Контроль за выполнением стратегического плана

Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производство на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе. Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.

Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов:

-анализ среды

-определение миссии и целей

-выбор стратегии

-выполнение стратегии

-оценка и контроль выполнения

Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей

Процесс контроля состоит из установки стандартов, измеряя фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Контроль очень важен для того, чтобы организация функционировала успешно. Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможным.

Контроль является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникших проблем раньше, чем они станут слишком серьезными.

Выделяются 3 основных вида контроля:

предварительный;

текущий;

заключительный.

По форме осуществления все эти 3 контроля схожи, т.к. имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически полученные результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.

Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.

Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.

Заключительный контроль осуществляется, когда работа уже закончена или истекло отведенное для нее время.

Назначение и объекты контроля:

1) констатация и оценка достигнутых результатов коммерческой и обеспечивающей деятельности;

2) констатация и оценка деятельности отдельных работников и групп достижении результатов;

3) констатация и оценка осуществления эффективности мероприятий, выполненных в соответствии с планами;

4) комплексная констатация и оценка эффективности управления;

5) формирование обратной связи между результатами и целями, выработка конкретных мероприятий, информирование и стимулирование персонала.

При анализе необходимо выявление и разделение плановых и случайных результатов, а также результатов зависящих и независящих от усилий отдельного работника или подразделения.

Принципиальная схема контроля и анализа общих целей, а также их временных и пространственных составляющих предусматривает:

1) установление единого измерителя для цели и результата;

2) фиксация цели;

3) фиксация результата;

4) оценка отклонения, выявления ее причин;

5) выводы и предложение по коррекции.

Распространенным методом временной и пространственной иерархизации общих целей организация и контроля за их исполнением является метод МВО (management by objectives) – управление по целям.

Цель этого метода (Друкер): каждый руководитель организаций от наивысшего до самого низшего уровня должен иметь четкие цели, которые обеспечивают поддержку целей вышестоящих руководителей. По мнению МакГрегора, метод МВО позволяет повысить объективность оценки трудовых руководителей и преодолеть некоторое отрицательное воздействие контроля на поведение работника.

Метод МВО включает этапы сходные с этапом разработки стратегии:

  1. выработка формулировки целей;
  2. разработка планов и их достижении;
  3. системный контроль, измерение и оценка работы и результатов;
  4. корректировка меры для достижения запланированных результатов.

Итак, чтобы быть эффективной, оценка стратегии должна производится системно и непрерывно. Надлежащим образом разработанный процесс должен охватывать все уровни – сверху вниз. При изменении стратегии руководство всегда должно учитывать её взаимосвязь со структурой организации. Стратегия определяет структуру. Одна из основных ошибок, совершаемых многими фирмами, состоит в том, что новую стратегию они просто налагают на существующую структуру фирмы. Но структура зависит от стратегии и этап формирования структуры в процессе планирования может представлять наиболее важную стадию реализации стратегического плана.

Наилучшей организационной структурой будет та, которая соответствует целям, размерам, динамизму, сложности и личному составу организации. По мере её развития и эволюции целей будут меняться стратегии и планы. Это должно происходить и со структурами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: