Создание и развитие морского флота России

Военно-морской флот царской России, трехсотлетие которого мы сравнительно недавно отметили, состоял первоначально из небольших деревянных кораблей, которые часто строились на реках, вдали от морей. Постепенно, по мере роста размеров судов и кораблей, стали формироваться центры отечественного судостроения, преимущественно на Балтике (Санкт-Петербург) и на Черном море (Николаев и др.). В архивах не найдены подлинные документы об обстоятельствах и сроках принятия решения о создании Российского флота, поэтому решили остановиться на дате 20 октября 1696 г., когда в решении Боярской думы появились ныне широко известные слова «Морским судам быть».

С выходом России на мировую морскую арену стал создаваться и морской торговый флот. В 1696 г. братьям Бажениным было выдано разрешение на постройку морских торговых судов в Архангельске; в 1703 г. первое построенное ими судно «Андрей Первозванный» отправляется с товарами в Англию и Голландию. До 1725 г. на русских верфях было построено более 1000 судов, в основном военных. Основное торговое судоходство было сосредоточено в Санкт-Петербурге. В конце XVIII в, в царствование Екатерины II, стала развиваться торговля и на Черном море, где главным торговым портом стала Одесса, основанная в 1794 г. на месте турецкой крепости Хаджибей.

За истекшие 300 лет отечественное судостроение прошло в своем развитии ряд этапов, на каждом из которых корабли и суда приобретали новые качества. Разные авторы предлагают различные варианты разбивки истории отечественного судостроения на этапы.

Согласно В.М. Пашину, первый этап (конец XVII - начало XIX вв.) характерен строительством парусных и гребных судов с деревянными корпусами, но с использованием металлических деталей. Основным потребителем металла была артиллерия. В связи с отсутствием собственного опыта морского судостроения широко привлекались зарубежные мастера, образцы и чертежи. В Западную Европу посылали на учебу будущих судостроителей и моряков. Единичные морские суда по инициативе Петра I строились в Архангельске еще в 1693 - 1694 гг., но первым центром регулярного судостроения стал район Воронежа, где в 1696 - 1710 гг. было построено почти 500 судов 15 классов и типов. Корабли строились с целью выхода России в Азовское и Черное моря. В 1700 г. началась война за выход России к Балтийскому морю, что привело к развитию судостроения на северо-западе страны в нескольких городах. Под руководством Петра 1 был создан свод нормативных и расчетно-методических документов, названный Корабельным регламентом, который действовал 100 лет. В конце XVIII в. возникли новые центры судостроения на Черном море (Херсон, Севастополь, Николаев).

Со времени своего основания флот прошел несколько периодов подъемов и спадов. К концу царствования Петра I в составе Российского флота находилось 48 линкоров, а личный состав экипажей кораблей насчитывал 28 тыс. человек. После Петра военный флот стал приходить в упадок, а новый его подъем начался после прихода к власти Елизаветы Петровны. К концу Семилетней войны (1756 - 1763 гг.) обновленный Балтийский флот имел в своем составе 31 линкор и 110 кораблей других классов. Новый толчок развитию военного кораблестроения дала война с Турцией, начавшаяся в 1768 г.

Второй этап, основным содержанием которого явился переход от парусов к пару и от деревянных корпусов к железным, связан с появлением колесных пароходов (1815 - 1816 гг.). Морское пароходостроение России развивалось гораздо медленнее речного, так как требовались более мощные паровые машины. Первые военные пароходы были созданы в 1817 - 1828 гг., хотя основу флота в те годы составляли парусные корабли. Николай I в 1825 г. провозгласил, что «Россия должна быть третья по силе морская держава после Англии и Франции и должна быть сильнее союза второстепенных морских держав». Флот заметно укрепился, его основу составляли 74 - 120-пушечные линкоры водоизмещением свыше 4000 т. Основными центрами судостроения в те годы были Санкт-Петербург, Кронштадт, Николаев, Севастополь и Архангельск. Крымская война 1853 - 1856 гг. показала преимущества паровых винтовых кораблей и низкую живучесть деревянных корпусов под артиллерийским огнем. После нее резко интенсифицировалось строительство винтовых судов. Первые суда с железными корпусами были приобретены за границей, а строительство собственных малых железных судов началось в 40-е гг. XIX в. Первым железным военным кораблем оказалась подводная лодка с мускульным приводом. Корабельная наука носила, в основном, описательный характер.

Третий этап начался в 60-е гг. XIX в. Требовалась замена флота, так как наступала эпоха брони и пара. Из-за ненадежности паровых машин полный отказ от парусов считался преждевременным. В 1861 г. была спущена на воду бронированная канонерская лодка, вскоре начали строиться мореходные броненосные корабли. Первый русский броненосец «Петр Великий» (1877 г.) при водоизмещении 9700 т и скорости хода 14 уз. был одним из сильнейших в мире. Стали строиться миноносцы, подводные лодки. Морские коммерческие суда почти не строились, значительно дешевле оказалось приобретать их за границей. Но наблюдался расцвет речного судостроения. Основными центрами судостроения были Санкт-Петербург, Николаев, Севастополь. Корабельная наука развивалась слабо, во многом базировалась на иностранном опыте.

Четвертый этап развития судостроения начался в 90-е гг. XIX в. Его характерными особенностями являлись окончательный отказ от парусов на боевых кораблях, переход от железных корпусов и брони к стальным. Под влиянием быстрого роста военных флотов Германии и Японии развивалось и наше кораблестроение, корректировались его программы. Гражданские суда почти не строились, только 18 % тоннажа русского морского флота было отечественной постройки, причем преобладали парусные суда. Основными центрами военного кораблестроения были Санкт-Петербург и Николаев, но немало кораблей заказывалось и за границей.

В XIX в. происходит техническое перевооружение морского торгового флота, растет объем мировой торговли, проводятся многочисленные морские экспедиции по изучению и освоению неизученных районов Мирового океана. В 1825 г. на заводе Берда в Санкт-Петербурге построен первый пароход мощностью 16 л.с., за ним последовали и другие. В 40-е гг. XIX в. на торговых судах начинают применяться гребные винты. В 1856 - 1873 гг. началось металлическое судостроение. Учреждаются пароходные общества и другие организации, способствующие развитию торгового мореплавания. В 1913 г. (перед началом первой мировой войны) в России имелось 15 крупных морских портов с годовым грузооборотом 27,5 млн. т, в составе которого 2/3 составлял экспорт. Основные экспортные грузоперевозки осуществлялись через порты Черного моря (58 %) и Балтики (31 %), а импортные - через порты Балтики (82 %) и Черного моря (12 %). Кроме того, незначительное количество грузов перевозилось через порты Белого моря и Тихого океана. Грузооборот Владивостокского порта составлял около 800 тыс. т.

Пятый этап в развитии отечественного судостроения начался после войны с Японией 1904 - 1905 гг., когда из-за утраты большинства броненосных кораблей перед страной вновь встала задача воссоздания флота. К началу ХХ в. Россия вышла на третье место в мире после Англии и Франции, имея в своем составе 25 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 19 крейсеров 1 ранга и другие корабли. Но трагические результаты русско-японской войны 1904 - 1905 гг. заставляют руководство страны и ее общественность направить свои усилия на возрождение и качественное совершенствование военно-морского флота. В этот период по объему финансирования флота Россия выходит на первое место в мире. С 1861 г. по 1917 г. было построено 580 боевых кораблей общим водоизмещением 1163 тыс. т. В 1917 г. Российский флот имел 561 боевой корабль и 549 вспомогательных судов с личным составом 180 тыс. человек. После постройки в Англии линкора «Дредноут» прежние броненосцы оказались устаревшими, но восстановление флота началось с достройки кораблей прежних типов. Перед первой мировой войной было построено несколько различных кораблей, подлинным шедевром среди которых стал эсминец «Новик», построенный в 1913 г. Он имел водоизмещение 1400 т и скорость 36 уз., четыре 100-миллиметровых орудия, 8 торпедных труб. По его образцу была построена серия из 30 кораблей. Крупные морские гражданские суда строились лишь единицами, самоходные речные суда - в большом количестве (сотнями); в 1913 г. на реках страны эксплуатировалось 5500 пароходов. Стала развиваться кораблестроительная наука.

Гражданская война и иностранная интервенция нанесли флоту и судостроительной промышленности страны громадный ущерб. Большинство торговых судов было потоплено или интернировано, порты разрушены, внешнеторговые перевозки практически прекратились. Корабли на Балтике нуждались в ремонте. Черноморский флот практически перестал существовать. На Севере, Тихом океане, Амуре картина была аналогичной. К концу гражданской войны в 1922 г. ежегодный выпуск продукции судостроительными заводами сократился до 8 % по сравнению с 1913 г. В феврале 1918 г. был принят Декрет о национализации торговых судов, что положило начало советскому морскому торговому судоходству. К тому времени в составе флота осталось 20 % от довоенного количества пароходов, причем 40 % из них имело возраст старше 30 лет. В России долгое время почти не существовало морского гражданского судостроения. Широкое строительство гражданских судов началось в нашей стране лишь в середине 20-х гг. нашего столетия. За 70 лет отечественное гражданское судостроение прошло несколько этапов развития.

Первый из них (по классификации С.И. Логачева; по В.М. Пашину - шестой) - с 1925 г. до середины 30-х гг., когда на южных судостроительных заводах (в Николаеве и Севастополе) и на заводах Ленинграда были построены первые гражданские суда - лесовозы, танкеры, рефрижераторы, пассажирские суда, траулеры.

Второй - с середины 30-х гг. до конца Великой Отечественной войны, когда судостроительная промышленность направляла все усилия на создание и поддержание военного потенциала страны, а гражданские суда практически не строились.

Период развития советского военного кораблестроения до начала Великой Отечественной войны можно разделить на два этапа. На первом этапе велись в основном восстановление и модернизация ранее построенных кораблей. Одновременно началось проектирование новых кораблей с учетом опыта первой мировой войны и современных тенденций развития. На втором этапе (примерно с середины 30-х гг.) правительством СССР был провозглашен курс на создание нового мощного ВМФ, который отражал объективную потребность государства в условиях складывающейся политической обстановки в мире. Начался рост экономического и оборонного потенциала страны. Строились крупнейшие судостроительные заводы - в Молотовске (ныне Северодвинск) и Комсомольске-на-Амуре. К концу 30-х гг. судостроительная промышленность располагала высококвалифицированными инженерно-техническими кадрами. К началу Великой Отечественной войны был создан, по существу, новый военный флот, имеющий в своем составе 3 линкора, 7 крейсеров, 59 лидеров и эсминцев, 218 подводных лодок (ПЛ) и другие корабли.

С началом войны были прекращены работы по строительству более половины кораблей ВМФ, в том числе тяжелых кораблей. Замедлилась их достройка. Тем не менее, за годы войны промышленность передала флоту 75 надводных кораблей, 54 ПЛ, 920 боевых катеров и 1375 других плавучих средств.

Третий этап советского гражданского судостроения – примерно с 1945 г. по 1965 г. Этот период характеризуется интенсивным строительством судов гражданского назначения. За 15 лет объем строительства морских транспортных судов вырос более чем в 4 раза, достигнув почти 1,5 млн. т в 1961 - 1965 гг. Объем строительства рыбопромысловых судов вырос почти в 9 раз. Было начато строительство новых крупных заводов гражданского судостроения в Керчи и в Николаеве и осуществлена модернизация большинства судостроительных заводов Советского Союза. Благодаря этому в IX пятилетке (1971 - 1975 гг.) был достигнут рекордный объем строительства морских транспортных судов: 215 судов суммарным дедвейтом более 2,7 млн. т. Было также построено свыше 750 промысловых добывающих судов суммарной мощностью 475 мегаватт (МВт). Именно в эту пятилетку были построены первые в стране крупнотоннажные суда для перевозки насыпных и навалочных грузов типа «Зоя Космодемьянская» и танкеры типа «Крым», которые и по сей день являются наиболее крупными судами отечественной постройки. В 1958 г. вступил в строй первый в мире атомный ледокол «Ленин». Началось строительство первых в стране плавучих буровых установок типа «Каспий». В этот период (1955 - 1967 гг.) в ВМФ происходит переход к строительству атомных подводных ракетоносцев, оснащение ракетным оружием надводных кораблей и катеров.

Послевоенное строительство боевых кораблей велось с учетом опыта минувшей войны. За короткий срок была восстановлена судостроительная база, пришли молодые ученые и конструкторы. До конца 50-х гг. были достроены и построены 5 крейсеров, 12 эсминцев, 60 ПЛ, много других кораблей и судов. Быстро велись научные разработки. В 1958 г. была построена первая в нашей стране атомная ПЛ «Ленинский комсомол». В 1955 г. был осуществлен первый старт баллистической ракеты с ПЛ, а к началу 60-х гг. в составе ВМФ находилось 10 ПЛ этого класса. Начинается создание АПЛ с титановыми корпусами, оснащение надводных кораблей (НК) ракетным оружием. В 1960 - 1965 гг. был создан новый класс НК - ракетные крейсера типа «Грозный». Флот начинает оснащаться корабельными вертолетами. На корабли устанавливаются комплексы зенитных управляемых ракет. На смену паротурбинным пришли газотурбинные двигатели. Были развернуты работы по созданию противолодочных кораблей и ПЛ. В эти годы создавалось так называемое «первое поколение» кораблей.

Следующий этап (1967 - 1979 гг.) - создание сбалансированного океанского флота - начался с вступления в строй первых атомных подводных лодок 2-го поколения и противолодочного крейсера-вертолетоносца «Москва». Этот этап характеризуется развернутым серийным строительством атомных ПЛ и надводных кораблей 2-го поколения, в том числе авианесущих и оснащенных вертолетами постоянного базирования, началом серийного строительства кораблей с динамическими принципами поддержания и др. Были созданы морские стратегические силы. За этот период было построено 170 ПЛ, в том числе 122 атомные, два крейсера-вертолетоносца, два первых тяжелых авианесущих крейсера типа «Киев», которые вначале создавались как противолодочные, экспериментальный экраноплан КМ («Корабль-макет»; его создатель Р.Е. Алексеев предполагал, что в будущем появятся еще большие экранопланы) взлетной массой 450 т со скоростью 450 км/час. Новыми для нас были катера и малые корабли с динамическими принципами поддержания. Гражданское судостроение подошло к апогею своего развития. Начался переход от постройки грузовых судов традиционных типов к принципиально новым, специализированным: контейнеровозам, пакетовозам, судам с горизонтальной грузообработкой, нефтерудовозам.

К середине 70-х гг. в основном завершился период становления новых типов и классов боевых кораблей, определились перспективы их развития. Научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации приступили к созданию кораблей 3-го поколения. В эти годы уже четко сформировались основные концепции по строительству ракетно-ядерного океанского флота, способного решать боевые задачи в любой точке Мирового океана. Ракетные подводные крейсера стратегического назначения, являющиеся основой ВМФ, представляли собой наиболее маневренную и защищенную часть ядерных сил и обеспечивали паритет с США и другими странами НАТО. С середины 70-х гг. гражданское судостроение постепенно сокращается. В 1976 - 1980 гг. число построенных судов сократилось в 1,5 раза, а суммарный дедвейт - примерно на 300 тыс. т (до 2450 тыс. т). Почти на 200 ед. (на 30 %) сократился объем строительства промысловых судов, хотя их мощность осталась на прежнем уровне. Кстати, в эти годы наблюдался кризис во всем мировом судостроении и судоходстве, и на нашей стране он отразился, пожалуй, меньше, чем на многих других. Из судов этого периода наиболее «заметным» был крупнотоннажный газотурбоход «Капитан Смирнов», развивавший скорость 25 уз. Представляют интерес также экологически чистые танкеры типа «Победа» дедвейтом 25 тыс. т с двойной обшивкой и нефтенавалочники типа «Борис Бутома» дедвейтом 100 тыс. т, способные в одном направлении перевозить нефть, в обратном – руду или другие навалочные грузы.

Началом следующего этапа считается 1980 г., когда стали вступать в строй наиболее совершенные подводные лодки и надводные корабли 3-го поколения, качественно превосходящие своих предшественников, в том числе крупнейшие в мире ПЛ – 6 трехкорпусных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта (пр.) 941 «Акула» водоизмещением свыше 25000 т с 20 межконтинентальными баллистическими ракетами, каждая из которых имеет массу 90 т и несет по 10 боевых блоков (система «Тайфун»). Всего за 10 лет было построено 15 атомных подводных ракетоносцев. Построены новые ударные ПЛ пр. 949 водоизмещением 13600 т с 24 дальнобойными противокорабельными крылатыми ракетами «Гранит», не имеющими аналогов за рубежом (подобная ПЛ «Курск» затонула в 2000 г.). Продолжалось строительство многоцелевых АПЛ с ракетоторпедным вооружением, в том числе пр. 945 с титановым корпусом и пр. 971, водоизмещение которых свыше 7000 т. Построенная в 1980 г. опытная ПЛ «Комсомолец» с титановым корпусом (к сожалению, трагически погибшая) имела рекордную глубину погружения - около 1000 м. Новейшие отечественные ПЛ по своей скрытности уже не уступают лучшим иностранным, а дизель-электрические ПЛ пр. 877 «Варшавянка» признаются самыми малошумными в мире. Всего с 1980 г. было построено около 130 ПЛ, в том числе 74 атомных. Последовательно совершенствовались авианесущие корабли, последний из которых - «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» пр. 11435 - имеет водоизмещение 55000 т. На нем базируются до 50 самолетов с трамплинным взлетом и вертолетов. Второй корабль этого типа «Варяг» остался недостроенным в Николаеве (продан в Китай Украиной, а «Варягом» назван крейсер типа «Слава» - «Червона Украина»); следующий - атомный авианосец «Ульяновск» пр. 11437 водоизмещением 75000 т - был разобран на стапеле при готовности 20 %. На смену ракетным крейсерам 2-го поколения пришли тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» (ныне «Адмирал Ушаков») пр. 1144 водоизмещением около 24000 т, оснащенный противокорабельным (20 ракет «Гранит»), зенитным и противолодочным ракетным оружием и ракетный крейсер «Слава». Крейсер «Киров» стал первым в отечественном флоте надводным кораблем (НК) с АЭУ и наиболее мощным НК своего класса в мире. В 1996 г. завершено строительство четвертого корабля этого типа - «Петр Великий». Семейство больших противолодочных кораблей пополнилось кораблями типов «Удалой» и «Неустрашимый». После продолжительного перерыва на флот стали поступать эсминцы типа «Современный». Строились также ракетные крейсера, большие противолодочные корабли, эсминцы, десантные корабли, уникальный корабль измерительного комплекса (КИК) атомоход «Урал» пр. 1941 водоизмещением свыше 30000 т и два КИК типа «Маршал Неделин» водоизмещением около 20000 т (входивший в состав Тихоокеанского флота «Маршал Неделин» списан на металлолом, а «Урал» отправлен в отстой).

В XI пятилетке (1981 - 1985 гг.) строительство морских транспортных судов сократилось еще в 1,5 раза по количеству и на 30 % по суммарному дедвейту, составив лишь 88 судов дедвейтом около 1850 тыс. т. В этот период временно прекращается строительство транспортных судов на Выборгском судостроительном заводе, который переориентировался на строительство плавучих буровых установок. Прекращается строительство транспортных судов на Балтийском заводе, практически прекращает строить гражданские суда Ленинградское Адмиралтейское объединение, сокращается гражданское судостроение на Черноморском судостроительном заводе и на заводе имени Жданова (ныне Северная верфь). Среди судов этого периода отметим лихтеровоз «Алексей Косыгин» водоизмещением свыше 60000 т, построенный из двух половин (состыкованных на плаву) в Херсоне. Объем строительства промысловых судов сократился на 100 ед. и на 60 тыс. кВт суммарной мощности.

Сокращение судостроения продолжалось и в XII пятилетке: Было построено морских транспортных судов 57 общим дедвейтом 1500 тыс. т; по объему транспортного судостроения отрасль была отброшена на 25 лет назад. Правда, объем промыслового судостроения вырос и составил 560 судов мощностью 460 МВт. В эти годы был построен атомный лихтеровоз - контейнеровоз «Севморпуть» - первое отечественное атомное транспортное судно. Сводные данные о строительстве гражданских судов за 1971 - 1990 гг. приведены в табл. 4.

Т а б л и ц а 4

Объем строительства основных типов гражданских судов заводами СССР

Типы Годы (пятилетки)
судов 1971- 1975 1976- 1980 1981- 1985 1986- 1990
Морские транспортные:        
количество, ед.        
суммарный дедвейт, тыс. т        
Промысловые добывающие и обрабатывающие:        
количество, ед.        
суммарная мощность, МВт        
Речные и смешанного плавания, самоходные:        
количество, ед.        
суммарная грузоподъемность, тыс. т        

За эти годы в СССР был создан один из крупнейших, занимавший шестое место в мире флот морских транспортных судов. Имея более 1800 судов суммарной грузоподъемностью (дедвейтом) около 22,5 млн. т, он обеспечивал 40 % перевозок внешнеторговых грузов страны и полностью обеспечивал транспортом районы Севера и Дальнего Востока. Был создан крупнейший в мире промысловый флот. Наш речной флот имел самое большое в мире количество самоходных грузовых судов. На реках была создана система скоростной доставки пассажиров быстроходными судами с динамическими принципами поддержания. Доля отечественных судостроительных заводов в создании отечественного флота указана в табл. 5. В скобках указано, какой именно показатель взят за основу при определении этой доли.

В 1990 г. морской торговый флот СССР насчитывал 1572 судна дедвейтом 20,02 млн. т (около 3,2 % мирового тоннажа), а объем перевозок составил 212,5 млн. т. Россия получила в наследство 798 судов дедвейтом 10,56 млн. т при среднем возрасте 16 лет.

Т а б л и ц а 5

Доля отечественных заводов в пополнении гражданского флота СССР

в 1950 - 1990 гг.

Типы судов Доля, %
Морские транспортные (по дедвейту):  
сухогрузные  
наливные  
Промысловые:  
добывающие (по мощности)  
приемоперерабатывающие базы (по суточной производительности)  
транспортные рефрижераторы (по вместимости трюмов)  
Самоходные суда внутреннего плавания (по грузоподъемности)  
Скоростные неводоизмещающие (по пассажировместимости)  

К 1991 г. в составе ВМФ СССР имелось более 1000 кораблей основных классов, в том числе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, АПЛ других классов, авианесущие крейсера и т.д. Такой флот обеспечивал СССР статус великой морской державы. Судостроительная отрасль при полной загрузке могла обеспечить годовой выпуск кораблей для ВМФ общим водоизмещением около 200 тыс. т, а судов и плавсооружений для народного хозяйства общим водоизмещением 700 - 900 тыс. т, в том числе на экспорт. Уровень судостроения СССР в целом отвечал мировому, за исключением радиоэлектроники и отдельных комплектующих изделий. Недостаточно были развиты системы базирования, ремонта и эксплуатации кораблей. В настоящее время остро стоит проблема утилизации АПЛ, выводимых из состава флота.

В настоящее время в мире существенно перераспределились акценты в направлениях дальнейшего развития военно-морских флотов. Прекратилось противостояние двух политических систем, но на смену ему пришли локальные конфликты и региональные очаги напряженности. Заметно изменилась экономическая ситуация. Глубокий кризис охватил страны Восточной Европы, что отразилось и на других странах мира. Подверглись сокращению корабельный состав наиболее крупных флотов и планы их строительства. Но наблюдается оживление в странах «третьего мира», особенно в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Изменилась стратегическая направленность развития флотов основных морских государств. Идет отказ от ориентации крупных военных флотов на участие в глобальной ракетно-ядерной войне, приоритет отдается ведению локальных или обычных масштабных войн, как правило, на блоковой основе. Всё отчетливее проявляется тенденция к перенацеливанию ударных сил флота на наземные цели.

Начиная с 1992 г., руководство страны приняло ряд решений, предполагающих сворачивание строительства кораблей для ВМФ. К 2010 г. в составе нашего флота можно ожидать не более 100 кораблей и подводных лодок основных классов. США сохранят общее количество кораблей основных классов на уровне 240 - 250 единиц. Руководство Министерства обороны и ВМФ разработало основные положения, определяющие облик и состав ВМФ России на ближнюю и дальнюю перспективу и проект программы военного кораблестроения. При уменьшении состава флота предполагается существенно улучшить его качественные параметры, усовершенствовать инфраструктуру и систему обеспечения.

До начала конверсии (1988 г.) объем судостроительной продукции гражданского назначения составлял 30 % общего объема судостроения на предприятиях бывшего Минсудпрома СССР. На него шла половина общих трудозатрат и 70 % металла. Конверсия потребовала серьезной перестройки судостроительной отрасли, так как в военном кораблестроении большой объем занимают механо- электро- и приборомонтажные работы, тогда как корпусных работ относительно меньше, чем в гражданском судостроении. Дополнительные сложности возникли в связи с распадом СССР, поскольку в строительстве судов, поставках оборудования участвовали многочисленные предприятия всего Союза. Причем новейшие заводы, способные строить современные суда, включая наиболее крупные, в которые были вложены огромные средства всего Советского Союза, оказались на Украине: в Николаеве (завод «Океан»), Херсоне, Керчи, Феодосии и др. Вне России остались южные судостроительные заводы, производство корабельных газовых турбин, до 30 % производственных мощностей отраслевого приборостроения и машиностроения. Российская судостроительная промышленность сейчас включает более 200 промышленных предприятий, из них 44 верфи, с общей численностью работающих 350 тыс. человек. В целом судостроительная промышленность обеспечивает занятость миллиона человек.

Многие заводы находятся в тяжелом экономическом положении. Министерством транспорта РФ разработана программа «Возрождение торгового флота России», имеется ряд других подобных программ (по добыче рыбы, освоению шельфа и т.д.). По этим программам стране требуется на ближайшие 5 лет (на период 1996 - 2000 гг., но программы практически не начали выполняться) 500 морских транспортных судов дедвейтом 7,3 млн. т, транспортных судов речных и смешанного плавания 300 грузоподъемностью 0,9 млн. т, рыбодобывающих - 260 мощностью 270 МВт, средств освоения шельфа - 30, в том числе 7 плавучих буровых установок (ПБУ). Велика потребность России в судах арктического плавания. Но даже при выполнении этих программ загрузка судостроительных заводов составит 40 %. Осенью 1995 г. Правительством РФ была принята целевая программа развития судостроения на 1996 - 2000 гг. - «Российские верфи», которой присвоен статус президентской. Тем не менее, она не выполняется, будучи обеспечена государственным финансированием примерно на 0,3 % от запланированного объема.

С 1994 г. начался постепенный подъем морского транспортного судостроения, которое упало до крайне низкого уровня. В 1995 г. объем морского транспортного судостроения составил 120 тыс. т дедвейта, превысив почти в 1,5 раза объем за 1986 - 1990 гг. Данные о строительстве судов на верфях России приведены в табл. 6.

Т а б л и ц а 6

Строительство гражданских судов на верфях России

Типы Годы (пятилетки)    
судов 1971- 1975 1976- 1980 1981- 1985 1986- 1990 1991- 1995
Морские транспортные:          
количество, ед.          
суммарный дедвейт, тыс. т          
Промысловые добывающие:          
количество, ед.          
суммарная мощность, МВт          
Речные и смешанного плавания, самоходные:          
количество, ед.          
суммарная грузоподъемность, тыс. т          
               

Растет поставка судов на экспорт. По объему гражданского судостроения Россия переместилась с 25 места в 1994 г. на 18 место в 1995 г.; доля российского транспортного судостроения в общемировом составила около 0,4 %. Заметим, что США, лишив в 80-е гг. государственной поддержки свое гражданское судостроение, практически полностью потеряли его и теперь, в связи с конверсией военного кораблестроения, вынуждены принять национальную программу возрождения своего гражданского судостроения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: