Эффективность, сущность, теоретические подходы к определению. Общая (абсолютная) и сравнительная. Показатели эффективности капитальных вложений. Расчет годового экономического эффекта.
Научно-технический прогресс (НТП) – непрерывный процесс открытия новых знаний и применение их в производстве.
Обычно выделяют следующие направления НТП:
1) комплексная механизация и автоматизация производственных процессов;
2) механизация и автоматизация управления;
3) использование новых видов энергии, материалов;
4) применение химических процессов при создании новых технологий.
Можно выделить следующие виды новой техники:
приниципиально новая, не имеющая аналога, самая дорогая (5-10 лет);
новая техника, имеющая аналоги. Она заимствуется из других отраслей и привязывается к конкретному производству (3-4 года);
усовершенствованная техника, как результат модернизации (0,5-2 года). При ее внедрении предприятие несет небольшие затраты.
Эффективность производства находит конкретное количественное выражение во взаимосвязанной системе показателей, характеризующих эффективность использования основных элементов производственного процесса.
|
|
Система показателей экономической эффективности производства должна соответствовать следующим принципам:
обеспечивать взаимосвязь критерия и системы конкретных показателей
эффективности производства;
определять уровень эффектиности использования всех видов, применяемых в производстве ресурсов;
обеспечивать измерение эффектиновности производства на разных уровнях управления;
стимулировать мобилизацию внутрипроизводственных резервов повышения эффектинвости производства.
Частные показатели технического уровня и эффективность новой техники можно условно разделить на две группы показателей:
1) показатели, оценивающие воздействия орудия труда на
техническую оснащенность производства. К ним относятся:
коэффициенты обновления и выбытия;
коэффициенты механизации (отношение объема производства продукции, изготовленной машинами, к общему объему либо как отношение количества механизированных операций техпроцесса к их общему количеству);
коэффициент физического износа (отношение фактического срока службы к сроку полезного использования);
средний возраст оборудования;
фондоотдача.
2) показатели, воздействия на предметы труда:
материалоемкость продукции. Определяется как доля стоимости сырья,
основных и вспомогательных материалов в полной себестоимости продукции:
емкость конкретного ресурса (энергоемкость, металлоемкость и пр.)
Эффективность производства представляет собой комплексное отражение конечных результатов использования всех ресурсов производства за определенный промежуток времени.
|
|
Эффективность производства характеризует повышение производительности труда, наиболее полное использование производственных мощностей, сырьевых и материальных ресурсов, достижение наибольших результатов при наименьших затратах.
Оценка экономической эффективности производится путем сопоставления достигнутых результатов производства с затратами:
Конечным результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия за определенный промежуток времени является чистая продукция, т.е. вновь созданная стоимость, а конечным финансовым результатом коммерческой деятельности – прибыль.
Экономический эффект – конечный результат применения новшеств, измереяемый абсолютными величинами.
Ими могут быть прибыль, снижение материальных, трудовых затрат и т.д.
Расчет эффективности ведется по:
– сроку окупаемости капитальных затрат:
– коэффициенту эффективности затрат на новую технику, который иначе называется коэффициентом рентабельности капитала:
При расчетах экономического эффекта необходимо учитывать фактор времени путем приведения разновременных затрат и результатов к одному (единому) моменту времени, т.е. к расчетному году.
При оценке эффективности организационных инноваций их подразделяют на две группы:
нововведения, требующие определенных дополнительных одновременных затрат (капитальных вложений);
нововвдения, не требующие дополнительных инвестиций.
Эффективность первой группы организационных нововведений рассчитывается так же, как и технико-технологических.
Оценка эффективности беззатратных нововведений осуществляется
на основе исчисления экономии текущих затрат, вызванной осуществлением таких организационных инноваций.
При определении эффективности нововведений необходимо также учитывать социальные и экологические результаты (безопасность объектов инноваций).
Эффективность производства можно разделить на группы:
по последствиям – экономическая, социальная и экологическая;
по месту получения эффекта – локальная (эффективность рассматриваемая на уровне отдельно взятого предприятия) и народнохозяйственная;
по степени увеличения (повторения) – первичная (одноразовый эффект) и мультипликационная (с многократным повторением);
по цели определения – абсолютная (характеризует общую величину эффекта или в расчете на единицу затрат и ресурсов) и сравнительная (при выборе оптимального из нескольких вариантов решений).
Все вместе виды эффективности формируют общую интегральную эффективность деятельности предприятия.
Достижение экономического или социального эффекта связано с необходимостью осуществления текущих и единовременных затрат.
К текущим затратам относятся затраты, включаемые в себестоимость продукции.
Единовременные затраты – это авансированные средства на создание основных и прирост оборотных фондов в форме капитальных вложений, которые дают отдачу только через некоторое время.
Сравнительная эффективность вариантов рассчитывается по критерию минимальных приведенных затрат:
Для получения достоверных выводов необходимо выдерживать условия сопоставимости вариантов:
одинаковое качество продукции;
равная производительность;
равные сроки выпуска;
равные технологические возможности вариантов (номенклатура операций).
Все факторы роста эффективности можно классифицировать по трем признакам:
1) по источникам повышения эффективности, основными из которых являются: снижение трудо-, материало-, фондо- и капиталоемкости производства продукции, рациональное использование природных ресурсов, экономия времени и повышение качества продукции;
|
|
2) по основным направлениям развития и совершенствования производства, к которым относятся: ускорение научно-технического прогресса, повышение технико-экономического уровня производства; совершенствование структуры производства, внедрение организационных систем управления; совершенствование форм и методов организации производства, планирования, мотивации, трудодой деятельности и др.;
3) по уровню реализации в системе управлния производством, в зависимости от которого факторы подразделяются на:
внутренние (внутрипроизводственные). К ним относятся: освоение новых видов продукции; механизация и автоматизация; внедрение прогрессивной технологии и новейшего оборудования; улучшение использования сырья, материалов, топлива, энергии; совершенствование стиля управления и др.;
внешние – это совершенствование отраслевой структуры промышленности и производства, государственная экономическая и социальная политика, формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры и другие факторы.
Основные показатели оценки технико-организационного уровня производства:
степень охвата рабочих механизированным и автоматизированным трудом;
техническая оснащенность труда (фондовооруженность труда и энерговооруженность труда);
доля новых технологий в объеме или трудоемкость продукции;
средний возраст применяемых технологических процессов;
коэффициент использования сырья и материалов (выход готовой продукции из единицы сырья);
мощность (производительность) оборудования;
удельный вес прогрессивного оборудования в общем его парке;
средний срок эксплуатации оборудования и т.д.
[1] Ричард Отт. Создавая спрос. Эффективные советы и рекомендации по маркетингу ваших товаров и услуг/Перевод с англ. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003 - 320с.
[2] Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. - М.: Русская Деловая Литература, 2003.-416с.
[3] Котлер Ф. Маркетинг менеджмент - СПб: Питер Ком, 1998.-896.: ил.
|
|
[4] Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков М.: Русская Деловая Литература, 2003.-416с.
[5] Грузинов В.П. Схема маркетинговой деятельности. - М.: «Инфра – М», 2004.-305с.
[6] Котлер Ф. Маркетинг менеджмент – СПб: Питер Ком,1998.-896с.: ил.