Человек и его потребности в первобытном обществе

Причины необходимости изучения потребностей человека в условиях рыночной экономики

1. Существует теория потребностей, которая напрямую связана с мировоззрением, отвечающим за основу деятельности и развития общества и индивида. Какие потребности и ценности весомы в настоящее время для общества и человека, какие потребности и ценности будут усиливаться, а какие уходить на второй план, какие новые потребности могут появиться. От решения данных вопросов зависит стабильность экономии, и по какому пути будет развиваться общество и каждый человек.

2. Наука давно признала, что сущность человека – это совокупность духовного, социального и биологического начал, развитие которых обуславливает формирование различных потребностей. Изучение потребностей позволяет развивать направление сервисной деятельности по удовлетворению целого комплекса потребностей населения.

3. Для эффективной работы сферы сервиса важно знать, как возникают потребности, что управляет их изменениями. Проблема взаимосвязи объективных законов развития общества и сознательной деятельности людей – одна из наиболее сложных в учении о человеке и обществе. Но тем ни менее. потребности следует распознать, упорядочить и классифицировать и разработать технологию удовлетворения.

4. Потребности имеют философскую и психологическую основу – понимание человеком смысла и цели своего существования. Люди обычно не замечают, что их действия в конечно счеты продиктованы мировоззрением, то есть системой взглядов, ценностей, интересов, привычек и потребностей. Эти представления не только сильно различаются у разных людей, но и многократно меняются в течение всей жизни у одного человека. Изучение потребностей позволит осуществлять индивидуальный подход к каждому потребителю.

Проведенные в XIX- XX веках этнографические исследования племен до сих пор живущих в условиях первобытного общества позволили достаточно достоверно реконструировать образ человека той эпохи. Первобытный человек ощущал себя частью Природы и своего племени. Осознание себя как отдельной личности - «Я» еще не произошло. Существовало «Мы» - наше племя и «Они» - другое племя, как правило, чужое, враждебное. Природа, с одной стороны, являлась необходимым источником жизненных благ, с другой – таила в себе массу опасностей для жизни человека. Основные потребности человека первобытной эпохи обусловлены были биологическими особенностями человеческого организма, как части животного мира. В это же время начинает формироваться структура потребностей человека, отличающая его от животного, и зарождаются индивидуальные и общественные потребности. Главное отличие человека от животного – это трудовая деятельность и развивающееся мышление. Трудовая деятельность становится важнейшей потребностью человека, так как обеспечивала его жизнедеятельность и способствовала удовлетворению первичных потребностей – потребность в воде, пище, безопасности. Необходимо было изготавливать орудия труда для охоты, рыбной ловли, защиты от нападений, строительства жилья, ремонта одежды. Трудовая деятельность и выживание племени в сложных природных условиях породили потребность человека в познании Природы. Одной из теорий, объясняющей поведение человека в этот период была теория «разумного эгоизма» французских философов-материалистов (П. А. Гольдбах и другие). Согласно которой, «разумный эгоист» правильно поняв личную выгоду, автоматически будет действовать в интересах всего человеческого общества. Если бы эта теория была верна, то мы бы получили бесконфликтное общество. На самом деле противоречия между индивидуальным и коллективным существовали всегда и самым древним механизмом, регулирующим эти конфликты, является мораль. Главный смысл моральных норм и традиций первобытного общества состоял в том, что они требовали от человека действовать в первую очередь в интересах племени. Мораль (правила поведения с точки зрения пользы или добра) закреплялась воспитанием или традициями. Так у всех племен существовали строгие правила раздела добычи. Чарльз Дарвин во время кругосветного путешествия (1831-1836гг.) на корабле «Бигл» наблюдал у жителей Огненной земли простейший способ раздела имущества: делили все поровну среди присутствующих, даже кусочки тканей. Позже в первобытном обществе возникают мифология, религия и искусство, которые способствовали дальнейшему развитию потребности в познании. У всех первобытных племен возникла потребность в мировоззрении – системе взглядов на окружающий мир и себя в этом мире. Вначале мировоззрение существовало в форме мифов, легенд, сказаний, описывающих окружающий мир в фантастической художественно- образной форме. Затем возникла религия – система взглядов на мир, допускающая наличие сверхестественных явлений. Это была попытка удовлетворения потребностей через общение со сверхъестественными силами через магию, колдовство, божественные силы. В XVI-XVIII вв. цивилизация признала этот путь тупиковым и сделала выбор в направлении научного познания и развития техники. У первобытных людей формировались также и эстетические потребности (рисунки, статуэтки людей и животных, украшения, ритуальные танцы), которые выражали отношение художника к изображаемому объекту и его систему ценностей.

Таким образом, в жизни первобытного человека можно выделить ряд закономерностей:

1. Основные потребности – биологические.

2. Удовлетворение первичных потребностей привело к формированию вторичных потребностей, преимущественно социальных, например, потребность в трудовой деятельности и познании Природы.

3. Механизмом регуляции поведения и разрешения конфликтов между индивидуальными и общественными потребностями существовала мораль.

4. Наряду с базовыми потребностями на каком-то этапе у всех племен начинала формироваться потребность в формировании мировоззрения. Только мировоззренческие идеи (мифология, религия, искусство) могли придать смысл человеческой жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: