Тема: Введение в курс. Происхождение ритуальных праздников (1 час).
Лекция № 1
План:
1. Предмет, задачи и значение учебной дисциплины «Олимпийское движение и профессиональный спорт» в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту.
2. Терминология олимпизма.
3. Происхождение ритуальных праздников.
Литература:
1. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М., 1982.
2. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт. Книга 1.- Киев, 1994.
3. Пономарёв Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. – М.: ФиС, 1970.
4. Столбов В.В. История физической культуры М., 2002.
5. Сучилин А.А., Печерский Н.В. Олимпийское образование.- Волгоград, 2001.
6. Твой олимпийский учебник. – М., 2003.
В XXI веке спорт стал общепризнанным феноменом современности. В мире трудно найти человека, который бы в той или иной степени не находился под влиянием спорта. Все больше людей разного возраста посвящают свое свободное время физическим упражнениям и различным видам спорта. По данным самой авторитетной международной организации в области культуры и образования - ЮНЕСКО в промышленно развитых странах организованно или индивидуально систематически, т.е. не реже 2-3 раз в неделю, занимается 60-80% населения (Англия и Франция - 65, Голландия - 72, Финляндия - 80%). Многие тысячи любителей спорта приходят на стадионы и с увлечением переживают непредсказуемые перипетии спортивной борьбы. И несравненно больше получают информацию из газет, радио и телепередач.
|
|
Самой большой популярностью пользуются Игры Олимпиад и зимние Олимпийские игры. Общепризнанно, что они стали не только великими праздниками спортсменов, но и стабильным явлением в жизни мирового сообщества. По интересу с ними не может сравниться ни одно событие культурной и даже политической жизни. С 1896 г. они привлекают внимание миллионов, а теперь и миллиардов жителей всей планеты.
Интерес к Олимпиадам вышел далеко за рамки состязаний. Под патронажем Международного олимпийского комитета проводятся различные массовые спортивные соревнования и другие мероприятия. Возникло и получило развитие международное олимпийское движение, о масштабах которого можно судить уже по тому, что участвует в нем спортивная общественность практически всех стран мира. Характерной его чертой является удивительная демократичность: единственное условие участия организаций, спортсменов и других лиц - согласие руководствоваться Олимпийской хартией. Познание закономерностей возникновения, развития и перспектив олимпийского движения, его роли в жизни общества, различных социальных групп населения и прежде всего молодежи призвано решать олимпийское образование, выступающее как целенаправленный процесс воздействия на удовлетворение многообразных культурообразовательных запросов личности и общества.
|
|
Олимпийское образование, как общественное явление, приобретает глобальный характер: в ряде стран всех континентов оно введено в программы учебных заведений, реализуется в разнообразных формах в зависимости от национальных условий.
Олимпийское образование есть совокупность умений и навыков, необходимых человеку для общения в современном мире и поддержания своего здоровья на должном уровне. В этой связи его следует рассматривать как достаточно протяженный период в жизни человека, начинающийся со школьного возраста.
Накапливается опыт олимпийского образования в нашей стране. Организованы общественные региональные олимпийские академии, призванные распространять олимпийские идеалы в широких слоях населения и, прежде всего среди учащихся. Совместным приказом Министерства образования Российской Федерации и Олимпийского комитета России «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр» (от 5 марта 1994 г.) поставлена задача создания организационных и методических условий приобщения учащихся к духовно нравственным ценностям олимпизма. В новой программе физического воспитания учащихся введен раздел «Основы олимпийских знаний» в VIII классе. Издана содержательная и прекрасно оформленная книга «Твой олимпийский учебник» под редакцией вице-президента ОКР профессора В.С. Родиченко.
Опыт школ Санкт-Петербурга показал, что олимпийское образование должно осуществляться и в старших классах непрерывно и включать в себя целый ряд общекультурных, педагогических и социальных задач, вытекающих из гуманитарной сущности олимпизма (М. Антипова, 1998). Первородная концепция олимпизма, положенная в основу организации первых Всемирных юношеских игр в Москве, позволила громко заявить о расширении социальной базы олимпийского движения, создании в учебных заведениях клубов юных олимпийцев, которые могут стать университетами олимпийского воспитания и образования, закалки характера.
Олимпийское образование в России становится предметом все более активного научного исследования. Проводятся ежегодные научно-практические конференции «Олимпийское движение и социальные процессы», олимпийские сессии молодых ученых и студентов, защищаются диссертации, публикуются монографии и научные статьи.
На Международной арене стали заметными явлениями: форум «Молодежь - Наука - Олимпизм», научный конгресс «Олимпийский спорт для всех: проблемы здоровья, рекреации, спортивной медицины, реабилитации» и др.
В лекционном курсе мы обращаем внимание на исторический генезис предмета. Общепризнанный принцип историзма позволяет понять, когда и как явление возникло, какие главные этапы оно проходило в своем развитии, и с этой точки зрения смотреть, чем оно стало теперь и может стать в будущем. Олимпизм, получивший начало у истоков колыбели цивилизации, исторически связан с развитием всей культуры человечества. Поэтому при изучении древнегреческой системы образования и физического воспитания особое внимание уделяется связи олимпийских состязаний с поразительными достижениями науки и культуры, не без основания называемыми «греческим чудом». Предметом глубоко изучения являются Олимпийские игры древности, мудрое наследие и творения выдающихся ученых в области гармоничного развития личности, концепция состязательности Аристотеля, совершенствование человека и общества.
Возрождение Олимпийских игр мы будем рассматривать в неразрывной связи с началом нового этапа в истории человечества, пришедшего на смену мрачному средневековью. При изложении материала мы будем анализировать объективные условия выхода спорта на мировую арену: промышленная революция, складывающийся мировой рынок, глобальные коммуникации, широкий культурный обмен, формирование современной цивилизации. Предметом нашего изучения станет выдающаяся роль Пьера де Кубертена, предпринявшего историко-логическое, философское осмысление сущности спорта в новое время и пришедшего к твердому убеждению в возможности и необходимости возрождения Игр, которое явилось своего рода стартом распространения олимпийского движения по странам и континентам всего мира, причем в таких масштабах, что по общему признанию стало неотъемлемой частью жизни общества.
|
|
В центре изучения материал о современных играх Олимпиад и зимних Олимпийских играх. Мы дадим анализ их организации, проведения и спортивных результатов. Игры рассматриваются как великие праздники молодежи, события мирового сообщества.
В ходе лекционного курса мы рассмотрим и обоснуем периодизацию Олимпийских игр современности: время, прошедшее с I по XIV игры включительно, выделяется как период становления, с XV по XXVII игры как период развития. Покажем роль нашей страны в мировом спортивном содружестве и превращение олимпийского движения в подлинно международное. Такой подход позволит дать обоснованную оценку всего комплекса проблем, как благоприятного характера, так и немалых трудностей и даже кризисных обстоятельств, едва не приведших к разрушению международного олимпийского движения, выявить основные закономерности развития мирового спорта.
Центральной задачей олимпийского образования является изучение Олимпийской хартии, первые основные положения которой были приняты в 1894 году Международным атлетическим конгрессом в Париже, провозгласившим возрождение современных Олимпийских игр. Внесение некоторых дополнений и уточнений, разработанных Пьером де Кубертеном, выдержали испытание временем и послужили основой ныне действующей Олимпийской хартии, ставшей своего рода олимпийской конституцией. В ней органически сочетаются принципы, теоретические положения, организационная структура построения олимпийского движения и правила проведения самых крупных в мире комплексных спортивных соревнований - Олимпийских игр.
|
|
Олимпийская хартия определяет олимпизм, прежде всего, как соединение спорта с культурой и образованием. В этой связи становление физической культуры рассматривается одновременно с общей культурой человечества, сформировавшейся в самостоятельную систему, древнейшим элементом которой является физическое воспитание, а позднее - спорт и рекреация. Все эти элементы рассматриваются во взаимосвязи между собой и одновременно со всей культурой.
Единство спорта и культуры не ограничивается только Олимпийскими играми, только элитой спорта и искусства. Среди других основополагающих принципов Олимпийская хартия называет соединение спорта и образования, воздействующего на миллионы любителей спорта и, прежде всего на молодое поколение. В органическом единстве с образованием мы будем изучать олимпийское воспитание, которое приобрело небывалую остроту как в силу неоднозначного воздействия на молодежь ультрасовременных средств массовой информации, так и особенностей спортивной деятельности. Особое внимание мы обратим на изучение международного движения «Фэйр-Плей» - честной игры, ставящей своей целью преодоление насилия и поощрения честности и благородства в спорте.
Олимпийское образование - начало чрезвычайно важного, но далеко не легкого процесса. В начале XXI столетия еще сохраняется противоречие между высоким уровнем развития спорта и низким уровнем внедрения идеалов и ценностей олимпизма в процесс образования. «Распространение этических, культурных и воспитательных ценностей олимпизма - говорится в заключительном документе XII Олимпийского конгресса - должно быть интенсифицировано всеми участниками олимпийского движения». При этом указывается на спортивную практику, которая должна осуществляться в соответствии с олимпийскими принципами и активно поощряться, особенно в школах и других общеобразовательных учреждениях.
Ведущая роль в практическом осуществлении олимпийского образования принадлежит преподавателям, тренерам. Курс лекций предназначен для соответствующей подготовки специалистов физической культуры и спорта, способных к творческой деятельности с использованием знаний из других дисциплин, прежде всего спортивных специализаций. Поэтому в основе курса лежит принцип интеграции наук, цельности гуманитарного знания, его междисциплинарности, прозрачности границ между науками. Образовательной задачей данного курса является формирование и совершенствование знаний студентов:
1. о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о заключенных в нем возможностях для позитивного воздействия на нравственную, эстетическую, коммуникативную, экологическую культуру человека, на его интеллектуальные, творческие и другие способности, о путях реализации этих возможностей;
2. об Олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма.
Воспитательной задачей курса является формирование и развитие у студентов: потребности в активных занятиях спортом для гармоничного, разностороннего развития, совершенствования как физических, так и духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических и других) способностей; интереса к Олимпийским играм и олимпийскому движению; стремления быть участником олимпийского движения и всегда демонстрировать в них честное, благородное поведение, разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его развитию.
Данный курс призван не только обогатить студентов теоретическими знаниями и мотивационными установками, но и дать практические навыки по методике организации в учебных заведениях (школах) мероприятий по пропаганде олимпийского движения, олимпийских идеалов.
В результате изучения курса «Олимпизм, олимпийское движение и Олимпийские игры» студенты должны знать: истоки, зарождение и историю Олимпийских игр Древней Греции; основные этапы возрождения Олимпийских игр и историю современного олимпийского движения; структуру и основополагающие принципы функционирования международной олимпийской системы; олимпийскую терминологию; олимпийские символы и атрибуты. Уметь: проводить олимпийские праздники (олимпийский вечер, олимпийский урок и др.), олимпийскую викторину, организовать соревнования по программе малых Олимпийских игр или Международной Детской Сибириады, оформлять наглядную агитацию (плакаты, стенды, планшеты и др.). Программа курса предполагает чтение лекций, проведение практических и семинарских занятий. Итоговой формой контроля является зачёт.