Методы принятия управленческих решений

Методы принятия решений

В теории принятия УР существуют различные классификаторы методов. В зависимости от степени использования формальных … Выделяют три группы методов:

1. Математические методы (формальный метод- формулы)

a) Статистический- оценки прироста, роста

b) Многомерные- факторный анализ, МЦО, кластерный анализ

c) Регрессионные методы, корриляционные методы

d) Иммитационные методы

e) Методы стат. Теории (теория игр, массового обсуждения)

f) Детерминированные методы (линейное/нелинейное программирование)

g) Гибридные методы

Для мат. Методов нужны особые специалисты. В условиях неопределённой ситуации, когда перспектива не представлена в виде численных критериев, использование этих методов ограниченно.

Использование мат. Методов ограниченно, но методика разработана.

2. Эвристические методы.

Интуитивное принятие решений. Используется в социологии, а так же соц. И соц-эк системах.

Используют: соц. Исследования, опросы.

Используется так же в условиях высокой неопределённости ситуации.

a) Экспертный метод

(опрерируетнеформальными категориями-SWOT, Case, метод Дельфи, метод сценариев, 7S, метод модерации и др.)

b) Индивидуальные методы

c) Колллективные методы

3. Комбенированные

Одновременное использование и математических, и эвристических методов.

a) Диагностика

b) Генерирование альтернативных идей

c) Выбор одной идеи

d) Реализация у.р.

Классификация методов разработки и принятия управленческих решений основана на предположении, что управление объектом состоит из совокупности процессов принятия решений и их реализации.

МПРУР- Методы Подготовки и Реализации Управленческих Решений.


МПРУР

               
 
   
       
 


На этапе диагностики проблемы необходимо собрать данные (+ обработка и сортировка), определить цели.

Используются следующие методы:

a) Метод сравнений и факторного анализа

b) Моделирование, в том числе стахостическое, эконометрическое, кибернетическое. Теория массового обслуживания, теория запасов, экономический анализ.

c) Методы прогнозирования, в том числе качественные, количественные методы.

Факторный анализ

Необходимо принять решение при отклонении показателя. Какой фактор повлиял?

Позволяет улучшить взаимосвязь и определить влияние (между значениями переменной) переменной на анализируемый показатель.

Моделирование

Используются след.теории: теория массового обслуживания, теория запасов и т.д.

Теория массового обслуживания

Важно не потерять клиентов (их много, значит, долго ждут)

Формула Пуассона (число клиентов, количество каналов обслуживания, время ожидания и т.д.) позволяет рассчитать необходимое количество каналов обслуживания при допустимом времени ожидания

Теория Запасов

Позволяет решить проблему между затратами на содержание склада и объём запаса.

Формула Гаррисона: выгодный размер запаса в зависимости от величины издержек на хранение.

JustInTime- Запасы не нужны, нужное количество товаров подвозится по мере надобности.

К методам прогнозирования относят:

1. Качественные

Метод предвидения спроса

Метод оценки потребностей

Метод опытных менеджеров

Рыночные тесты

Цель- необходимо информацию о спросе, линейном потребителе

С помощью качественных методов определяют, как изменятеся объем, структура продаж в зависимости от цены товара, места нахождения товара, уровня доходов клиентов.

Среди количественных методов прогнозирования выделяют:

· Анализ временного ряда (позволяет сделать выводы о текущем изменении показателя во времени)

· Корреляционно-регрессивный анализ (позволяет спрогнозировать влияния того или иного фактора на исследование проблемы в будущем.

Методы выявления альтернатив

Рассматриваются индивидуальные методы и коллективные методы выявления альтернатив.

Индивидуальные методы нуждаются в меньших затратах времени, но не всегда являются ept

Коллективные, основанные на привлечении экспертов, используются методы и подходы логического (рационального) решения проблем.

Коллективные:

1) Метод Дельфи (заочный метод)

2) Метод мозгового штурма

3) Метод номинальной групповой техники (конференции)

4) Метод Стнектики

5) Морфологический метод

6) Метод сценариев

7) Утопическая игра

8) Метод 6и шляп

9) Метод 635

10) Метод модераций

11) Латеральное (боковое) мышление

12) Перекрёстная дискуссия

13) SWOT анализ

Метод мозгового штурма

(автор- Алекс Осборн, американец, капитан транспортного судна)

Эксперты и творческий коллектив. Время- 20-30 минут, 10-15 участников, получается в среднем 150 идей.

Метод 365

6 команд (лиц), участвующих в генерации в течении 5 минут. Предлагают 3 идеи. Следовательно, через 30 минут у всего коллектива получается 18 идей.

Метод конференций - стимулирование процесса мышления на уровне сознания.

Проводится: запрещается критика, число участников- 4-12 человек. Формулируются 1-2 зависимые друг от друга задачи, время обсуждения- 30-50 минут, все идеи, в том числе и абсурдные, записываются.

Метод вопросов и ответов

Основан на предварительном составлении набора вопросов, ответы на которые могут сформулировать новые подход к решению проблемы.

«Можно ли получить тот же результат не используя данный продукт».

Метод номинальной групповой техники.

Основан на принципе ограничения межличностных коммуникаций, поэтому се члены выражают свои идеи письменно и независимо друг от друга. Представленные варианты рассматриваются всеми членми группы.После чего каждый письменно делает оценку в рангах.

Метод Дельф

Используется, когда сбор группы невозможен. Члвны группы не видятся и обмениваются мнениями по данной проблеме. Членам группы предлагаются письменные отвечать на вопросы, результаты формируются в единый документ, который потом рассылается участникам группы, кот.либоотказываютяс от своего варианта, либо аргументируют. Процедура продолжается до тех пор, пока не появится единое мнение.

+ могут быть привлечены профессионалы, не оказывается никакое влияние

Метод симпозиума

Будущий проект создаётся в условиях теоретического эксперимента и моделируется в условиях, которых ещё не было. В дискуссии- директор и представители всех подразделений. Время- 2 часа.

Предварительно каждому участнику даётся роль: докладчик, критик, соглашатель, аналитик, историк, наблюдатель, слушатель.

Докладчик- сообщение на 15 минут. Критик- формулирует замечания, ошибки. аналитик- причины и основания для принятия решения. Историк- история хода обсуждения. Наблюдатель-слушатель- стимулируют беседу. Таймер.

Не перебивать + регламент.

Методы выбора альтернатив.

Основой классификации является информация о состоянии среды принятия решений. Среди методов выбора альтернатив:

1) Методы исп-ый в условиях опред-я. (затраты, объём, прибыль)

2) –ll- в условиях риска

3) –ll- неопределённости

Определённость- состояние внешней среды.ю когда ЛПР может точно охарактеризовать резцльтат.

1. Анализ маржинальной прибыли

· Методы линейного программирования

· CVp (затраты, объём, прибыль)

2. ЛПР располагает информацией о вероятности исхода у.р. (последствия реализации каждой альтернативы)

· Метод сценариев

· Метод дерева

3. Наличие устойчивой, неясной информации об объекте

· значение личных знаний менеджера

· критерии макси/мини

· критерии мини/макси

· Критерий Вальда

· Критерий Сэвиджа (мини-макси)

· Критерий Гурвица (пессимизма)

· Критерий Лапиаса

· Критерий макси макс- крайнего оптимизма


Стратегия исследования рангов в выборе альтернатив

Пример: 3 ЛПР оценивают 3 альтернативы и каждой альтернативе присваивают ранг (чем ниже ранг, тем лучше)

Альтернативы ЛПР 1 ЛПР 2 ЛПР 3 ∑ ранга
А1        
А2        
А3        

А2- наилучшая альтернатива.

Стратегия минимизаций отклонений (для выбора лучшей)

Суть направлена на то, чтобы сделать отклонение между предпочтениями группы и индивидуальными решениями как можно меньшим.

Пример: группу из 3х людей оценивают А1, А2 и А3 и используют оценки по 3х бальной системе (лучшая- 3, худшая-1)

Индивидуальное предпочтение альтернатив.

  А1 А2 А3
А1      
А2      
А3      

Чтобы минимизировать отклонения решений каждого члена группы от группового решения, необходимо построить матрицу расхождения индивидуальных и групповых решений.

Матрица расхождений индивид.и групповых решений

Групповые решения Индивидуальные решения Макс. Расхожд-е
Лицо 1 Лицо 2 Лицо 3  
А1 1 (3-2) 0 (3-3) 2 (3-1)  
А2 2 (3-1) 2 (3-1) 0 (3-3)  
А3 0 (3-3) 1 (3-2) 1 (3-2)  

А3- лучшая

Достоинством ранжирования является его простота и не требующееся спец. обучение экспертов. Недостаток ранжирования- невозможно оценить большое количество объектов (если их больше 15, то появляются затруднения взаимосвязи между объектами). Поэтому используют объединение.

При количестве объектов от 15 до 20 надо использовать метод объединения неустойчивых рангов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: