Прибыль и рентабельность хозяйственной деятельности предприятия

Доходы

Доходы (определение из ПБУ 9/9).

Доходы предприятия – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов или уменьшения обязательств.

Активами считаются денежные средства, иное имущество, а также возникновение обязательств.

Порядок формирования доходов предприятия определяется ПБУ №9. Доходы можно разделить на:

1. Выручку от продажи товаров, работ, услуг (Брутто выручка), для торговли товарооборот. Выручка относится к так называемым доходам от основной (уставной) деятельности предприятия. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности – ОКВЭД.

2. Проценты к получению

3. Доходы от участия в других организациях

4. Прочие операционные доходы (поступления от аренды или иного использования активов организации, поступления в оплату за использование объектов интеллектуальной собственности или иных нематериальных активов, проценты по ценным бумагам или дивиденды от участия в уставном капитале других организаций, прибыль от совместной деятельности по договору простого товарищества, проценты за использование кем-то ваших денежных средств).

5. Внереализационные доходы (штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора (деликтные отношения - договорные), подученные безвозмездно активы, возмещение причиненных убытков, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, курсовые разницы, сумма дооценки активов).

6. Чрезвычайные доходы

Основным видом дохода является выручка от реализации, которую можно оценить по формуле:

ВР = (значок суммы) * Цi * Ki где Цi – цена итого вида продукции, а Кi

Для целей налогообложения в учетной политики предприятия устанавливается единый для всех контрактов метод определения реализации (Обычно по моменту отгрузки со склада но может быть и по моменту оплаты товара) Необходимо различать продукцию:

1) валовую (себестоимость всей произведенной продукции, включая незавершенное производство, а так же продукцию и работы для собственных нужд предприятия)

2) товарную (сданную на склад готовой продукции предназначенную для реализации на сторону)

3) реализованную продукцию

Прибыль – экономическая категория характеризующая эффект (финансовый результат) хозяйственной деятельности предприятия, который характеризует превышение доходов над расходами.

Порядок расчета чистой прибыли на предприятиях РФ:

1) выручка от продажи ТРУ (товары работы услуги) – НДС, акцизы и подобные платежи = объем реализации (нетто выручка)

2) нетто выручка – себестоимость реализованной продукции (без коммерческих и управленческих расходов) = прибыль от продаж или валовая прибыль

3) валовая прибыль – коммерческие расходы, заводские расходы, управленческие расходы = прибыль (убыток) по основной деятельности

4) прибыль (убыток) + прочие доходы – прочие расходы = прибыль (убыток) до налогообложения (балансовая прибыль)

5) прибыль (убыток) до налогообложения скорректированный в соответствии с главой 25 налогового кодекса РФ = налогооблагаемая прибыль

6) при расчете налогооблагаемой прибыли не включаются льготируемые доходы и доходы, которые не облагаются налогом на прибыль, но в расходы включаются только принимаемые для целей налогообложения. Балансовая прибыль – налог на прибыль (20%) и другие обязательные платежи = чистая прибыль в противном случае – непокрытый убыток.

Субъекты малого предпринимательства, применяющие) УСН (упрощенную систему налогообложения) рассчитывают чистую прибыль как превышение доходов над расходами. Доходами являются средства полученные за проданные ТРУ, иное имущество. Расходами признаются сумма платежей связанные с производством и реализацией продукции.

Прибыль является финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия. Различают следующие определения прибыли:

1) безденежная прибыль – разница между переоцененными активами и активами по их балансовой стоимости в результате изменения цен на активы

2) экономическая (чистая) прибыль – прибыль, остающаяся после вычитания всех издержек включая нормальную прибыль и вмененные издержки из общего дохода фирмы.

3) Нормальная прибыль – минимальный доход и плата необходимая для удержания в какой-то определенной сфере производства.

4) Бухгалтерская прибыль – совокупный доход за вычетом явных издержек (фактический расход ресурсов на изготовление продукции по ценам их приобретения)

5) Маржинальная прибыль – превышение выручки над переменными затратами на производство продукции которая позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль.

6) Валовая прибыль – сумма прибыли или убытка от реализации ТРУ основных фондов включая, земельные участки, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Валовая прибыль в соответствии с ПБУ №4 это разница между нетто выручкой от продажи товаров уменьшенная на себестоимость этих продаж без условно постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту.

7) Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (приказ №34-н) – конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период за вычетом причитающихся за счет прибыли налогов и иных аналогичных обязательных платежей включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

8) Чистая прибыль формируется по ПБУ №4 соответствует нераспределенной прибыли.

9) Прибыль до налогообложения – прибыль от обычной деятельности, т.е. чистая прибыль без учета чрезвычайных расходов и доходов.

На формирование и использование прибыли влияет:

1) Объем реализации

2) Себестоимость и условия ее формирования

3) Налогообложение и др.

Функции прибыли:

1) Мера эффективности – прибыль и рентабельность это основные показатели успешной деятельности предприятия они определяют решения о выходе предприятия на новые рынки сбыта, о перетоке капитала в другие отрасли

2) Стимулирующая функция – прибыль позволяет собственникам не только получить личный доход, но и создает возможности для наращивания капитала, увеличения объема производства, роста сегмента рынка, выхода на новые рынки сбыта увеличение рабочих мест, налоговых поступлений и т.д.

Планирование прибыли относится к сфере финансового планирования и может осуществляться различными методами, при планировании прибыли применяются разные показатели (коэффициенты рентабельности) можно планировать размер прибыли, а можно распределение прибыли. Типичными методами финансового планирования являются:

1) Нормативный заключается в определении потребностей предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования на основе заранее установленных норм.

2) Метод прямого счета – количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножается на цены реализации и уменьшается на себестоимость, разность между ними это планируемый объем прибыли.

П = ВР – Затраты – 1 формула для метода прямого счета

П – прибыль

ВР - выручка

П = Прибыль в остатках готовой продукции на начало планового периода + прибыль в товарной продукции за период (определяем исходя из плана производства) – прибыль в остатках готовой продукции на конец периода. – 2 формула для метода прямого счета. Объем и состав готовой продукции зависит от учетной политики (по отгрузке или по оплате)

Недостатки и преимущества метода прямого счета:

1) Прямой счет методически прост, но при большом количестве наименований очень трудоемок, расчет требует определения ассортимента составление калькуляции по всем изделиям исчисление плановой себестоимости установление цен реализации.

Пример:

Определить стоимость реализации.

Вид продукции Выпуск тыс шт. Остаток на начало года тыс шт. Остаток на конец года тыс. шт Цена руб. за единицу
    4,5 4,1 2,8
  127,5 2,3 1,8 14,5
  358,34 5,2 5,3 23,6
  184,2 1,8 1,83  
  95,3 0,97   58,3

Решение:

Выпуск + (остаток на начало года – остаток на конец года) * цена

  Стоимость выпуска Стоимость остатка на начало года Стоимость остатка на конец года Стоимость реализации
  655.2 12.6 11.48 656.32
  1841.5 33.35 26.1 1848.75
  8456.8 122.72 125.08 8454.44
      18.3 1841.7
         

Нами было рассмотрено только начала планирования прибыли.

Аналитический метод используется для отраслей с широким ассортиментом и для дополнения метода прямого счета как проверка, базой служат затраты на одну тысячу рублей товарной продукции (базовая рентабельность и совокупность отчетных показателей деятельности предприятия)

С учетом затрат на 1 тыс. рублей прибыль планируют по всему выпуску продукции. Прибыль = товарная продукция в ценах реализации * (100% - процент затрат в рублях на одну тысячу товарной продукции)

Для определения общей суммы валовой прибыли от продаж полученных результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции. Этот метод применяют при укрупненном планировании и на стадии предварительных расчетов бизнес плана.

Разновидности аналитического метода:

1) Планирование прибыли на основе базовой рентабельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: