозчиками и грузополучателями при осуществлении международных перевозок грузов регулируется Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956г. Сфера действия Конвенции – заключение и исполнение договора перевозки, ответственность перевозчика и отправителя грузов, претензии и иски, осуществление перевозки последовательно несколькими перевозчиками. Конвенция носит открытый характер, то есть ее положения распространяются на перевозки грузов за вознаграждение, когда места принятия груза и сдачи находятся в двух странах, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции, независимо от места жительства и национальности сторон договора. При этом устанавливается, что договор перевозчика определяется международной товарно-транспортной накладной (CMR). В конвенции подробно определены права отправителя и получателя по распоряжению транспортируемым грузом и порядок действий в случае возникновения препятствий к перевозке и выдаче груза.

Конвенция построена на презумпции вины перевозчика. Это означает, что бремя доказательства своей невиновности в коммерческой неисправности груза лежит на перевозчике. Автомобильный перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что повреждение, порча или утрата груза произошли вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, действий или упущений отправителя или получателя, особых естественных свойств груза, из-за недостатков тары, незаметных при наружном осмотре груза.

Сроки доставки груза определяются соглашением сторон, а если это не было сделано, таковым признается период времени, необходимый для доставки груза разумным образом добросовестным перевозчиком. В случае просрочки, если заявитель требования докажет, что просрочка нанесла ущерб, перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать провозных платежей.

Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки или, при ее отсутствии, на основании текущей рыночной цены, либо, при отсутствии и той и другой, на основании обычной стоимости товара того же рода и качества. Существует предел ответственности перевозчика, согласно которому размер возмещения не может превышать 8,33 СДР. Грузополучатель вправе считать груз утраченным и требовать от перевозчика его полного возмещения в том случае, если груз не прибыл в место назначения в период тридцати дней по истечении указанного в накладной срока доставки или шестидесяти дней со дня принятия груза перевозчиком, если срок доставки не был установлен.

Срок исковой давности на все требования всех сторон – один год, за исключением умышленных действий или приравненных к таковым. В таком случае срок исковой давности увеличивается до трех лет.

Товарно-транспортная документация на груз.

Международная товарно-транспортная накладная (CMR);

Счет-фактура;

Отгрузочная спецификация;

Сертификаты качества и происхождения;

Карантинный и ветеринарный сертификаты;

Акт загрузки автомобиля

Документы оформляются на языке страны отправителя. Бланки всех документов должны быть изготовлены типографским способом и в заполненном виде переданы перевозчику.

Система МДП (1975)

Основные требования:

1. Надежные транспортные средства или контейнеры. Грузы перевозятся в надежных ТС или контейнерах, которые полностью исключают возможность доступа к перевозимому грузу без видимого нарушения или повреждения таможенных обеспечений, наложенных в стране первого отправления. К международной перевозке грузов под таможенными обеспечениями (печатями и пломбами) могут допускаться только транспортные средства, грузовые отделения которых сконструированы таким образом, чтобы:

Грузы невозможно было извлечь из опечатанной части транспортного средства или загрузить туда без оставления видимых следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб;

Таможенные печати и пломбы налагались простым и надежным способом;

В грузовых помещениях не было потайных мест для сокрытия грузов;

все места, в которых могут помещаться грузы, были доступны для таможенного контроля.

На каждое закрытое таможенное помещение должно быть оформлено «Свидетельство о допущении дорожного транспортного средства к перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами». Срок его действия – 2 года со дня оформления.

2. Международная гарантия. Пошлины и сборы, в отношении которых существует риск неуплаты, должны обеспечиваться международной гарантией на весь период перевозки. Международная система гарантий предусматривает уплату национальным гарантийным объединением таможенных пошлин и сборов, которые могут быть не уплачены в ходе транзитных операций МДП, если перевозчик не в состоянии уплатить. Максимальная страховая сумма составляет 50000 долларов США.

3. Книжка МДП. С грузом должна следовать международно-признанная книжка, выданная в стране отправления и действительная в качестве контрольного документа в странах отправления, транзита и назначения.

4. Взаимное признание мер таможенного контроля. Меры таможенного контроля, осуществляемые в стране отправления, должны признаваться странами транзита и назначения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: