Функциональная система как физиологическая основа поведения

В русле системного подхода поведение рассматривается как целостный определенным образом организованный процесс, направленный на адаптацию организма к среде и на активное ее преобразование. Приспособительный поведенческий акт, связанный с изменениями внутренних процессов, всегда носит целенаправленный характер, обеспечивающий организму нормальную жизнедеятельность. В настоящее время в качестве методологической основы психофизиологического описания поведения используется теория функциональной системы П.К. Анохина.

Функциональная система (ФС) - это организация активности элементов различной анатомической принадлежности, имеющая характер взаимосодействия, которое направлено на достижение полезного приспособительного результата.

ФС рассматривается как единица интегративной деятельности организма.

Центральное место в ФС занимают результат деятельности и его оценка. Достичь результата - значит изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении.

Достижение приспособительного результата в ФС осуществляется с помощью специфических механизмов, из которых наиболее важными являются:

ü афферентный (приносящий) синтез всей поступающей в нервную систему информации;

ü принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели акцептора результатов действия;

ü собственно действие;

ü сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия;

ü коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия.

Функциональные системы имеют разную специализацию: одни - осуществляют дыхание, другие - отвечают за движение, третьи - за питание и т. п.

ФС могут принадлежать к различным иерархическим уровням и быть разной степени сложности.

ФС имеют различное происхождение: одни из них свойственны всем особям данного вида (и даже других видов), другие индивидуальны и формируются прижизненно в процессе овладения опытом, составляя основу обучения.

ФС различаются по степени пластичности, т.е. по способности менять составляющие их компоненты.

Афферентный синтез составляет начальную стадию каждого поведенческого акта, а, следовательно, и начало работы ФС.

Эта стадия определяет все последующее поведение организма. Ее задача - собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды. Благодаря афферентному синтезу из множества внешних и внутренних раздражителей организм отбирает главные и определяет цель поведения.

Отбор такой информации зависит от цели поведения и предыдущего опыта, поэтому афферентный синтез всегда индивидуален.

На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов:

ü мотивационного возбуждения;

ü обстановочной афферентации, то есть информации о внешней среде (лат. afferens - приносящий);

ü извлекаемых из памяти следов прошлого опыта.

Команда, представленная комплексом афферентных возбуждений, направляется к периферическим исполнительным органам и воплощается в соответствующее действие.

Необходимой частью ФС является акцептор результатов действия - центральный аппарат оценки результатов и параметров будущего действия. Таким образом, еще до осуществления какого-либо поведенческого акта у организма уже имеется представление о нем, своеобразная модель или образ ожидаемого результата.

В процессе реального действия от акцептора идут эфферентные (лат. efferens- выносящий) сигналы к нервным и моторным структурам, обеспечивающим достижение необходимой цели. Об успешности или неуспешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг эфферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выполнения конкретного действия (обратная афферентация).

Начиная с первых своих шагов теория, ФС получила признание со стороны естественнонаучно-ориентированной психологии.

В наиболее выпуклой форме значение нового этапа в развитии отечественной физиологии было сформулировано А.Р. Лурией (1978). Он считал, что внедрение теории ФС позволяет по-новому подойти к решению многих проблем в организации физиологических основ поведения и психики. Благодаря теории ФС:

ü произошла замена упрощенного понимания стимула как единственного возбудителя поведения более сложными представлениями о факторах, определяющих поведение, с включением в их число моделей потребного будущего или образа ожидаемого результата;

ü было сформулировано представление о роли «обратной афферентации» и ее значении для дальнейшей судьбы выполняемого действия; последнее радикально меняет картину, показывая, что все дальнейшее поведение зависит от успехов выполненного действия;

ü было введено представление о новом функциональном аппарате, осуществляющем сличение исходного образа ожидаемого результата с эффектом реального действия: «акцепторе» результатов действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: