Воспитание нравственной культуры общения

Нравственный принципы общения. Культура общения

Вопрос 4. Нравственные принципы общения

1. Можно выделить следующие принципы общения.

· Универсальные принципы. Они:

* непреходящи, исторически неизменны и являются общими для всей системы духовных отношений;

* определяют содержание общения;

* проявляются в конкретных формах общественного сознания (право, ре­лигия, политика и т. д.), в моральных нормах;

* выражают интересы разных социальных групп;

* могут быть различными (или противоположными) по значимости.

* Этические принципы (принципы морального общения). К ним можно от­нести:

* добродетельность (общение с людьми с позиций добра);

* эгоизм (приоритет личных интересов в общении);

* утилитаризм ("потребительское" общение);

* альтруизм (бескорыстие, пожертвование личными интересами ради интересов другого человека) и т. д.

В разные эпохи различные этические учения основывались на опреде­ленных этических принципах. Например, религиозная мораль ориенти­рована на принципы аскетизма (отречения от наслаждений ради высо­кой цели) и квиетизма (созерцательного отношения к действительности) и т.п.

В семейных отношениях принципы человеческого общения реализуются в таких нормах, как любовь, взаимное уважение, самоотверженность и др.

В сфере труда необходимы такие качества, как чувство долга, ответ­ственность, умение согласовать личные интересы с интересами коллек­тива.

Реализуя принципы межличностного общения, человек получает воз­можность самореализации.

Культура межнационального общения подразумевает:

* уважение национального достоинства каждого этноса;

* взаимопомощь, дружбу;

* преодоление национализма, шовинизма и др.;

* терпимость.

Культура политического общения.

Здесь необходимыми качествами являются:

* патриотизм;

* чувство долга;

* государственный уровень мышления;

* политическая терпимость и др.

Если действия субъекта человеческих отношений противоречат требованиям культуры общения, то действия являются безнравственными, внеморальными.

Культура общения исключает:

* причинение вреда другому человеку (народу, государству);

* навязывание своего мнения другим, попытки манипулирования сознанием других людей, мнением общества;

* руководство своими эгоистическими интересами, эмоциями;

* создание конфликтных ситуаций, нежелание достичь компромисса.

3. Нормы, принципы морали формируются в процессе общения людей, деятельности государства и общества (морального воспитания в обществе).

Основные направления деятельности государства и общества в области морали:

* теоретическое:

* обоснование идеалов, учений о добре, зле, справедливости и т. д.;

* разработка норм поведения;

* утверждение приоритета общественных интересов;

* распространение моральных знаний:

* обучение;

* воспитание;

* поддержание традиций, обычаев;

* воспроизводство моральных ценностей посредством:

* общественного мнения;

* идеалов;

* ценностных ориентации и др.

В обществе может существовать несколько типов морали (и соответственно систем морального воспитания): светская мораль, религиозная мораль, профессиональная этика и др.

Наряду со специфическими особенностями в их основе лежат обще­принятые нормы морали.

Моральное сознание человека формируется:

• на чувственном уровне - под воздействием примеров других людей, тра­диций, обычаев и др.;

• на рациональном уровне - с помощью изучения и осмысления концеп­ций морали, этических норм.

Нравственная культура общения является необходимым условием нормаль­ной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.

Формирование культуры общения является процессом усвоения и пре­вращения во внутренний мир человека:

• объективных законов человеческого общежития;

• моральных знаний, норм, правил;

• обычаев и правил, выработанных предыдущими поколениями.

Объективное содержание норм морали является законом жизни обще­ства. Человек, не выполняющий требований норм морали, должен под­вергаться моральному воздействию (вплоть до принуждения).

Моральное воспитание должно быть тесно связано с моральной прак­тикой. Оно требует обязательности, ответственности в выполнении сво­их обязанностей и должно быть ориентировано на требование здравого смысла.

Важное место в системе морального воспитания занимает самовоспита­ ние, то есть:

• выбор человеком нравственных установок, ориентиров;

• самоконтроль моральной деятельности, общения с другими людьми;

• ответственность за свою деятельность, последствия поступков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: