Сорбонская декларация

Лиссабонская конвенция

Это Конвенция о признании квалификаций, которые относятся к высшему образованию в европейском регионе (Лиссабон, 8-11 апреля 1997), разработанная и принятая под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО. Она имеет соглашения о:

- определении основных терминов, а именно: прием, оценка высших начальных учреждений и программ, оценка индивидуальных классификаций, высшее образование, период обучения, признание, требования;

- компетенции государственных органов;

- основных принципах оценки квалификации;

- определении квалификаций высшего образования;

- определении периодов обучения;

- признании квалификации беженцев;

- информации об оценке высших учебных учреждений и программ;

- информации по вопросам признания;

Основные принципы Лиссабонской конвенции:

- надлежащий доступ обладателей квалификаций к оценке этих квалификаций в другой стране;

- отсутствие дискриминации по любому признаку, такому как пол, раса, цвет кожи, инвалидность, язык, религия, политические или другие убеждения, национальное, этническое или социальное происхождение, либо по признаку, связанному с любыми другими обстоятельствами, не относящимися к значимости квалификации, в отношении которой испрашивается признание;

- процедуры и критерии, используемые при оценке и признании квалификаций, должны быть открытыми, согласованными и надежными;

- решения о признании должны приниматься в разумные сроки. Если в признании отказано, то объясняются причины этого отказа и сообщаются сведения, касающиеся возможных мер, которые может принять заявитель в целях получения признания на более поздней стадии;

- должен уважаться принцип автономии высшего учебного заведения. Следовательно, в тех случаях, когда полномочиями на принятие решений по вопросам признания обладают отдельные высшие учебные заведения или другие органы, государство, являющееся стороной конвенции, только передает текст конвенции таким заведениям и органам и предпринимает все возможные меры с целью содействия благоприятному рассмотрению и применению ими ее положений.

25 мая 1998 года четыре европейских министра подписали в Париже (Сорбонна) общую декларацию, направленную на гармонизацию национальных систем высшего образования.

Главные положения этой декларации следующие:

- формирование открытого европейского пространства в сфере высшей школы;

- международное признание и международный потенциал систем высшего образования, непосредственно связанное с прозрачностью и легкостью для понимания дипломов, степеней и квалификаций;

- ориентация в основном на двухступенчатую структуру высшего образования (бакалавр, магистр) как условие повышения конкурентоспособности европейского образования и признания;

- использование системы кредитов;

- международное признание первой степени высшего образования (бакалавр);

- придание выпускникам первой степени право выбора дальнейшего обучения, чтобы получить диплом магистра (короткий путь) или доктора (долгий путь) в последовательном режиме;

- подготовка магистров и докторов к научно-исследовательской деятельности;

- подтверждение Лиссабонской конвенции;

- стимулирование процесса производства единых рекомендаций для получения внешних признаний дипломов и квалификаций, а также трудоустройство выпускников;

- формирование Европейского пространства высшего образования;

- сближение общественных структур выданных дипломов и циклов обучения;

- консолидация позиции, которую занимает Европа в мире, постоянным усовершенствованием и обновлением образования, доступной всем гражданам ЕС.

Сам же Болонский процесс на уровне государств был начат 19 июня 1999 г. в Болонье (Италия) подписанием 29 министрами образования от имени своих государств документа, который назвали «Болонская декларация».

Этим актом страны-участницы согласовали общие требования, критерии и стандарты национальных систем высшего образования и договорились о создании единого европейского образовательного и научного пространства до 2010 года. В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран.

Болонская декларация содержит семь ключевых положений:

1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2. Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

4. Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.

7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Следующий этап Болонского процесса состоялся в Праге 19 мая 2001 г., где было подписано Пражское коммюнике. Во встречи принимали участие уже 33 страны.

В качестве новых стран участников присоединились Хорватия, Кипр и Турция. Также был вовлечен Лихтенштейн, присоединившийся к Процессу между Болонской и Пражской конференцией.

Цель и задачи: подтверждены цель и задачи, сформулированные в Болонской декларации. Подчеркнута необходимость гибкого сочетания общеевропейской системы с индивидуальными особенностями образовательных систем различных стран Европы и различных учебных заведений, с целью эффективного использования положительного потенциала последних.

Вспомогательные задачи, служащие к достижению поставленных целей:

- развитие обучения в течение всей жизни;

- активное участие в процессе университетов, других высших учебных заведений, активное участие студентов;

- развитие модулей, курсов и программ с «европейским» содержанием;

- обеспечение привлекательности Зоны европейского высшего образования;

- энергичное продолжение сотрудничества министерств образования стран- участниц


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: