Функции государственного управления претерпели существенные изменения. Сужены функции планирования, материально-технического снабжения, однако появились новые функции, в области безработицы, приватизации предприятий, осуществлением антимонопольных функций.
Основными функциями государственного управления являются:
1. Государственное регулирование.
2. Государственный контроль.
3. Координация.
4. Прогнозирование.
Государственное регулирование выражается в установлении государством общих правил поведения участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от меняющихся условий.
Субъектами государственного регулирования являются органы исполнительной и законодательной властей.
Правовыми формами государственного регулирования выступают законы, подзаконные и судебные акты. Инструментами государственного регулирования являются налоги, государственные заказы, таможенные пошлины, стандарты и т.д.
Содержание функции государственного регулирования включает:
|
|
1. Нормативное регулирование (путем установления общих правил).
2. Их оперативную корректировку в зависимости от меняющихся условий.
3. Контроль за исполнением правовых норм.
4. Государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений.
5. Определение приоритетов в структурной политике.
6. Координацию и определение общих направлений их деятельности.
7. Содействие ее успешному осуществлению.
8. Государственные контракты.
9. Лицензирование.
10. Регистрация и т.д..
Государственное регулирование предполагает вмешательство государственных органов в их производственную и хозяйственную деятельность коммерческих и некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных законодательством, и направлено на создание благоприятных экономических, правовых, организационных условий деятельности этих предприятий.
Государственное регулирование охватывает экономические и социально-культурные сферы.
Государственный контроль – это функция, тесно связанная с обеспечением дисциплины и законности государственного регулирования.
Сущность государственного контроля выражается в следующем:
1. В наблюдении за функционированием соответствующих подконтрольных объектов.
2. В получении достоверной и объективной информации о состоянии законности и дисциплины на нем.
3. В принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины.
4. В выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям.
5. В принятии мер по привлечению к ответственности тех лиц, которые виновны в нарушении законности и дисциплины.
|
|
В зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют:
- Общий контроль – предполагает обследование комплекса вопросов на подконтрольном объекте.
- Специальный контроль – предполагает обследование по четко определенным вопросам.
В зависимости от стадий проведения различают:
Предварительный контроль всегда осуществляется до начала работ и состоит в предупреждении и профилактике нарушений.
Текущий – осуществляется в процессе выполнения работ и заключается в выяснении состояния законности и дисциплины, в вынесении оценки правильности совершаемых действий объектами контроля.
Заключительный – осуществляется всегда после проведения работ и заключается в проверке реального исполнения соответствующих решений и предписаний органов власти.
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют:
1. Контроль Президента РФ.
2. Контроль органов законодательной власти.
3. Контроль органов судебной власти.
4. Контроль органов исполнительной власти.
Контроль органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных ими участках работ.
Различают следующие виды контроля органов исполнительной власти:
1. Общий контроль – это контроль, осуществляемый органами исполнительной власти общей компетенции.
2. Ведомственный контроль – осуществляется органами исполнительной власти отраслевой компетенции и в некоторых случаях органами исполнительной власти межотраслевой компетенции.
3. Надведомственный контроль осуществляется органами исполнительной власти межотраслевой компетенции и в некоторых случаях - органами отраслевой компетенции. Данные органы контролируют деятельность организаций по специальным вопросам.
Разновидностями контроля являются:
- Проверка исполнения;
- Надзор.
Проверка исполнения – это составная часть контроля, которая позволяет выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона. Проверка исполнения является элементом повседневной оперативной управленческой деятельности.
Надзорная деятельность, в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, подразделяется на:
1. Общий надзор, связанный с деятельностью органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов в сфере управления.
2. Административный надзор – заключается в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления различных социальных норм, общеобязательных правил.
Основное отличие контроля от надзора заключается в следующем:
1. Органы контроля осуществляют свои функции в основном в отношении тех объектов, которые организационно не подчинены. Органы надзора осуществляют свои функции, в основном, в отношении организационно не подчиненных объектов.
2. Органы контроля в основном занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольного объекта. Органы надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных объектах.
3. В процессе контроля применяются меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц. В процессе административного надзора – меры административного воздействия.