Лекция
СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
V. Задание на дом.
IV. Итог урока.
Цели: проверить степень усвоенности нового правила.
С помощью вопросов учитель определяет, как дети усвоили новый материал; учит отделять те знания, что имелись по данной теме, от тех, что приобрели на уроке.
Задается упражнение, аналогичное выполненным на уроке, оно в классе анализируется, дается образец рассуждения.
Для студентов: стр. 66-70 (Соловейчик)
ТЕМА: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.
Если урок ставит своей целью закрепление знаний, формирование орфографических умений, то логика урока будет отражать систему упражнений, которая строится по принципу усложнения условий, в которых протекает деятельность учащихся. При выполнении упражнения возрастает доля самостоятельности учащихся. Связь между упражнениями обусловлена характером формируемого умения. На уроке должна осуществляться связь изучения грамматического, словообразовательного, орфографического материала с развитием речи. По каждой теме таких уроков будет не один и не два, а столько сколько часов отводится на изучение данной темы в программе, минус «Урок объяснения», «Обобщающий урок», «Контрольный урок». Последним этапом урока – закрепления будет контроль за усвоением на уроке изучаемого материала, цель которого – выяснить, как дети усвоили изучаемый материал.
|
|
I. Проверка домашнего задания.
1) Упражнение
2) Устный опрос.
II. Закрепление изучаемого материала, система упражнений.
III. Итог урока.
ТЕМА: МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЭТАПОВ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из задач начальной школы. Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности, старательного отношения к выполнению любой работы. Занятия по чистописанию проводятся после окончания работы по букварю. Их целью является закрепление написания правильной формы букв, их соединения в слове, соблюдение наклона, высоты букв. Идет систематическая работа по постепенному ускорению темпа письма. Минутка чистописания может включать следующие виды работы:
- упражнения, направленные на отработку начертания букв, их элементов, соединений;
- упражнения по решению основных задач каллиграфии: соблюдение наклона, определенной высоты букв, расстояния между элементами букв, словами;
- упражнения на ускорение темпа письма, его ритмичности;
- работа с сюжетным рисунком;
|
|
- работа с дидактическим рисунком.
За основу берутся элементы букв, которые встречаются в разных буквах, поэтому учитель может неоднократно возвращаться к начертанию одной и той же буквы, решая различного рода каллиграфические задачи.
Дидактический рисунок, с одной стороны, снимает однообразие, монотонность работы, с другой стороны, позволяет отработать в достаточной мере тот или иной элемент, входящий в букву.
Минутки чистописания проводятся каждый урок русского языка, по времени занимая до 5 минут урока.
Виды упражнений для проведения минутки чистописания:
- Загадка, отгадка которой начинается с согласной. Характеристика звука, который она обозначает в данном слове. Запись ее после предварительного анализа.
- Рисунок-предмет. Какой первый слог в этом слове? Например, капуста. Запись буквы К в соединении с А. Придумывание слов, где этот слог в конце, середине, начале слова, запись этих слов.
- Игра в звук. Например, скажите, как выходит воздух из шарика? Напишем вот такой узор?
- Игра: «Найди одинаковый звук». Например, стол, тарелка, таз, туфли. Какой это звук? Буква какая его обозначает? Запишем соединение Тт или тТ т Т.
- Вспомните, какая 4 буква алфавита? А теперь 21? Полстроки одна, полстроки другая.
- Вспомните, как звали героя….? С какой буквы начинается его имя?
- Вспомните, а) какой праздник приближается? б) Какое время года сейчас? в) Какой месяц? г) Какой день сегодня?
- Письмо по описанию: закройте глаза, я буду говорить и писать, а вы отгадайте, какую букву я писала. И т.д.
Есть специальные тетради, которые помогают учителю проводить минутки чистописания.
«Дидактический материал к занятиям по чистописанию». Л.Я.Желтовская; «Ступеньки».
ТЕМА: ОБОБЩАЮЩИЕ УРОКИ
Особым типов урока грамматики является обобщающий урок. На данном уроке систематизируются знания, приобретенные в процессе изучения темы или раздела. Следовательно, они проводятся после того, как изучен материал темы, раздела программы. Чтобы не превратились эти уроки в воспроизведение отдельных теоретических правил, усвоенных на предыдущих уроках, целесообразно применять такие виды заданий, выполнение которых уже по своей сути требует их сравнения. По своей структуре обобщающие уроки могут быть различны: путешествия, игры, комбинированные уроки и т.п. Наиболее эффективным, как показывает практика, являются следующие варианты:
1. Упражнения на применение знаний о существенных признаках изучаемого грамматического материала.
2. Обобщение и проверка знаний.
3. Самостоятельная творческая работа (образец конспекта).
Таким образом, как видим, различают различные типы и структуры уроков русского языка. Согласно наиболее принятой в нашей дидактике т.з. тип урока определяется его дидактической целью. С этой точки зрения различают: уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, обобщающие уроки, учетно-контрольные и комбинированные. Для каждого типа урока характерна определенная структура. Дидактическая цель конкретного урока определяется исходя из задач изучения темы в целом и места данного урока в общей системе уроков по теме. Тип урока и его структура выбираются учителем не произвольно, а с учетом количества часов, предусмотренных программой.
Количество уроков того или иного типа обусловлено объемом знаний, который должен усвоить учащийся в процессе изучения темы. Трафарета в построении уроков быть не должно. Приобретение новых знаний и закрепление ранее изученных сливаются в единый процесс.