Системы восприятия цвета

Цветовая система и атлас А. Манселла. Альберт Генри Манселл, художник и преподаватель Масса­чусетской художественной школы, впервые описал свою сис­тему в 1905 г. в докладе, в котором он перечислил ее преимущества, включая следующие:

· наименования цвета, основанные на природных объектах, цвет которых часто меняется, заменены определенным обозначением;

· каждый цвет имеет свое обозначение и его можно записать и передать, что дает возможность достаточно точно определить цвет;

· система может быть расширена для размещения в ней других цветов.

Он автор книги «Обозначение цвета» и атласа цветовой системы, которая носит его имя [42, 43]. Эта цветовая система с 1943 г., после ее усовершенство­вания (улучшения расположения образцов в пространстве) Комитетом Амери­канского оптиче­ского общества, превратилась в стандартную систему, с которой исследователи сравнивают многие новые системы и проверяют равномер­ность цветовых про­странств. В течение многих десятилетий эта система широко использова­лась в США, где ее обозначения были включены в государственные стандарты США и Американского общества испытания материалов (ASTM). На обозначе­ниях цвета в системе Манселла основаны японские стандарты по цвету (JIS Z 8102, JIS Z 8721) и цветовые системы (наборы цветов) Chroma Cosmos и 5000 Chromaton 707, созданные Институтом исследования цвета Японии. Британский инсти­тут стандартов использует ссылки на обозначения Манселла в стандартах (BS 5252, BS 4800, BS 4900, BS 4901, BS 4902) на цвета декора­тивных материалов, включая эмали, краски, пластик.

В системе Манселла цвета отражающих предметов определяются тремя ха­рактеристиками: цветовым тоном по Манселлу, насыщенностью по Ман­селлу и светлотой по Манселлу.

В его системе нет основных цветов – есть основные цветовые тона. В качестве основных цветовых тонов он вы­брал пять: красный, желтый, зеленый, синий, пурпурный. Затем он ввел пять допол­нительных – промежу­точных между основными цветовыми тонами. Соот­ветст­венно, он разделил цветовой круг на 10 интервалов цветовых тонов, кото­рые обозначил: R (крас­ный), YR (желто-красный), Y (желтый), GY (желто-зеле­ный), G (зеленый), BG (сине-зеленый), B (синий), PB (пурпурно-синий) и RP (красно-пурпурный). Сектор каждого цветового тона он разделил на 10 частей, получив, таким обра­зом, круг из 100 цветовых тонов. Основные цветовые тона обознача­ются 5 R, 5 Y и т.д. Это середина интервала данного цветового тона. Цветовой круг по Ман­селлу является равномерно разделенным. Различия между сосед­ними цветами сохраняются равными вдоль всего цветового круга.

Рис. 25. Основные цветовые тона по Манселлу

Светлота по Манселлу изменяется от 0 (черный) до 10 (белый). Первона­чально светлота V определялась в характеристиках координаты цвета Y МКО в виде зависимости V = Y 1/2. Это было применение закона Вебера-Фехнера. В 1937 г. воспринимаемое положение цветов в системе Манселла было улучшено бла­годаря использованию полинома Джадда. Этот полином пятой степени точ­нее описывает зависимость светлоты V и координаты цвета Y. Зная координату цвета У, равную коэффициенту отражения, с помощью таблиц можно получить значение V. Например, значение V, равное 0 соответствует У = 0, для V = 3 зна­чение У = 6,6, для V = 5 значение У = 19,8, для V = 7 значение У = 43,1, для V = 9 значение У = 78,7, для V = 9,5 (самый светлый образец цвета в атласе) У = 90.

По насыщенности цвета не имеют одинакового разделения и количество ступеней насыщенности для различных цветовых тонов разное. Например, для красного цвета (цветовой тон = 5 Y) максимальное значение насыщенно­сти равно 14. Этот цвет довольно близко приближается к границе Мак-Адама (гра­нице охвата цвета материалов). Также имеется малонасыщенный образец со значением насыщенности равным 1. Интервал шкалы насыщенности 2 единицы. Шкала состоит из 7 образцов цвета с насыщенностью от 2 до 14. Для синих цветов, наоборот, максимальное значение насыщенности равно 8 и цвет далеко отстоит от границ Мак-Адама.

Рис. 26. «Дерево Манселла» – схематическое представление системы Манселла в пространстве

Для точного обозначения цвета Манселл предложил задать последова­тельно все три характеристики цвета: Hue (цветовой тон), Value (светлота) / Chroma (насыщенность). Например, красно-пурпурный цвет обозначается как 5RP 4/8, где 5RP - цветовой тон, расположенный между пурпурным и красным цветом, имеет светлоту 4 и насыщенность 8. Эти характеристики позволяют ко­личественно обозначить цвет поверхностей рассматриваемых при определенных условиях наблюдения: обычный дневной свет (стандартное излучение С МКО), освеще­ние под углом 45° и наблюдение по прямой линии зрения, перпендику­лярной к поверхности. Когда цвет образца определяется путем сравнения его с образцами цвета Ман­селла, обычно используется нейтральный серый фон. Же­лательно, чтобы его светлота была близка светлоте сравниваемых цветов.

Цветовую систему Манселла иллюстрируют два набора окрашенных об­разцов цвета (Munsell Book of Color): набор с матовой поверхностью (1325 образцов цвета) и набор с блестящей поверхностью (1568 образцов). Так как в настоящее время Munsell Company входит в состав компании X-Rite, информацию о продукции Munsell см. в [28]. Каждый атлас содержит по 40 страниц – карт постоянного цветового тона (с интервалом по тону в 2,5, то есть, начиная с 2,5 R; 5 R; 7,5 R, 10 R, 2,5 YR и т.д.), на которых расположены цвета оди­нако­вого цветового тона, но отличающиеся по светлоте (вертикальная ось) и на­сы­щенности (горизонтальная ось).

Рис. 27. Титул одного из изданий атласа Манселла и одна страница атласа со шкалой ахроматических цветов

Характеристики цвета х, у, Y, заданные в системе XYZ МКО, при излуче­нии С МКО, можно преобразовать в обозначения системы Манселла с помо­щью таблиц и набора девяти карт [3]. Это стандартный метод определения обозна­чений в системе Манселла (является стандартом не только США, но и дру­гих стра­н).

Атлас Манселла был и остается классическим пособием по цвету. Его ши­роко использовали в колориметрии для проверки равномерности цветовых про­странств. Тест Фарнсворта-Манселла на 100 цветов широко приме­няют для оценки цветового зрения и для его исследований. Равнокон­трастная цветовая система и обо­значение цвета в характеристиках цветового тона, насыщенности и светлоты яв­ляются очень удобными для цветового проектирования. Он ши­роко распро­стра­нен в США, Великобритании и Япо­нии. В России с атласом Манселла практиче­ски работали только во ВНИИТЭ, занимаясь с его помощью цветовым проекти­рованием.

RAL дизайн-система (RDS). RAL – аббревиатура названия центрального органа немец­кой промышленности, кото­рый, начиная с 1925г. осуществлял контроль каче­ства продукции и занимался рационализа­цией в области цвета. В настоящее время – это RAL Германский институт по обеспечению качества и сертификации, кото­рый выпускает различную цвето­вую продукцию для нормирования и контроля цвета материалов.

Кроме классического каталога RAL, представляющегостандартные цвета ЛКМ, в 1993 г. для современного цветового дизайна была создана RAL дизайн-система (RDS). Цвета системы представляют визуализацию приблизительно равноконтрастной колориметрической системы СIELАВ МКО 1976г. Эта сис­тема была специально разработана для дизайнеров и архитекторов. Она удобна для обозначения цвета и расчета рецептур, для выбора цветов равномерно рас­положенных в цветовом пространстве. Цвета системы полностью охватывают цветовое пространство СIELАВ, насколько это возможно с обычно используе­мыми пигментами, то есть, каждый цвет может быть воспроизведен в реальном материале.

Рис. 28. Схематичное представление RAL дизайн-системы

В RDS код ка­ждого из цветов обозначается семизначным числом, соответствующим характе­ристикам: h (углу цветового тона), L* (свет­лоте) и С* (насыщенности). Благо­даря этому, легко установить взаимосвязь ме­жду цветами и их характеристи­ками. В цветовом круге значение угла для крас­ного цвета равно 0°, желтого – 90°, зеленого – 180° и синего – 270°. Обозначение цвета, например, 090 80 90, относится к желтому цвету со значением светлоты 80 и насыщенности 90. Это самый насыщенный чисто желтый цвет в атласе. У самого насыщенного синего цвета обозначение: 270 30 45.

RDS выпускается в разных видах: атлас, альбом, веер цве­тов [44]. Вначале в атласе содержалось 1688 цветов, но, начиная с конца 2007 г. по­ сле существенного пересмотра, система RDSбыла усовершенствована. В нее были включены 26 светлых пастельных цве­тов, необходимые дизайнерам, и исключены 89 темных малонасыщенных цветов, имеющих малое приме­нение в дизайне. A new two-component colour fan offering greater clarity and a new classification system provides additional comfort of use.Новый двух компонент цвета вентилятор, предлагающие больше ясности и новую систему классификации предоставляет дополнительные удобства в использовании.The D4 RAL DESIGN Atlas comes in a new look.В D4 RAL

В настоящее время число цветов, входящих в эту систему, равно 1625. Кроме выпус­каемого классического атласа на 1688 цветов выпускаются продукты D2 и D4 на 1625 цветов. Первый (D2) пред­ставляет все цвета в виде двух вееров, второй (D4) – в виде классиче­ского атласа цве­тов. Точные размеры образцов цвета в каталогах и их стоимость указаны на сайте RAL. The number of pastel colours has been increased by 26 new shades while the number of dark shades has been reduced.Число пастельные цвета был увеличен на 26 новых оттенков, а число темных оттенков была сокращена.Altogether, the system now includes 1625 colours.В общей сложности, эта система в настоящее время включает в себя 1625 цветов.

Рис. 29. Страница атласа RDS первого издания, новые продукты D2 и D4

Естественная цветовая система NCS (The Natural Color System). Из всех систем восприятия цвета она является наиболее значимой для дизайнеров.Основной задачей этой системы является описание качества цветового восприятия; равномерность цветового пространства, которой уделяется большое внимание, например, в системе Манселла, здесь рассматривается во вторую очередь.

Система NCS была соз­дана в результате научных исследований и разработок, проводи­мых психоло­гами, фи­зиками, архитекторами и дизайнерами Швеции в течение нескольких десятиле­тий. Является продуктом Скандинавского института цвета АВ. Научно обосно­ванная и документированная стандартами Швеции и других стран система NCS объединена с ко­лори­метрической системой МКО и широко используется в обучении, науке, цвето­вых исследованиях, но особенно велико ее значение в дизайне и архитек­туре.

В основе NCS лежат идеи Леонардо да Винчи о шести простых (элементар­ных) цветах и Арона Зигфрида Форсиуса о трехмерной цветовой модели, а также теория оппонентных цветов Эвальда Геринга. Триггве Йохансон, Свен Хессельгрен и другие шведские ученые, архитекторы и дизайнеры, посвятившие свою работу цвету как визуальному явле­нию, развили теорию Геринга и реализовали ее в цветовом круге NCS. Предвестником NCS был широко известный цветовой атлас Хессельгрена.

К этому времени (60-70 ые годы прошлого века) архитекторы, дизайнеры, художники, преподаватели и про­изводители окрашенной продукции неоднократно высказывали идею о необходимости создания постоянной и общеприменимой цветовой системы. Основная задача заключалась в создании цветовой системы, основанной на том, как человек воспринимает цвета и использует их на практике.

Естественная цветовая система разрабатывалась с 1964 г. специалистами Шведского центра цвета и ее авторы: Андерс Хард, психолог Ларсом Сивик и физик Гуннар Тоннквист работали над ней почти 20 лет. Был проведен миллион тестовых оценок и для разрабатываемого атласа использовано более 50 тысяч оценок, выполненных группой, состоящей из 30 человек с нормальным цвето­вым зрением. Результатом явился атлас NCS. Шведский институт стандартов принял NCS в качестве шведского стандарта (сейчас это стандарт Норвегии, Испании, и Южной Африки).

Цветовая система NCS является системой, ос­нованной на психологически уни­кальных восприятиях шести цветов: черного, белого, красного, зеленого, желтого и синего. Цветовое восприятие определяется оценкой их сходства с основными (иногда называемыми элементарными, единичными или унитарными) восприятиями, а не оценкой отличия от них. Эти основные цвета являются независимыми – «чистыми» с точки зрения восприятия: ни в одном из них нет ни малейшей примеси других. То есть, эле­ментарный красный это такой цвет, в котором нет ни желтого, ни синего цветов, соот­ветственно, в синем нет примеси красного или зеленого цветов и т.д.

