2.
Факторный анализ прибыли
Факторный анализ – проводится по всем показателям прибыли, при этом изучается влияние объема продаж, структуры реализуемой продукции, уровня затрат, цены, и других факторов.
Факторный анализ проводится:
1. прибыли по отдельным видам продукции;
2. общей прибыли предприятия.
1.
При оценке факторов, влияющих на прибыль при единичной номенклатуре продукции используется модель:
П = V * (Ц – С/С)
При этом применяется способ цепных подстановок
,
П 1. = V ф* (Цпл – С/Спл)
,
П 2. = V ф* (Цф – С/Спл)
,
1) влияние (+ V) = П 1. - П пл.
,,
2) влияние (+ Ц) = П 2. - П 1.
,
3) влияние (+ С/С) = П ф. - П 2.
4) влияние 3-х факторов = 1+2+3 = + П
Задача: Провести анализ прибыли от продажи продукции, рассчитать влияние факторов. Сделать вывод.
Показатели | План | Факт | Отклонение | % выполнения плана |
Количество реализуемой продукции (V), ед. | 125,00 | |||
Цена за единицу продукции (ц), руб. | 16,2 | 1,2 | 108,00 | |
Себестоимость единицы продукции (с/с), руб. | 9,5 | 9,8 | 0,3 | 103,18 |
Прибыль от реализации (П), руб. | 145,45 |
Решение:
|
|
П = Vпл * (Цпл – С/Спл) = 1000 * (15 – 9,5) = 5500. рублей.
,
П 1. = V ф* (Цпл – С/Спл) = 1250 * (15 – 9,5) =6875.рублей.
,
П 2. = V ф* (Цф – С/Спл) = 1250 * (16,2 – 9,5) = 8375. рублей.
,
П 3. = Vф * (Цф – С/Сф) = 1250 * (16,2 – 9,8) = 8000 рублей.
,
1). влияние (+ V) = П 1. - П пл. = 6875 – 5500 = 1375 рублей.
,,
2). влияние (+ Ц) = П 2. - П 1. = 8375 – 6875 = 1500 рублей.
,
3). влияние (+ С/С) = П ф. - П 2. = 8000 – 8375 = - 375 рублей.
4). влияние 3-х факторов = 1+2+3 = + П = 1375 + 1500 – 375 = 2 500 рублей.
Вывод: Прибыль от реализации продукции увеличилась на 45,45 %. Дополнительно получено прибыли по сравнению с планом на 2500 рублей, в том числе:
· за счет роста объема продаж прибыль увеличилась на 1375 рублей;
· за счет роста цен прибыль увеличилась на 1500 рублей;
· за счет роста себестоимости прибыль уменьшилась на 375 рублей.
Предприятию необходимо разработать мероприятия по уменьшению затрат, экономии всех видов ресурсов в целях снижения себестоимости продукции.
При оценке влияния факторов на величину общей прибыли от реализации продукции дается оценка влияние объема, структуры продукции, изменения средних цен и себестоимости.
Составляющие прибыли | По отчету предыдущего периода, тыс. руб. | По ценам предыдущего периода при объеме продаж текущего периода, тыс. руб. | По отчету текущего периода, тыс. руб. |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, (объем продаж), (S) | |||
Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, (C) | |||
Прибыль от продаж, (П) |
Расчеты проводятся в следующем порядке:
1) Изменение прибыли от продаж за период (∆ П):
∆ П = ПТП – ППП;
|
|
∆ П = 49978 – 32855 = 17123 тыс.руб.
2) Влияние на прибыль изменений цен на проданные товары(∆ П1 ):
∆ П1 = SТП – S1
где SТП объем продаж в текущем периоде в ценах текущего периода;
S1 - объем продаж в текущем периоде в ценах предыдущего периода.
∆ П 1= 701605– 692048 = 9557 тыс. руб.
3) Влияние на прибыль изменений объема продаж товаров (∆ П2 ):
∆ П2 = ППП *k1 – ППП = ППП (k1 – 1),
где ППП - прибыль предыдущего периода;
К1 - коэффициент изменения себестоимости товаров по ценам предыдущего периода:
k 1 = С1 / СПП,
где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода;
СПП - себестоимость проданных товаров в предыдущем периоде.
k 1 = 651040 / 530234 = 1,2278;
∆ П 2 = 32855 * (1,2278 – 1) = 7484 тыс. руб.
4) Влияние на прибыль изменений в объеме продаж товаров, обусловленных изменениями в структуре товаров (∆ П3):
∆ П3 = ППП * (k2 - k1 )
где К2 - коэффициент роста объема продаж по ценам предыдущего периода:
k2 = S1 / SПП
где S1 – объем продаж в текущем периоде по ценам предыдущего периода;
SПП – объем продаж в предыдущем периоде.
k 2 = 692048 / 563089 = 1,229;
∆ П3 = 32855 * ( 1,229 - 1,2278 )= 32855* 0,0012 = 39тыс. руб.
5) Изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости в связи с изменением цен на потребляемые ресурсы (∆ П4 ):
∆ П4 = С1 - СТП
где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода;
СТП - фактическая себестоимость проданных товаров за текущий период.
∆ П4 = 651040 – 651627 = -587 тыс. руб.
6) Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе товаров (∆ П5 ):
∆ П5 = СПП *k2 – С1.
∆ П5 = 530234 * 1,229 – 651040 = 627 тыс. руб.
7) Сложив величины изменения прибыли под влиянием каждого их факторов, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от продаж (∆ П ):
∆ П = , 1
где Пi – влияние i -ого фактора;
n - количество факторов.
Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли от продажи товаров ∆ П составило:
∆ П = 9557+7484+39+(-587)+627=17120 тыс. руб.
Полученные результаты целесообразно представить в виде таблицы.
Таблица 8.3