Требования

Лекция

СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

V. Задание на дом.

IV. Итог урока.

Цели: проверить степень усвоенности нового правила.

С помощью вопросов учитель определяет, как дети усвоили новый материал; учит отделять те знания, что имелись по данной теме, от тех, что приобрели на уроке.

Задается упражнение, аналогичное выполненным на уроке, оно в классе анализируется, дается образец рассуждения.

Для студентов: стр. 66-70 (Соловейчик)


ТЕМА: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.

Если урок ставит своей целью закрепление знаний, формирование орфографических умений, то логика урока будет отражать систему упражнений, которая строится по принципу усложнения условий, в которых протекает деятельность учащихся. При выполнении упражнения возрастает доля самостоятельности учащихся. Связь между упражнениями обусловлена характером формируемого умения. На уроке должна осуществляться связь изучения грамматического, словообразовательного, орфографического материала с развитием речи. По каждой теме таких уроков будет не один и не два, а столько сколько часов отводится на изучение данной темы в программе, минус «Урок объяснения», «Обобщающий урок», «Контрольный урок». Последним этапом урока – закрепления будет контроль за усвоением на уроке изучаемого материала, цель которого – выяснить, как дети усвоили изучаемый материал.

I. Проверка домашнего задания.

1) Упражнение

2) Устный опрос.

II. Закрепление изучаемого материала, система упражнений.

III. Итог урока.


ТЕМА: МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЭТАПОВ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из задач начальной школы. Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности, старательного отношения к выполнению любой работы. Занятия по чистописанию проводятся после окончания работы по букварю. Их целью является закрепление написания правильной формы букв, их соединения в слове, соблюдение наклона, высоты букв. Идет систематическая работа по постепенному ускорению темпа письма. Минутка чистописания может включать следующие виды работы:

- упражнения, направленные на отработку начертания букв, их элементов, соединений;

- упражнения по решению основных задач каллиграфии: соблюдение наклона, определенной высоты букв, расстояния между элементами букв, словами;

- упражнения на ускорение темпа письма, его ритмичности;

- работа с сюжетным рисунком;

- работа с дидактическим рисунком.

За основу берутся элементы букв, которые встречаются в разных буквах, поэтому учитель может неоднократно возвращаться к начертанию одной и той же буквы, решая различного рода каллиграфические задачи.

Дидактический рисунок, с одной стороны, снимает однообразие, монотонность работы, с другой стороны, позволяет отработать в достаточной мере тот или иной элемент, входящий в букву.

Минутки чистописания проводятся каждый урок русского языка, по времени занимая до 5 минут урока.

Виды упражнений для проведения минутки чистописания:

- Загадка, отгадка которой начинается с согласной. Характеристика звука, который она обозначает в данном слове. Запись ее после предварительного анализа.

- Рисунок-предмет. Какой первый слог в этом слове? Например, капуста. Запись буквы К в соединении с А. Придумывание слов, где этот слог в конце, середине, начале слова, запись этих слов.

- Игра в звук. Например, скажите, как выходит воздух из шарика? Напишем вот такой узор?

- Игра: «Найди одинаковый звук». Например, стол, тарелка, таз, туфли. Какой это звук? Буква какая его обозначает? Запишем соединение Тт или тТ т Т.

- Вспомните, какая 4 буква алфавита? А теперь 21? Полстроки одна, полстроки другая.

- Вспомните, как звали героя….? С какой буквы начинается его имя?

- Вспомните, а) какой праздник приближается? б) Какое время года сейчас? в) Какой месяц? г) Какой день сегодня?

- Письмо по описанию: закройте глаза, я буду говорить и писать, а вы отгадайте, какую букву я писала. И т.д.

Есть специальные тетради, которые помогают учителю проводить минутки чистописания.

«Дидактический материал к занятиям по чистописанию». Л.Я.Желтовская; «Ступеньки».


ТЕМА: ОБОБЩАЮЩИЕ УРОКИ

Особым типов урока грамматики является обобщающий урок. На данном уроке систематизируются знания, приобретенные в процессе изучения темы или раздела. Следовательно, они проводятся после того, как изучен материал темы, раздела программы. Чтобы не превратились эти уроки в воспроизведение отдельных теоретических правил, усвоенных на предыдущих уроках, целесообразно применять такие виды заданий, выполнение которых уже по своей сути требует их сравнения. По своей структуре обобщающие уроки могут быть различны: путешествия, игры, комбинированные уроки и т.п. Наиболее эффективным, как показывает практика, являются следующие варианты:

1. Упражнения на применение знаний о существенных признаках изучаемого грамматического материала.

2. Обобщение и проверка знаний.

3. Самостоятельная творческая работа (образец конспекта).

Таким образом, как видим, различают различные типы и структуры уроков русского языка. Согласно наиболее принятой в нашей дидактике т.з. тип урока определяется его дидактической целью. С этой точки зрения различают: уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, обобщающие уроки, учетно-контрольные и комбинированные. Для каждого типа урока характерна определенная структура. Дидактическая цель конкретного урока определяется исходя из задач изучения темы в целом и места данного урока в общей системе уроков по теме. Тип урока и его структура выбираются учителем не произвольно, а с учетом количества часов, предусмотренных программой.

Количество уроков того или иного типа обусловлено объемом знаний, который должен усвоить учащийся в процессе изучения темы. Трафарета в построении уроков быть не должно. Приобретение новых знаний и закрепление ранее изученных сливаются в единый процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: