Международная (глобальная и региональная) безопас­ность

Неизбежное пересечение интересов государств в различных сферах (областях) междуна­родных отношений, являющееся источником кризисов и конфликтов, лежит в основе блокирова­ния государств, имеющих совпадающие либо сходные интересы. Высшие интересы междуна­родного сообщества, а именно интересы выживания человеческой цивилизации, диктуют необходимость формирования систем международной безопасности (глобальной и региональных), отвечающих чаяниям всех субъектов международных и военно-политических отношений.

Под международной безопасностью подразумевается такое состояние международных и военно-политических отношений, при котором гарантируется внешняя составляющая нацио­нальной безопасности каждой страны, а также практически исключается угроза войн и воен­ных конфликтов в процессе разрешения международных и региональных противоречий.

Направленность внешней и внутриполитической деятельности каждого государства связа­на с объективно существующими национальными интересами страны, угрозами этим интере­сам и необходимостью противодействия этим угрозам.

Национальная бе­зопасность - состояние защищенности национальных интересов страны в условиях реальных и потенциальных угроз.

Формы систем поддержания международной безопасности могут быть самыми различны­ми, что обусловливается различной широтой их геополитического охвата, уровнем развития стран участниц, ориентацией (политической, экономической, военной и т.д.) и пр.

Роль международных региональных систем безопасности, их влияние на решение между­народных проблем может быть также самой разнообразной и зависеть от «удельного веса» стран-участниц, их внутренней структуры и наличия механизмов контроля за соблюдением выработанного участниками курса.

В настоящее время системой глобальной международной безопасности является ООН -всемирная организация суверенных государств, учрежденная на основе их добровольного объе­динения с целью поддержания мира и безопасности практически во всех аспектах. ООН отно­сится к организациям, обладающим внутренней жесткой, утвержденной в международно-пра­вовом плане структурой, требующей исполнения и контролирующей выполнение любой своей резолюции (даже путем применения военных и прочих силовых санкций).

Все остальные системы международной безопасности с некоторыми оговорками можно отне­сти к региональным. Здесь основное место в военном и политическом планах принадлежит бло­кам (союзам) государств, объединяемых относительной общностью интересов и угроз, предус­матривающих жесткую координацию политической, экономической и военной деятельности.

К региональным системам безопасности можно отнести различного рода организации госу­дарств, основанные на этнокультурной близости, общности экономических и экологических интересов и т.д. Эти системы поддержания международной безопасности весьма мозаичны в плане своей внутренней структуры и международно-правового оформления.

Наиболее весомую роль в обеспечении международной безопасности играют межгосудар­ственные системы с внутренней жесткой структурой, органами координации и контроля, явно выраженной политикой в военно-политическом и экономическом планах. Большую роль здесь также играет «удельный политический, экономический и военный вес» ее участников. В насто­ящее время к этим организациям в Европе можно отнести НАТО (с 1949 г.) и Западно-Европей­ский Союз (с 1955 г.) включенный с некоторыми оговорками в ЕС (Европейский Союз).

Как правило, любая система коллективной (международной) безопасности имеет лидера (их может быть несколько), который обеспечивает свое первенство в определении коллектив­ной политики органа безопасности, главным образом за счет своей военно-политической или экономической мощи.

А так как страна - участница международной организации стремится через это участие к достижению прежде всего собственной национальной безопасности, то направленность поли­тики международного союза во всех областях международной и национальной безопасности отвечает прежде всего национальным интересам своего лидера.

Если рассмотреть под этим углом зрения национальные интересы США, являющиеся пос­ле распада СССР единственной военной сверхдержавой и основным «центром силы» (наряду с интегрирующимися государствами Западной Европы и Японией) в экономической сфере, то становится очевидным, какое значение придают в Вашингтоне доминирующему участию стра­ны в международных системах безопасности для удовлетворения своих национальных инте­ресов и обеспечения национальной безопасности.

Как следует из американской «Директивы в области обороны на 1994-1998 гг.», США стре­мятся «не допустить появления на территории бывшего Советского Союза... нового соперника, представляющего угрозу, аналогичную той, что исходила из СССР», т.е. недопущения возрож­дения в России военной мощи бывшего СССР. При этом основная роль здесь отводится уча­стию США в различных региональных военно-политических союзах, которые обеспечивают им (США) глобальный геостратегический контроль.

С этой целью США включают в сферу своих жизненно важных интересов многие регионы быв­шего СССР, Прибалтику, Закавказье, государства Средней Азии, стремятся всеми силами при­близить границы НАТО к России путем принятия в НАТО бывших социалистических стран Вос­точной Европы. Осторожное отношение США к России проявляется также в нежелании делиться современными технологиями, уклонении от выполнения обещанной широкой экономической и финансовой помощи, резко возросшей активности разведывательной деятельности и т.д.

Включение стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и республик бывшего СССР, в европейские структуры при одновременном «вытеснении» России из Европы может создать для нее серьезную угрозу как экономического, так и стратегического плана. Это, преж­де всего, ограничение доступа страны к западноевропейскому рынку, оттеснение России от общеевропейских процессов и перспектива остаться один на один с динамичным исламским миром на Востоке.

В связи с этим для России целесообразно гибкое участие в региональных системах безо­пасности и только тех, которые имеют непосредственный контакт с российским геостратеги­ческим пространством, с дальнейшим увеличением своего «удельного веса» в них.

Национальная безопасность государства Основные определения, понятия и содержание. Принципы обеспечения национальной безопасности

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения понятие «национальная безопасность». Оно достаточно прочно вошло в лексикон и жизнь современного общества и государства во многих странах мира.

Национальная безопасность - это защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических и других).

Национальная безопасность - это состояние, при котором в государ­стве защищены национальные интересы страны в широком их понимании, включающем поли­тические, социальные, экономические, военные, экологические аспекты, риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью, распространением оружия массового поражения, а также предотвращения угрозы духовным и интеллектуальным ценностям народа.

Национальная безопасность тесно связана с национальными интересами страны, в том числе и за пределами ее территории. В каждом конкретном случае для ее обеспечения требу­ются особые методы деятельности, применение соответствующих специальных органов, сил и средства государства.

Впервые в политическом лексиконе понятие национальной безопасности было употребле­но в 1 904 г. в послании президента США Теодора Рузвельта конгрессу США, где он обосновы­вал военную акцию присоединения зоны в районе будущего Панамского канала интересами национальной безопасности, национальными интересами.

Так, например, в соответствии со «Стратегией национальной безопасности США», опреде­ленной в послании президента США конгрессу в июле 1994 года, сказано, что «Защита нацио­нальной безопасности народа, территории и образа жизни является главной задачей и консти­туционной обязанностью моей (т.е. президента) администрации.

Её главными целями являются:

- надежное поддержание безопасности, опираясь на боеготовые вооруженные силы;

- способствование оживлению американской экономики;

- содействие укреплению демократии за рубежом.

Стратегия национальной безопасности формулируется исходя из американских интересов и ценностей, распространяется на политическую, военную и экономическую сферы и направ­лена на достижение приоритетных целей:

- укрепление безопасности;

- обеспечение процветания страны;

- развитие демократии.

Рассмотрим саму категорию «национальной безопасности (силы) государства». Наиболее обобщенным среди всех исследований, пожалуй, являются разработки японских ученых, ко­торые по заказу Национального управления экономического планирования подготовили кон­цепцию «комплексной национальной силы». Она является, по мнению специалистов, синте­зом традиционных и новых подходов.

Как следует из таблицы 1., индекс (показатель) «комплексной национальной силы» со­стоит из трех крупных составных частей, включающих разнообразные компоненты. Централь­ное место в показателе «комплексной национальной силы» занимает категория «способность вносить вклад в международное сообщество». Здесь имеются в виду финансово-экономичес­кие, научно-технические и политико-дипломатические возможности государств инициировать создание и развитие международных социальных и экономических проектов, систем, органи­заций, корпораций.

Вторая категория раскрывает «способность к выживанию» в кризисных и экстремальных международных условиях.

Третья категория оценивает потенциал «возможного силового давления», т.е. способность государства навязывать свою волю другим странам. При этом имеется в виду, что каждое государство руководствуется своими собственными интересами и в то же время стремится подчинить себе другие страны.

Средняя взвешенная всех трех составных показателя «комплексной национальной силы» для каждой страны является индексом этой «силы».

Все международные сравнения в таблице представлены в форме индексов, в которых по­казатели лидирующей страны принимались за 100 (данные за 1985-1986 гг.)

Таблица 1. Компоненты показателя и индекс «национальной силы государств»
Япония США Англия ФРГ Франция СССР
1. Способность вносить вклад в международное сообщество
1. Базовый потенциал            
1.1. Экономическая сила            
1.2. Финансовая мощь            
1.3. Наука и технология            
2. Возможности реализации базового потенциала в мировом масштабе            
2.1. Валютно-финансовые ресурсы            
2.2. Консенсус по вопросам международной политики            
2.3. Способность эффективно действовать на международной арене            
Итоговая оценка            
II. Способность к выживанию
1. Географические условия            
2. Численность населения            
3. Природные ресурсы            
4. Экономическая сила            
5. Оборонительные силы            
6. Национальная мораль            
7. Дипломатия и сотрудничество в области обороны            
Итоговая оценка            
3. Возможность силового давления
1. Военная сила            
2. Стратегические материалы и технология            
3. Экономическая власть            
4. Дипломатические возможности            
Итоговая оценка            
Индекс «комплексной национальной силы» (средняя взвешенная всех трех итоговых оценок)            

Нация (страна, государство) находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить в жертву свои национальные интересы, чтобы избежать худшего, и когда она в со­стоянии, руководствуясь национальными целями, защитить эти интересы посредством поли­тических, экономических, социально-психологических, военных и других действий.

Так как жизнь народа развертывается в различных сферах и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, национальная безопасность предстает как многоплановая и многосто­ронняя характеристика.

В содержательном плане она включает в себя следующие виды:

- экономическую,

- социальную,

- политическую;

- военную,

- экологическую,

- правовую;

- технологическую;

- культурную;

- интеллектуальную;

- информационную;

- демографическую;

- генетическую,

- психологическую и др.

Однако рассмотрение национальной безопасности (силы) любой страны следует начать с выяснения ее национальных интересов.

Понятие, сущность и содержание «национальных интересов»

Национальные интересы для любой страны - это объективный фактор, обусловленный всей совокупностью ее жизненных потребностей. Их содержание, свое у каждой страны и обус­ловливает, какой должна быть политика государства, чтобы - его целостность и благополучие были надежно обеспечены и защищены, - ее граждане жили в уважаемом во всем мире государ­стве, - а руководство и внешнеполитические деятели выполняли свое призвание представлять и отстаивать интересы во всех уголках планеты.

В национальных интересах аккумулируется отношение нации ко всей совокупности обще­ственно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.

К числу коренных, основополагающих национальных интересов относятся: территориаль­ная целостность страны, государственное самоопределение и политическое самоуправление народа, достойное место в мировом сообществе среди других подобных образований, про­цветание страны и населения на основе обеспечения прав личности и благополучия всех со­ставляющих его социальных групп.

В пространственно-географическом плане сфера национальных интересов не ограничива­ется пределами национальной территории. Процессы, развертывающиеся в различных реги­онах традиционного и нового зарубежья, могут самым непосредственным и существенным об­разом влиять на состояние нации, возможности и перспективы ее развития и, следовательно, на понимание и определение национальных целей. Соответственно этому говорят о внутрен­ней безопасности и внешней безопасности. Для понимания и обеспечения последней исклю­чительно важное значение имеют географические и геостратегические представления о месте и роли нации (страны) в мире.

В процессе формулирования национальных интересов безусловно должен использовать­ся и зарубежный опыт. 26 июля 1947 года конгрессом США был принят закон № 257 «О наци­ональной безопасности».

Национальные интересы США, официально отраженные в стратегии национальной безопасности, предполагают:

- создание новой международной системы в соответствии с собственными ценностями и идеалами;

- сохранение лидерства в политической, экономической, технологической и военной сферах;

- сдерживание любой агрессии, которая может угрожать безопасности США и их союзников;

- занятие твердой позиции в отношении стремления других государств достичь военного превосходства;

- эффективное противостояние угрозам (помимо вооруженного конфликта) безопасности США, ее граждан и их интересам;

- стремление к политическому решению региональных конфликтов;

- поддержание военного баланса сил в регионах для сдерживания попыток какого-либо госу­дарства добиться доминирующего положения;

- обеспечение надежного получения информации и осуществления глобальной разведки по всем возможным источникам угроз национальной безопасности США, включая развитие техно­логий, торговлю, международные финансы, распространение оружия, наркотиков, соблюдениё соглашений, противодействие иностранным разведкам.

Значительное место в системе национальной безопасности, по словам политических лиде­ров США, отводится содействию развития сильной, процветающей и конкурентоспособной эко­номики; обеспечению доступа к иностранным рынкам, источникам энергии, природ­ным ископаемым, океанам и космическому пространству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: