Типы групп

Группа как субъект и объект организационного поведения.

1. Содержание понятия "группа".

Группа занимает в организации ключевое место. С одной стороны, она является естественной формой объединения индивидов, с другой – структурный элемент для построения организации. Группа оказывает позитивное воздействие не только на отдельного работника, помогая ему лучше узнать самого себя и удовлетворить различные социальные потребности, но и на всю организацию, способствуя появлению новых идей, совершенствованию методов принятия решений и контроля.

Группа – это объединение троих и более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга и воспринимают себя как "мы", то есть как сообщество, к которому они принадлежат. Основные элементы структуры такого понятия как "группа" – это взаимодействие и принадлежность (сопричастность).

Взаимодействие предполагает действие индивидов на основе общих целей и интересов. Нет их – нет и группы. Каждый индивид должен иметь в перспективе возможность получить в результате взаимодействия определённое моральное или материальное вознаграждение.

Чувство принадлежности (сопричастности) необходимо человеку, чтобы реализовать его естественное стремление быть с другими людьми, получать их оценку самого себя, уважение и признание. Принадлежность группе – это потенциальная возможность иметь надёжную защиту. Также принадлежность к некоторым видам групп, таким как клубы или профсоюзы, даёт человеку определённое положение в обществе.

Таким образом, люди объединяются в группы, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, самоуважении, безопасности, усилении власти, достижении социальных, экономических и других целей.

Группы подразделяются по такому критерию, как принцип их создания (см Рис.1).

Формальные группы создаются директивно для выполнения целей организации. Они бывают двух типов: административные (предусмотренные структурой организации, например, отделы, участки) и оперативные (когда служащие или рабочие выполняют задание или проект). Неформальные группы создаются добровольно самими работниками для удовлетворения своих различных потребностей. Неформальные группы делятся на группы по интересам (музыканты или спортсмены-любители, коллекционеры и т.п.) и группы по дружбе (люди, симпатизирующие друг другу из-за личностных ценностей и установок).

Формальные и неформальные группы имеют много общего. Оба типа проходят одни и те же стадии развития. Оба типа имеют одинаковую структуру: у них есть иерархии, лидеры, нормы, статус, размер. Групповой динамике и тех и других свойственны сплочённость и конфликты.

Рис.1. Типы групп.

Существуют и различия. Неформальная власть обращается к человеку как к личности и, следовательно, носит личностный характер. Формальная власть обращается к человеку, как к должностному лицу и устанавливается официально. Власть эту лидер неформальной группы получает от товарищей по работе (власть даётся самой группой), формальный – сверху, от руководства организации. Основные концепции формальных групп сводятся к исполнению прав и обязанностей организации, в то время как у неформальных групп – оценка власти и политики организации. Источником управления в формальной группе являются вознаграждения и штрафы, в то время как в неформальной группе источником управления служат моральные санкции.

Подобные различия способствуют созданию в неформальных группах особых межличностных отношений, которые могут оказывать на работников большее влияние, чем административная власть. Поэтому, хотя неформальные группы создаются и не по воле руководства, каждый менеджер должен считаться с ними.

Существует ряд проверенных на практике правил, которых должен придерживаться менеджер в работе с неформальными группами: 1) признать существование неформальной группы и осознать, что её подавление влечёт к ослаблению организации; 2) выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп, чтобы знать их настроение; 3) перед тем как принимать какие-либо действия, просчитывать их возможные последствия для неформальных групп; 4) для ослабления сопротивления изменениям в организации со стороны неформальной группы, привлекать её членов к принятию управленческих решений; 5) своевременно выдавать работникам точную информацию, препятствуя тем самым распространению слухов.

В практике менеджера могут возникнуть ситуации, требующие как усилить, сплотить группу, так и ослабить или разрушить её. Для укрепления группы менеджер может: 1) уменьшить группу; 2) поощрять согласие с общими целями; 3) стимулировать конкуренцию с другими группами; 4) использовать групповые вознаграждения. Для разрушения группы менеджер должен: 1) увеличить группу; 2) поощрять несогласие с общими целями; 3) использовать дифференцированные вознаграждения; 4) не изолировать группу от влияния других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: