Рентабельность предприятия

Прибыль является абсолютным показателем доходности деятельности предприятия. Она выражается суммой денежных средств в абсолютном выражении. По этой величине трудно судить много это гривен или мало для данного предприятия или продукции. Поэтому предлагается такой относительный показатель как рентабельность, выражаемый в процентах.

По показателю рентабельности уже можно проводить сравнение различных видов продукции и различных предприятий.

Рентабельность — это качественный, относительный показатель, характеризующий уровень отдачи затрат или степень использования ресурсов в процессе производства и реализации продукции.

Различают следующие виды рентабельности:

1. Рентабельность продукции — характеризует выгодность производства продукции, производимой и реализуемой предприятием. Этот показатель используется при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле прибыльности, при внедрении новых видов продукции.

Р прод = ,

где Цопт — оптовая цена единицы продукции, грн.;

Сп — полная себестоимость единицы продукции, грн.;

Пр — прибыль от реализации единицы продукции, грн.

Рентабельность всей товарной продукции:

Рт = ,

где Пт — прибыль от реализации товарной продукции, грн.;

Ст — полная себестоимость изготовления товарной продукции, грн.

Четких рекомендаций по величине рентабельности продукции нет, предприятие сравнивает свои показатели с показателями рентабельности конкурентов.

2.Общая рентабельность производства — характеризует прибыльность предприятия по отношению ко всем ресурсам, находящимся в распоряжении предприятия и определяется отношением прибыли к производственным фондам предприятия — основным и оборотным.

Р общ.пр-ва = ,

где П — прибыль, грн.;

Ф ср.г — среднегодовая стоимость основных фондов, грн.;

Ф ос — среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, грн.

Различают 2 вида рентабельности производства:

а) рентабельность, рассчитанная на основе валовой прибыли;

б) рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.

Чтобы оценить, насколько хорошо работает предприятие, можно использовать следующие величины рентабельности:

0% - 10% — плохо 20% - 25% — хорошо

10% - 15% — удовлетворительно 25% - 30% — отлично

15% - 20% — средне более 30% — прекрасно

3. Рентабельность основных фондов.

Рентабельность оборотных средств

Р оф =

Р ос =

4.Рентабельность совокупных активов характеризует эффективность использования всего имущества предприятия.

Р А = ,

где А — средняя сумма активов баланса предприятия, грн.

5. Рентабельность собственного (акционерного) капитала показывает эффективность использования активов, созданных за счет собственных средств:

Р к = ,

где П — прибыль предприятия за вычетом оплаты процентов за кредит, грн.;

К соб — сумма собственного капитала.

Величину собственного капитала берут по данным баланса. Она равна сумме активов за вычетом всех долговых обязательств.

Этот показатель интересует, прежде всего, акционеров, т.к. он определяет верхнюю границу дивидендов.

Основные направления роста прибыли и рентабельности производства:

1. Снижение себестоимости продукции.

2. Повышение производительности труда.

3. Рост фондоотдачи.

4. Экономия материальных ресурсов.

5. Выбор наиболее выгодных условий продажи продукции на рынке и выгодных рынков сбыта.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Сущность цены, ее функции, стратегия и технология ценообразования

2. Психология и политика ценообразования

3. Виды цен и методы ценообразования

4. Методы установления оптовых и розничных цен

5. Установление цен на новые виды товаров

6. Сбыт товаров через посредников

7. Прибыль предприятия и схема ее формирования

8. Методы расчета выручки и прибыли от реализации продукции

9. Характеристика видов прибыли

10. Чистая прибыль предприятия и схема ее использования

11. Сущность рентабельности предприятия и методы расчета рентабельности продукции

12. Общая рентабельность производства, рентабельность основных фондов

13. Рентабельность совокупых активов, капитала и основные направления роста прибыли и рентабельности

ТЕ МА 8. Финансы предприятия

8.1 Сущность и функции финансов

Финансы предприятия — это денежные ресурсы. Известны две функции финансовой деятельности предприятия:

— распределительная;

— контрольная.

Распределительная функция предусматривает разделение финансовых

ресурсов по различным направлениям в соответствии с их экономическим

назначением.

Контрольная функция выражается в распределении финансов по трем

направлениям:

1. внутри предприятия;

2. у внешней среды;

3. перед налоговой инспекцией.

Финансовая деятельность предприятия заключается в управлении финансами и включает в себя:

— организацию финансовой службы;

— планирование финансов;

— движение денежных ресурсов;

— контроль и анализ эффективности использования финансовых средств;

—стимулирование роста объема продаж, прибыли и рентабельности предприятия.

Структура финансовой службы зависит от размера предприятия, от характера деятельности, финансовой стратегии и т.д.

Главная задача финансовой службы — это обеспечение платежеспособности предприятия и приумножения капитала.

Существует 3 варианта финансовой недвижимости и прироста оборотных средств.

1. самофинансирование (амортизация и прибыль);

2. привлечение кредитных ресурсов;

3. увеличение капитала вкладчиков т.е.собственных средств.

Финансовая структура

Под финансовой структурой предприятия понимается соотношение между собственными и заемными средствами. Если доля заемных ресурсов доходит до 50% совокупных активов, то возникает проблема платежеспособности предприятия.

Баланс финансовых потребностей и ресурсов (долгосрочный план

финансирования предприятия)

Потребности в финансах:

1. инвестиции в недвижимость;

2. прирост оборотного капитала;

3. погашение займов.

Ресурсы финансирования:

1. самофинансирование

2. выручка от реализации имущества

3. выплаты по выданным кредитам, возврат денег

4. потребность в финансах представлена двумя группами капиталовложения в недвижимость и прирост оборотного капитала, здесь же указывается та сумма займов, которая приходится на указанный год, в соответствии с принятыми ранее кредитными линиями. Вначале расчеты выполняют по 1-й группе (самофинансирование), затем по 2-й (прочие поступления от продажи активов) и 3-й (возврат кредитов). Эти ресурсы сопоставляют с потребностью в финансах. Если ресурсов не хватает на покрытие потребностей, нужны кредит или привлечение дополнительного капитала вкладчика.

8. 2 Долгосрочные и среднесрочные кредиты и баланс предприятия

Они могут быть получены:

1) в банке— коммерческом или депозитном (денежная ссуда), инвестиционный банк (банк входит в долю предприятия);

2) на финансовом рынке. На первичном финансовом рынке выпускают акции (или другие денежные бумаги);

3) за счет лизинга (кредит-аренда).

Собственные финансовые средства предприятия и кредитные ресурсы отражаются в главном финансовом документе предприятия — балансе (табл.1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: