Основой любой организации являются люди. Человек сознательно или бессознательно, добровольно или по принуждению включается в жизнь организации, живет по ее законам, взаимодействует с другими ее членами, отдавая что-то организации, но получая от нее также что-то взамен.
Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами этого взаимодействия, касающимися того, чем он должен жертвовать для интересов организации, что, когда и в каких объемах он должен делать в организации, что будет давать ему организация… от этого и ряда других факторов зависит удовлетворенность человека взаимодействием с организацией, его отношение к организации и его вклад в ее деятяетельность.
Поведение человека в организации может быть представлено с 2 позиций:
1 - с позиции взаимодействия человека с организационным окружением (человек в центре модели);
2 - с позиции организации, включающей в себя индивидов (в этом случае организация как целое является исходной точкой рассмотрения).
Человек, взаимодействуя с организационным окружением, получает от него побуждение к действию;
Человек под воздействием стимулирующих сигналов со стороны организац-го окружения осуществляет определенные действия;
Действия, осуществляемые человеком, приводят к выполнению им определенных работ и одновременно оказывают определенное воздействие на организационное окружение.
Ожидания индивида от организации:
-содержание, смысл, значимость работы;
-оригинальность и творческий характер;
-увлекательность и интенсивность;
-степень ответственности и риска;
-престижность и статусность работы;
- признания и поошрения;
- з\п и премия;
- гарантии и рост;
- отношения между членами организации;
- дисциплина труда…
Для каждого чел эта комбинация различна.
Организация ожидает от человека, что он проявит себя как:
· что человек проявит себя как специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией;
· член организации, содействующий успешному функционированию и развитию организации, человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами, член коллектива, способный кооммуницировать и поддерживать хорошие отношения с коллегами, член организации, разделяющий ее ценности, работник, стремящийся к улучшения своих исполнительных способностей;
· человек, преданный организации и готовый отстаивать ее интересы, исполнитель определенной работы, готовый осуществлять ее с должной отдачей и на качественном должном уровне;
· член организации способный занять определенное место внутри организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность;
· сотрудник, следующий принятым в организации нормам поведения.
Для того чтобы стыковать ожидания человека и организации по отношению друг к другу и тем самым устранить проблемы, которые возникают между человеком и организационным окружением, важно четко представить то, на какое место в организации ретендует чел, какие роли он может выполнять и какую роль ему предлагает организация.