Рис. 30. Шесть основных цветов системы NCS: белый (W), черный (S), желтый (Y), красный (R), синий (В) и зеленый (G)

Цветовое пространство NCS. В этой трехмерной модели (двойной конус) могут быть пред­ставлены все возможные цвета несамосветя­щихся объектов и каждому может быть дано его обозначение NCS.

Цветовое пространство делится на две двухмерные модели: цветовой круг NCS и цветовой треугольник NCS.

Рис. 31. Цветовое пространство NCS и цветовой круг NCS

Проведя горизонтальное сечение модели цветового тела, мы получим цве­товой круг, в котором четыре хроматических цвета расположены подобно точ­кам на компасе. Области между соседними цветами разделены на 100 равных частей. Каждая точка, кратная 10 %, представляет страницу атласа NCS и указывает цветовой тон. Он обозначается одной буквой (Y, R, В, G) или двумя с цифрой перед второй буквой. Цифра указывает на сходство со вторым цветом. Следует обра­тить внимание на то, что обозначение тона начина­ется от чисто желтого цвета и увеличение содержания второго цвета считается по ходу часовой стрелки. То есть, отмеченный на рис. 6.11 цветовой тон Y90R означает, что у него сходство с желтым цветом на 10%, а с красным – на 90%.

Цве­товой тре­угольник NCS является вертикальным сечением модели NCS в каж­дой из этих точек (со значением кратным 10 %). В данном случае (рис. 32) это – Y90R. Основу треугольника составляет ахроматическая шкала от белого (W) до черного (S), на вершине треугольника находится цвет с максимальным значением насыщенности С. Это сечение представляет все цвета атласа NCS с цветовым тоном Y90R, распо­ло­женные между белым (W), черным (S) и полным хроматическим цветом (C).

Рис. 32 Цветовой треугольник NCS, выделенный цвет в треугольнике NCS и цве­товом пространстве NCS

Цветовые обозначения NCS основаны на принципе сходства: насколько данный цвет похож на каждый из шести элементарных цветов. В треуголь­нике выделен цвет, обозначенный . Стоящая перед обозначе­нием буква S означает, что образец с этим обозначением является стандартным образцом из второго издания атласа NCS. Стандартные образцы цвета этого из­дания были воспроизведены с помощью нетоксичных пигментов.

Первое дву­значное число (s) описывает степень сходства с черным цветом в процентах. Второе дву­значное число (c) в процентах описывает степень сходства с цветом данного цветового тона с максимальной насыщенностью, то есть, это аналог чистоты или насыщенности цвета. Оба числа вместе (s и c) описывают оттенок (ню­анс).

Обозна­чение цветового тона записывается через черточку. Чистые серые цвета не имеют цветового тона и данные обозначения оканчиваются буквой – N, чтобы указать, что это цвет нейтраль­ный. Шкала ахроматических цветов начи­нается с белого цвета 0300-N и закан­чивается 9000-N, который представляет черный цвет.

В обозначении NCS 2030-Y90R, число 2030 описывает оттенок (нюанс), то есть, степень сходства с черным цветом 20% и степень сходства с максимумом цветно­сти (цветом с максимальной насыщенностью) 30%. Цветовой тон Y90R описывает степень сходства цветового тона между желтым (Y) и красным (R) с этими цветами. Обозначение Y90R описывает тон, сходство кото­рого с желтым цветом составляет 10%, а с красным – 90%.

Для обеспечения высокого качества цвета Скандинавский институт цвета основал Центр качества NCS и с 1995 г. разработал систему контроля качества воспроизведения цвета в разных цветовых продуктах NCS в соответствии со «Стан­дартом контроля уровня качества NCS». Цель стандарта – установить и сохра­нить стабильными цвета системы. Стандарт устанавливает максимальные от­клонения в цвете и максимальную норму отклонений. Для измерений исполь­зу­ются два специально откалиброванных спектрофотометра. Измеренные вели­чины рассчитываются, следуя публикации МКО 15:2004 [45], цветовые различия DEСМС рассчитываются в соответствии с британским стандартом BS 6923:1988. Источ­ники света, применяемые при инструментальной и визуальной оценке – А, D65 и TL84.

Продукция NCS. Во 2ом издании системы NCS в 1995г. набор содержал 1750 цветов, в 2004 г. в него специально для дизайнеров и колористов были добавлены 200 малонасыщенных светлых цветов, и число цветов в системе достигло 1950 цветов.

Наборы цветов существуют в виде различных продуктов NCS: стан­дартного набора образ­цов, ат­ласа, альбома, индекса (в виде одного веера), в виде 8 блоков, отдельных образ­цов и др. [46, 47].

Рис. 33. Продукты NCS: стандартные цвета, альбом, атлас

Стандартные цвета NCS индивидуальноизмерены, проверены и откалиброваны Центром качества NCS. Для каждого образца определены различия от первичного стандартного образца NCS. Это точный эталон для сравнения и контроля цвета. Используется профессиональными пользователями NCS.

Рис. 34. Продукты NCS: блок и веер

Наиболее широко (благодаря его относительно невысокой стоимости) используется цветовой веер «NCS Index 1950». Цвета в NCS Index 1950 разделены на 5 групп: серые, желтые (G80Y-Y70R), красные (Y80R-R70B), синие (R80B-B70G) и зеленые (B80G-G70Y). Отметки на каждом листе указывают точную позицию цвета в цветовом круге и цветовом треугольнике.

C помощью такого продукта, как NCS Lightness Meter (измеритель светлоты) можно визуально определить светлоту цвета. Линейка состоит из 18 серых образцов из стандартных нейтральных цветов NCS. Для каждого образца приведены значения: светлоты L, коэффициента отражения Y и обозначение данного ахроматического цвета в системе NCS.

Рис. 35. Измеритель светлоты NCS

Кроме наборов цвета NCS, используемых для визуального сравнения с исследуемым образцом цвета, для определения обозначения цвета в системе NCS, были разрабо­таны приборы, которые автоматически в течение секунды идентифицируют цвет любой поверхности с обозначением NCS, то есть дают обозначение ближайшего цвета NCS:

Рис. 36 Сканер цвета NCS и измеритель цвета NCS CECF-9

Практическое использование NCS в дизайне и архитектуре. Когда человек знаком с системой NCS, он может оценить качественные характеристики цвета по его обозначению. Например, как много черного и цветности в данном цвете, и какой его цветовой тон? Это помогает коммуникации, проверке спецификации и идентификации цветов, которые имеют обозначения по системе NCS.

В мире тысячи пользователей работают с NCS – на уровне идеи, презентации, спецификации и реализации цветовых проектов, которые включают цветовые карты, продукцию, проектирование изделий, интерьеры и архитектуру. Основные группы пользователей NCS – архитекторы и дизайнеры (цветовое проектирование и спецификация цвета), лакокрасочная отрасль (контроль качества, торговля), магазины строительных материалов и материалов для интерьера (спецификация цвета и контроль качества).С дизайнерскими проектами, выполненными с использованием системы NCS, можно ознакомиться в [47]. Проекты выполнены по направлениям: Архитектура, Цветовые палитры городов, Дизайн интерьеров, Промышленный дизайн, Транспорт, Мода и стиль, Корпоративный стиль, Глобальное управление цветом, Косметика, Исследования.

Рис. 37. Отдельные проекты, выполненные с использованием системы NCS

В России Постановлением правительства Москвы № 740 от 25.12.1996 г., атлас NCS был принят для выбора и последующего контроля цвета фасадных красок. Основная цель - введение единства обозначения цвета фасадных красок и ограниченного набора стандартных цветов, охватывающих все цветовое пространство. В основном использовался набор второго уровня качества - указатель NCS (NCS index).

Скандинавская школа цвета AB, основанная на системе NCS. Школа цвета, организуемая Скандинавским институтом цвета уже более 15 лет, известна благодаря высокому качеству обучения и большому объему знаний в области цвета и предлагает курсы обучения для всех, кто профессионально работает с цветом. Это дизайнеры, архитектуры, проектировщики, декораторы, специалисты по маркетингу, заключению контрактов на краску и те, кто работает с цветом в различных отраслях промышленности и в рекламных агентствах.

Цель курса цвета NCS состоит в том, чтобы обеспечить базу для более глубокого понимания цвета как визуального явления, постигая систему NCS как международный язык цвета.

Курс цвета призван научить, как использовать NCS в качестве инструмента в ежедневной цветовой практике.

Рис. 38. Выполнение упражнений учебных материалов NCS

Курс состоит из теоретических и практических занятий. Основу практических занятий составляют упражнения, с которыми студенты будут работать на семинарах – «Учебные материалы NCS». Набор из 31 упражнения NCS различной сложности был создан Гретой Смедал (Grete Smedal), профессором Национальной Академия Искусств (Берген, Норвегия), которая иного лет занималась обучением дизайнеров и архитекторов. Упражнения предназначены для развития способности к различению цветов и сопоставлению их характеристик. Они дают доступ к всестороннему методу изучения системы NCS и теории цвета в целом. Эти обучающие материалы на сегодняшний день используются в школах и институтах во всем мире.

Материалы для обучения NCS были разработаны таким образом, чтобы быть приемлемыми для широкого ряда пользователей – от студента до профессионала. Цветовые упражнения одинаково полезны для представителей творческих и научных дисциплин.

В тщательно запланированной последовательности интересных задач глаз обучается распознавать сходство и различия между цветами. Это развивает навыки, необходимые, чтобы системно описывать свойства цветов, используя слова и символы. Упражнения помогают научиться безупречно различать цвета и уметь их обозначать, видеть соотношения ме­жду цветовыми характеристиками. При этом глаз выполняет функцию сортировочной машины. Акцент делается на визуальном наблюдении цветов и описании того, что видит глаз.

Художник, педагог и теоретик искусства Йозеф Альберс писал о том, что«...использование окрашенных кусочков бумаги предотвращает ненужное смешивание красок, которое утомляет и отнимает много времени...». Материалы для обучения NCS предоставляют уникальную возможность работы с образцами цвета, характеристики которых строго определены и находятся в определенных соотношениях друг с другом.

Описание отдельных упражнений. Упражнение «Элементарные цвета и элементарные признаки» показывает шесть первичных (элементарных) цветов и ряд цветов близких к каждому из них. Обучает способность оценить главные и вспомогательные качественные характеристики. Упражнение «Цветовой круг» обучает способности оценивать цветовой тон и располагать образцы по цветовому кругу в соответствии с их цветовым тоном. Упражнение «Цветовой треугольник» обучает способности оценить нюанс цветов, то есть их белизну, степень черноты и цветность и располагать их в цветовом треугольнике. Упражнение «Одновременный контраст – цветовой тон и оттенок (нюанс)» показывает, как различным образом изменяется цвет образца из-за влияния фона. Помещая один и тот же образец на восьми различных фонах, можно изучить, как цвет меняется по цветовому тону, белизне, черноте и цветности. Упражнения «Сходство по насыщенности», «Сходство по цветовым качественным характеристикам», «Сходство по оттенку» обучают определять сходство между цветами по отдельным характеристикам. Упражнение «Цветовые области» – превосходный суммарный обзор цветовой системы с обучением оценке одновременно цветового тона и оттенка на большом количестве образцов. Имеются усложненные задачи для обучения способности узнавать и анализировать визуальное сходство и отношения цветов. Упражнение «Цветовой круг в квадрате», в котором студент оценивает цветовые области, размещая 121 образец цвета. Результат напоминает заполненный цветовой круг в форме квадрата с элементарными цветами в этих четырех углах. Это упражнение обычно используется как групповое.

Рис. 39. Примеры упражнений

На десятом конгрессе Международной ассоциации цвета AIC Colour 05 Грета Смедал представила «Chromascope» («Хромаскоп») – инструмент (основанный на системе NCS) для обучения цвету, основанному на цветовом восприятии с помощью персонального компьютера. Это профессиональный инструмент для преподавания и дизайна, основанный на системе NCS. Он состоит из трех основных частей:

· модуль настройки, где пользователь сможет откалибровать монитор, на котором установленна программа;

· модуль образцов, где пользователь должен выстроить образцы по сериям или группам, оценивая их визуально;

· модуль заданий, где пользователь сможет проводить изучение цвета на различных уровнях.

Рис. 40. Обучение работе с цветом с помощью «Хромаскопа»

Можно изучать различные цветовые явления, например, последовательный и одновременный контраст, меняя цвета образцов и фона, изучать влияние цвета фона на надписи, выполненные различными цветами или одновременный контраст в последовательных образах. Можно смоделировать любой цвет и узнать его обозначение в системе NCS. Можно работать с многоцветными композициями, меняя цвета и форму, сравнивать влияние разных фонов на цвет и многое другое. Основное, что всегда возможна корреляция между цветом на экране и соответствующим образцом в системе NCS. «Chromascope» можно получить после регистрации на сайте [48]. Для более эффективного использования данного инструмента рекомендуется выполнить все упражнения NCS.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: