Финансовые результаты деятельности строительных организаций и их анализ

Источники информации и основные задачи анализа. Выручка как источник поступления финансовых ресурсов и показателей деловой активности предприятия. Виды и показатели прибыли. Порядок формирования чистой прибыли организации и ее распределение. Виды и показатели рентабельности, факторы роста.

Финансовые результаты деятельности строительной организации характеризуют:

- выручка;

- показатели прибыли;

- показатели рентабельности.

Источниками информации для анализа являются бизнес-план и прогнозы экономического и социального развития организации, бухгалтерская и статистическая отчетность (форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», форма 3кс), сметная документация, регистры бухгалтерского учета, накладные и др.

Общий финансовый результат деятельности организации – это выручка, которая является основным источником поступления финансовых ресурсов и денежных средств, а также характеризует и деловую активность предприятия (по выручке определяют рыночную долю предприятия и рассчитывают показатели оборачиваемости капитала предприятия).

Может быть определена валовая и чистая выручка от реализации (они отличаются на величину косвенных налогов, т.е. НДС и акцизов), а также планируемая (прогноз на основе плана выполнения СМР) и фактическая (за выполненные и оплаченные объемы СМР).

Показатели прибыли:

- сметная прибыль (плановые накопления) – сумма средств, определяемых нормативным методом в процентах от принятой базы начисления (от фонда оплаты труда или от себестоимости СМР) при разработке смет, необходима для покрытия расходов строительных организаций на развитие производства, социальной сферы и материального стимулирования;

- плановая прибыль – это сумма плановых накоплений, предусмотренных в смете, и плановой экономии затрат от снижения себестоимости СМР, определяемых по отдельным объектам, по выполняемым работам и целом по строительной организации;

- фактическая прибыль – это положительный финансовый результат деятельности предприятия (разница между доходами и расходами организации за период). Отрицательный результат называется убыток. При расчете прибыли используют показатель чистой выручки.

Прибыль предприятия формируется в процессе хозяйственной деятельности и находит свое отражение в бухгалтерском учете и отчетности.

Порядок формирования чистой прибыли организации (по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках», где показатель выручки определен за вычетом косвенных налогов – НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) можно представить как:

- Валовая прибыль = выручка – себестоимость;

- Прибыль от продаж = валовая прибыль – коммерческие и управленческие расходы;

- Прибыль до налогообложения = прибыль от продаж + прочие доходы (реализация имущества, продукции подсобных и вспомогательных производств, сдача имущества в аренду, доходы по ценным бумагам и др.) – прочие расходы (себестоимость реализованной продукции подсобных и вспомогательных производств, уплаченные штрафы, убытки от содержания объектов по прерванным договорам и законсервированным предприятиям, уценки производственных запасов, убытки от списания дебиторской задолженности и др.);

- Прибыль от обычной деятельности = прибыль до налогообложения – обязательные платежи из прибыли (налог на прибыль, земельный, на имущество и др.);

- Чистая (нераспределенная) прибыль = прибыль от обычной деятельности ± чрезвычайные доходы (расходы).

Чистая прибыль используется в соответствии с уставом предприятия. За счет нее осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные и страховые фонды и т.д. При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой (часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов) и потребляемой (часть чистой прибыли, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы) ее суммой с целью обеспечения:

- необходимого объема инвестиций для производственного развития;

- необходимой нормы доходности на инвестированный капитал собственникам предприятия.

Если показатели выручки и прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направления его деятельности, то показатели рентабельности являются относительными показателя эффективности деятельности предприятия, соизмеряющими полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта.

Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

· показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

· показатели, характеризующие рентабельность продаж;

· показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Отметим, что как и в предыдущем случае можно определять сметный, плановый и фактический уровень показателей.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость из­держек) R3 исчисляется путем отношения прибыли от реализации продукции рп), или чистой прибыли от основной деятельности (ЧП), или суммы чистого денежного потока (ЧДП), включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции (3рп).

и (или) ,

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли или само­финансируемого дохода с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции (работ, услуг), и может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции (работ, услуг). Последний показатель точнее предыдущих отражает результаты деятельности организации, поскольку учитывает не только чистую прибыль, но и всю величину собственных заработанных средств, поступающих в свободное распоряжение организации из оборота. Сумма прибыли может быть небольшой, если предприятие применяет ускоренный метод начисления амортизации, и наоборот. Однако в совокупности эти две величины довольно реально отражают доход предприятия, который может быть использован в процессе реинвестирования.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли или чистого денежного потока от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции (работ и услуг), или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель широко применяется в рыночной экономике; рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции (работ, услуг).

или ,

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением валовой прибыли и или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (КL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.

Рентабельность – это обобщающий показатель, на который влияют как экстенсивные, так и интенсивные факторы. К экстенсивным факторам относится рост массы прибыли за счет увеличения объемов работ и влияния инфляции на уровень цен. Наиболее важные интенсивные факторы: совершенствование организации труда и производства, использования достижений технического прогресса, сокращение сроков строительства, повышение качества строительно-монтажных работ и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: