С точки зрения результатов познания.
С точки зрения способа познания.
Современное Естествознание – раздел науки (как одной из сфер деятельности человека), основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез с помощью научного эксперимента и создании теорий или обобщений, описывающих природные явления.
Естествознание – система естественнонаучных знаний, создаваемая естественными науками в процессе изучения фундаментальных законов развития природы и Вселенной в целом.
Совокупный объект естествознания – природа.
Предмет естествознания – факты, явления и процессы природы, которые воспринимаются нашими органами чувств непосредственно или опосредованно, с помощью приборов, закономерности их эволюции.
Спецификой предмета естествознания как единой науки о природе является то, что оно исследует одни и те же природные явления сразу с позиций нескольких наук, выявляя наиболее общие закономерности и тенденции, рассматривая Природу как бы сверху. Только так можно представить Природу как единую целостную систему, выявить те основания, на которых строится все разнообразие предметов и явлений окружающего мира. Итогом таких исследований становится формулировка основных законов, связывающих микро-, макро- и мегамиры, Землю и Космос, физические и химические явления с жизнью и разумом во Вселенной.
|
|
Цель естествознания – раскрыть сущность явлений природы, познать их законы и предсказать на их основе новые явления, а также указать возможные пути использования на практике в интересах человека познанных законов природы.
Естественнонаучное знание создается в результате обобщения наблюдений, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей, и само является теоретической основой их деятельности. Поэтому и в системе общечеловеческой культуры занимает особое место.
- Раскрытие всеобщей связи явлений природы (живой и неживой);
- Установление сущности жизни, ее происхождение, физико-химических основ наследственности;
- Раскрытие сущности явлений как в глубь материи (область элементарных частиц), так и в сторону макро- и мегамиров;
- Раскрытие противоречий объектов природы, таких как корпускулярно-волновой дуализм, частица и античастица, взаимоотношение динамических и статистических закономерностей, случайности и необходимости и др.;
- Выявление сущности качественного преобразования в природе;
- Выявление соотношения между материей и сознанием;
- Установление механизмов антропогенеза;
- Управляемость развития научного знания, роль технического прогресса в развитии человеческого общества и окружающего мира.