Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен первых цивилизаций перед образованием возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда-нибудь будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и будет проблема толкования идеальной модели социально экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизацией логических и экономических идей и концепций экономической теории в результате всеобщего одобрения в качестве руководства при осуществлении хозяйственной политики.

1) Выразители экономической мысли древнего мира (крупные мыслители-философы) стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладения и натуральное хозяйство, как главное условие открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего “собственного” порядка.

2) Доказательство идеологов Древнего Мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-рабовладельческих операций, т.е. против свободного функционирования денег и торгового капиталов.

Главной особенностью экономической мысли Древнего Востока (восточного рабства) заключается в масштабных хозяйственных функциях государства. Так создание ирригационных систем и контроль над ними требовал безусловного участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в создании части правовых мер. Однако присутствовала чрезмерная государственная опека.

На примере Древнего Египта человечество располагает самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Один из них датируется 22 столетия до нашей эры и им является некое послание, которое называется “Поучение гераклаопольского царя своему сыну”. В нем приводятся “правила” государственного управления руководства хозяйством, овладение для правителя также важно, так и всякая другая сфера искусства.

Другой памятник дотирован начало 18 века до н.э. и называется: “Речения Ипусера”. Главной идеей этого речения - недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащение простолюдинов и начала в стране гражданской войны.

Вавилония - это древневосточное государство, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата, оставило потомкам творение своего царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.), часто именуемое Кодексом законов, который действовал в этой стране в 18 веке до н.э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозу суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:

1. Посягнувший на чужую частную собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью.

2. За несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своей земли.

3. Срок долгового рабства (жены, сына, дочери, отца) не должен превышать 3-х лет, а сам долг отменяется по отбыванию срока наказания.

4. Предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральный - 33% от ее первоначальной суммы.

Своеобразие Древне Китайской экономической мысли ассоциируется с именем мыслителя Конфуция (531 - 479 гг. до н.э.). Его сборником был “Лунь-юй” (беседы и суждения), а также с идеями популярного в 4-3 веках до н.э. коллективного трактата “Гуань-цзы”. Сборник регламентируемых патриархальных отношений и защиты государства, экономического благополучия родовой знати, Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель является “отцом народа” и гарантом правильного действия способен реально повлиять на равномерное распределение создавшегося объема богатств.

Авторы коллективного трактата “Гуань-цзы” в качестве главной выдвигали задачу сделать государство богатым, а народ довольным, посредством равномерного распределения богатства без обогащения торговцев и ростовщиков. А также, как и Конфуций ратовали за незыблемость сословного деления общества.

Наиболее известным свидетельством экономической мысли Древне Индийской экономической мысли на протяжении 4-3 вв. до н.э. является трактат “Артхашастра” который расшифровывается: артха-исскуство, учение. Его автором явился некий Каутилья.

В этом трактате автор возвестил своему народу положение о происхождении богатства и необходимости регулирования процессов торговой прибыли между купцами и государством. Согласно трактату, накопление богатства естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан “ариев”, для которых не должно быть рабство и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги обязан за это (возместить) разделить участь низшего сословия на определение время или навсегда.

Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в 1 тыс. до н.э. называется классическим или античным. Выдающимся представителем экономической мысли античного рабства в период 5-4 вв. до н.э. явились Ксенафонт, Платон, Аристотель.

Ксенофонт (430 - 354 гг. до н.э.) экономическое воззрение Ксенофонта нашли отражения в трактате “Домострой”, в котором приводятся следующие положения:

1. Разделение труда на умственный и физический, а людей на свободных и рабов имеет естественное, т.е. природное происхождение.

2. Природному предназначению отвечает преимущественно разделение земледелья.

3. Производительно может выполняться “наиболее простая работа”.

4. Степень разделения труда обусловлена размерами разделения рынка сбыта.

5. Всякому товару присущи полезные свойства и способность обмениваться друг на друга.

6. Деньги изобретены людьми, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Платон (428 - 348). Отобразил свои экономические взгляды в двух своих произведениях: “Государство” и “Законы”. В первом сочинении речь идет от особо важной роли. Которую совместно выполнять, а аристократическое сословие (философы) и сословие воинов в обеспечении общественных интересов. Эти сословия олицетворяют аппарат идеального государства. Не должны эти сословия обладать собственностью и обременять себя хозяйством, т.к. их материальное обеспечение должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена Платоном к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьего сословия, названного им “чернью” (землевладельцы, ремесленники, купцы) и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан. Во втором произведении “Законы” Платон выдвигает идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию и части осуждения ростовщичества, обоснование ведущей роли хозяйства земледелия по сравнению с ремеслом торговлей.

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) Проект идеального государства Аристотеля изложен в его трудах “Никомахова этика”, “Политика” и др. В них он подобно Ксенофонту и Платону на обусловленности деления общества на свободных граждан и рабов и их труда на умственный и физический исключительно “законами природы” и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства Аристотель особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции “Об экономике и хрематистике”. Эта концепция носит классификационный характер, о чем свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей от земледелия и скотоводства до ремеслиничества. И торговли он соотносит с одной из двух сфер естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, т.к. ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей человечества. Вторая (хрематистика) основывается на бесчестных крупных, торговых, посреднических и ростовщических предприятиях, проводимых для достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой состоит в искусстве наживать состояние. Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отношений. А это обусловлено разделением труда движения торгового и денежного капитала относительно к издержкам хрематистики. Ростовщичество у Аристотеля вызывает ненависть. Оно представляет собой предоставление денежных ссуд в рост при условии уплаты заемщиком высших %. Как правило, эти ссуды используются в качестве покупательного или платежного средства, а не капитала. Аристотель рассматривая богатство, делит его на два вида: натуральное и денежное. Первое он считает - истинным. Богатство, как совокупность потребительных стоимостей имеет свои границы ибо потребление имеет свои границу. Денежное богатство таких границ не имеет. Он подразумевает искусство приобретать богатство на 2 направления. Цель первого удовлетворение потребностей. Цель второго - накопление денег. Науку, занимающуюся натуральным богатством он называет экономией (учение о домашнем хозяйстве), а денежным богатством - хрематистикой (хрема - владение, состояние, т.е. наука о владении собственности). К объекту хрематистики он относится предельно отрицательно.

Катон Старший (234 -144 гг. до н.э.) В основном своем сочинении “О земледелии” (160) он отразил опыт и методы рабовладельческого строя земледелия в условиях расширения деятельности латифундий (крупное землевладельческое поместье). Катон рекомендовал в этих хозяйствах продавать излишки в своем хозяйстве и покупать только то, что нельзя производить, в собственном хозяйстве; держать рабов в строгости и насаждать рознь между ними, выступал против роскоши.

Варон (116 - 27 гг. до н.э.) В своем основном произведении “О Сельском хозяйстве” Варон, обосновывает достоинства этой отрасли экономики, и осуждал переселение римлян в городские стены, где они предпочитают “работать в театре и цирке”, а не на ниве и не в винограднике”. Варон рекомендовал развивать наряду с земледелием и животноводством, поскольку по его словам “фундамент всякому состоянию - это скотина”. Такой вывод, диктовался тем, что цены на зерно в Италии были низкими, т.к. оно в больших количествах поступало из провинций, а доходность животноводства была гораздо выше. Он был сторонником самообеспеченности рабовладельческих имений, а развитию производства сельской продукции на рынке не предавал особого значения.

Колумелл (1 век до н.э.) Известен своим обширным трудом “О сельском хозяйстве” (сначала 4 книги. К концу жизни - 12 книг). Дан обзор состояния античного хозяйства и на основе обобщения с/х практике всего средиземноморья высказал новые положения об агрономии. Отмечая низкий труд рабов, Колумелл поставил вопрос о передаче ведения хозяйства колонам (колонус -земледелец), колонад - система экономических отношений. Которая сложилась в Римской империи на основе мелкой земельной аренды. Понимая, что сразу отказаться от рабского труда невозможно, он пытался разработать принципы рациональной организации рабского хозяйства.

Существенной особенностью идеологии Средневековья, в том числе в области хозяйственной жизни является ее богословный характер. По данной причине средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить внедрение рыночных отношений и демократических принципов общественного устройства.

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений в 3 - 8 вв в ряде государств Востока и 5 - 11 вв. в странах Европы.

В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке упоминается идеолог арабских государств Ибн-Хальдун, а в Европе - Фома Аквинский - канонист.

Ибн Хальдун (1332 -1406 н.э.) По его заявлению в начале 7 века на землю снизошли “откровения бога”, услышавший их шекнацкий купец Мухамед - первый проповедник Аллаха. Этот купец возвестил мир о новой исламской религиозной идеологии, о послаблении всесилия антирыночных постулатов. Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. то, что Аллах дал преимущество одним идеям перед другими, а также в богоугодность бартерной по существу торговли на всех этапах эволюции общества от примитивности к цивилизации, попытался укрепить в думах всех правоверных, выдвинул с этой целью концепцию некоторой “социальной физики”. Эта концепция не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких как необходимость возвышенного отношения к труду, порицания скупости, жадности и ростовщичества.

Развивал также о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ Ибн-Хульдун указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами городов, точнее степенью их заселенности и делает следующие выводы:

1. С ростом города достаток в необходимом и лишенном необходимости и приводя к снижению цен на первое и рост цен на второе, свидетельствуя о процветании города.

2. Малочисленность населения города является причиной дефицита дороговизны всех необходимых населению материальных благ.

3. Расцвет города, как и общества в целом реален в условиях снижающихся размеров налога, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

Фома Аквинский (1225 - 1274) - итальянский теолог, философ, монах, сын графа. В 1323 г. был канонизирован, т.е. стал святым.

В его трудах выражен основной принцип схоластики (философия), занимавшая господствующее положение в идеологии феодального общества, главной целью которого считали защиту христианской религии. Он различал истины разума и истины откровения, расценивая последние как высшие истины, недоступные разуму и постигаемые лишь благодаря богу.

Социальное неравенство Фома Аквинский объяснял как благо установленную иерархию форм в вещах. Стремясь увековечить сословия, отделение умственного труда от физического, защищая частную собственность. Исходя из принципа пользы различной оценки товаров участниками обмена, выдвинул тезис о “справедливой цене”, в котором дал субъективное обоснование процесса обмена.

Его воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно отличаются от положений основателя кананистов Августина Блаженного (353 - 430).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: