Товар, его свойства и жизненный цикл

Товар — это экономическое благо предназначенное для обмена.

Товарная экономика - это постоянное движение товарных масс в том направлении, где в них нуждаются.

Важнейшими характеристиками товара являются потреби­тельская стоимость и меновая стоимость.

Потребительская стоимость - это способность удовлетво­рять ту или иную потребность отдельного человека или обще­ства в целом.

Меновая стои­мость определяется пропорцией или соотношением, в кото­ром осуществляется обмен данного товара на другие товары, т.е. она основан­а на соизмеримости полезности обмениваемых благ для потребителя.

Например, один килограмм колбасы стоит, как четыре кило­грамма яблок.

Обычно принято делить товары на потребительские - то­вары личного пользования и товары производственного назна­чения.

Период времени, в течение которого товар продается на рынке называется жизненным циклом товара (ЖЦТ).

Концепция ЖЦТ исходит из того, что любой товар со временем вытесняется с рынка другим, более совершенным или более дешевым товаром. Тип и особенно конкретная мо­дель продукции обычно более четко следует традиционному жизненному циклу, чем вид товара или торговая марка.

Обычно выделяют следующие фазы (стадии) ЖЦТ:

- разработка товара,

- фаза внедрения или выведения его на рынок,

- фаза роста,

- фаза зрелости,

- фаза насыщения,

- фаза спада (рис.).

На стадии разработки товара в ответ на возник­шую потребность возникает идея о новом товаре, осуществля­ется ее разработка и создание опытных образцов.

На стадии внедрения новый товар впервые появляется на рынке. Темп роста продаж относительно невелик, объем незначителен, конкуренция, как правило, ограничена.

Фаза роста - признание товара покупателями и быстрое увеличе­ние спроса на него. Объем продаж растет вместе с увеличени­ем прибыли.

В фазе зрелости происходит насыщение рынка и снижение темпов продаж. Новый товар переходит в разряд традиционных, приобретается массовым потребителем со средним уровнем дохода. На этой стадии ЖЦТ острая кон­куренция между производителями.

На стадии насыще­ния обычно имеется полная ассортиментная группа товаров с разным уровнем цен. Постепенно наблюдается снижение объема спроса на товар.

На стадии спада потребители те­ряют интерес к товару. У производителя происходит устойчи­вое снижение объемов продаж и прибыли.

Продолжительность жизненного цикла товара в целом и его отдельных фаз зависит как от самого товара, так и от кон­кретного рынка. По общему признаку сырьевые товары имеют более длинный жизненный цикл, готовые изделия - более ко­роткий, технически сложные товары - очень короткий (2-5 лет). Жизненный цикл одного и того же товара на разных рынках неодинаков. На российском и белорусском рынках ЖЦТ значительно длиннее, чем в США, Японии или Гер­мании с их развитыми конкурентными рынками.

Спрос и предложение на факторы производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: