Микропроцессор благодаря своим миниатюрным размерам и чрезвычайно низкой цене вошел в состав самых различных бытовых приборов. Он управляет работой автоматических стиральных машин, фотоаппаратов, бытовых цифровых весов, домашних тренажеров, телефонов, MP-3 проигрывателей, DVD-рекордеров, музыкальных центров и телевизоров, банковских пластиковых карт. Микропроцессор стал "мозгом" карманных электронных записных книжек, электронных энциклопедий, автоматических словарей, обеспечивающих перевод с нескольких языков, электронных книг. Он управляет работой и таких новейших средств связи, как сотовые телефоны.
Замена вакуумных электронных ламп микроминиатюрными полупроводниковыми модулями, появление жидкокристаллических мониторов взамен кинескопов, твердотельных устройств памяти, флеш-памяти, наряду с микропроцессорами дало возможность выпустить малогабаритные, портативные цифровые приборы и устройства без использования подвижных механических деталей.
Появились цифровые радиоприемники (точнее, с цифровой настройкой). В традиционных приемниках всегда существовала круглая ручка настройки и связанная с ней механической передачей шкала со стрелкой. Для того чтобы настроиться на нужную радиостанцию, в приемнике используется резонансный колебательный контур - электрическая цепь из переменного конденсатора и катушки. Изменяя емкость конденсатора, можно настроить колебательный контур в резонанс - на частоту любой нужной радиостанции. Вращая ручку настройки, мы изменяем емкость, связанного с ней механической передачей переменного конденсатора, и таким образом выбираем нужную радиостанцию.
|
|
Радиоприемник "Фестиваль", 1958 г
В современных цифровых радиоприемниках в качестве переменных конденсаторов используют варикапы - полупроводниковые диоды, емкость которых зависит от приложенного к ним напряжения (слово "варикап" является сокращенным переводом с английского слов: переменная емкость). При этом его емкость изменяется дискретно, ступенями.
Чтобы перейти с одной радиостанции на другую, достаточно изменить напряжение на варикапе. Этот переход и осуществляет встроенный в цифровой приемник микропроцессор. Благодаря этому переключение обеспечивается не вращением ручки настройки, а легким нажатием кнопок. Такой приемник обеспечивает и запоминание нескольких заранее настроенных радиостанций, а также автоматическую настройку на первую же встретившуюся при поиске радиостанцию. Вместо шкалы в цифровом приемнике используется жидкокристаллический дисплей. Кроме того, такой приемник может иметь еще цифровые часы и будильник. Все эти полезные функции обеспечивает микропроцессор. Никаких механических передач в цифровом приемнике нет - на его передней панели только кнопки и дисплей. Отсутствие подвижных механических деталей и узлов - характерная черта современных цифровых приборов.
|
|
Современный портативный радиоприемник фирмы Philips с цифровой настройкой
В современных телевизорах настройка на любой канал с помощью беспроводного пульта дистанционного управления происходит подобным же образом - с помощью инфракрасного луча, кнопок, микропроцессора и варикапов.
Но этим бурное наступление цифровой техники не ограничивается. Она вторгается в такие области, как запись, передача и воспроизведение звука и изображений. Цифровые технологии позволили создать совершенно новые клавишные музыкальные инструменты. Наибольшее распространение получили синтезаторы, позволяющие получить звучание самых различных инструментов – фортепиано, аккордеона, гитары и десятков других. Но самыми совершенными из них, обеспечивающими профессиональное звучание, являются цифровые фортепиано. Они широко используются на концертах симфонической, джазовой и популярной музыки, в студиях звукозаписи, в ресторанах и ночных клубах.
Цифровое фортепиано
Их главное достоинство – точная имитация звучания и передача ощущения игры на классическом фортепиано. Это обеспечивается с помощью особых алгоритмов цифровой обработки электронных копий реальных или искусственно созданных звуков. При нажатии на клавишу эта копия извлекается из электронной памяти фортепиано, "оживляется" процессором и воспроизводится акустической системой, превращаясь в звук.
Клавиатура цифрового фортепиано в точности соответствует настоящей. Музыкант при игре чувствует сопротивление клавишного механизма, как и на классическом инструменте, и имеет возможность извлекать звуки разной громкости, регулируя силу удара на клавиши. Благодаря этому цифровая клавиатура обеспечивает передачу всех нюансов и тонкостей исполняемого произведения. Кроме того, цифровое фортепиано по сравнению с акустическим способно создавать еще звучание органа, клавесина и других старинных и современных инструментов. Можно изменять тембры и комбинировать их по своему желанию. Можно использовать "разделение клавиатуры" - например, левой рукой исполнять партию гитары, а правой - фортепиано. На классическом инструменте осуществить это невозможно.
Электронные фортепиано достаточно компактны и значительно легче классических – ведь в них нет массивной металлической рамы, на которую натянуты струны, да и самих струн нет – одна сплошная электроника и акустическая система в деревянном корпусе. В цифровых фортепиано есть выходы для подсоединения наушников. Это позволяет заниматься дома в любое время суток, не причиняя неудобств членам семьи и жителям соседних квартир. Многие модели оснащены встроенным жидкокристаллическим экраном, на котором воспроизводится нотная запись, а клавиши подсвечиваются изнутри при нажатии на них. Многие модели позволяют записывать сыгранную мелодию во внутреннюю память и воспроизводить ее. Все это помогает в обучении.
Подсветка клавиш в цифровых фортепиано и дисплей над клавиатурой
Кроме того, в цифровых инструментах есть возможность подбирать аккомпанемент под мелодию и менять ритмы, например, создавая ритмы вальса или танго. Таким образом, возможности цифровых инструментов значительно шире и разнообразнее, чем у акустических.
В телевидении видеосигнал до настоящего времени передавался в аналоговой форме. Превращение его в цифровую форму, компьютерная обработка и обратное превращение в аналоговую форму открыло совершенно новые возможности, например, создание режима "картинка в картинке", когда в углу основного изображения какого-нибудь телевизионного канала появляется маленькая картинка любого другого канала. Можно также получить на экране набор небольших картинок сразу нескольких каналов.
|
|
Компьютерная обработка видеосигнала позволяет получать самые фантастические преобразования картинки, например изменение масштаба, любые искажения и превращения, например мужского лица в женское, совмещение реального объекта с рисованным или мультипликационным и т.д. Появилась возможность создавать передачи, в которых люди выступают на фоне "виртуальных", то есть кажущихся декораций. При этом отпадает надобность строить декорации "в натуре". Разумеется, готовить такие телепередачи — гораздо быстрее и экономичнее.
Недавно компания Уолта Диснея продемонстрировала новый компьютерный персонаж по имени Монти, управляемый компьютерной мышкой. С ее помощью можно заставить Монти плакать и смеяться, изображать мимикой различные эмоции: радость, ярость или печаль. По существу рождается новый вид искусства. Скоро режиссер только с помощью своего персонального компьютера сможет написать сценарий, создать исполнителей, декорации, костюмы, полностью снять свой фильм со звуковым сопровождением, смонтировать его и даже обеспечить ему рекламную компанию. Этот новый вид искусства может существовать наряду с привычным кино и театром. Более того, с помощью компьютерной технологии можно "оживить" любых известных актеров — "звезд" кино и театра, как ныне здравствующих, так и ушедших из жизни. Смоделировав их внешность, голоса и манеру поведения, можно будет "заставить" их играть новые роли. Родственники кинозвезды 20-70-х годов Марлен Дитрих уже подписали со студией "Виртуальные знаменитости" контракт на 300 лет (!) вперед - давно умершая "оцифрованная" актриса вновь востребована и сыграет любые роли.
В классической рисованной и кукольной мультипликации художники-мультипликаторы сначала создают образ. Такой образ мышонка Микки Мауса в свое время создал Уолт Дисней. А уже затем художники — "фазировщики" дают такому образу движения буквально кадр за кадром. Процесс этот — очень сложный и длительный. Недавно, благодаря возможностям цифровой технологии появилось новое направление в анимации — перформанс, дающее возможность получать естественные движения персонажей в реальном времени. Для его осуществления на теле живого актера — исполнителя закрепляют легкие миниатюрные датчики: на голове, туловище, руках и ногах. Эти приемники (они могут быть магнитными, оптическими и ультразвуковыми) фиксируют пластику любых движений "виртуального" актера. Его координаты и ориентация в пространстве передаются в компьютер и "оживляют" создаваемую виртуальную модель. Делается это качественно и быстро. Зрительское восприятие фильма от этого не страдает. Виртуальные актеры могут взаимодействовать не только друг с другом, но и с живыми персонажами на экране. Итак, появился новый вид съемки — виртуальная съемка. Живой актер надевает специальный костюм, обклеенный датчиками, и работает на специальной сцене, способной воспринимать сигналы этих датчиков. При такой съемке движения персонажей фильма получаются более естественными. Но таким способом можно оживлять и любые неодушевленные предметы. Они при этом приобретают человеческие пластику и мимику. Для осуществления 10-15 минутного перформанс — фильма требуется всего 2-3 часа таких съемок.
|
|
Актер в костюме для компьютерной анимации
Но наиболее перспективной является передача видеосигнала в цифровой форме через эфир - от передатчика к приемникам. Прежде всего, это позволяет избавиться от помех (например, от сигналов, отраженных от стен близлежащих домов) и значительно повысить качество телевизионной картинки. Другое важнейшее преимущество передачи телевизионного сигнала через эфир в цифровой форме заключается в том, что при этом требуется в десять раз меньшая мощность передатчика. По одному каналу можно будет передавать не одну телепрограмму, а 4 - 5.
В конце 1998 года прошли первые телевизионные трансляции ведущих американских телекомпаний в цифровом формате, а в 2000 году опытные передачи цифрового телевидения начались и в России. Чтобы обычные аналоговые телевизионные приемники могли принимать эти передачи, цифровой сигнал с помощью цифро-аналогового преобразователя переводится в аналоговую форму. Он представляет собой приставку - декодер, которую нужно будет приобрести, чтобы принимать цифровой телевизионный сигнал на обычном аналоговом телевизоре.
Для непосредственного приема цифровых сигналов уже созданы специальные цифровые телевизоры, обеспечивающие еще более высокое качество изображения и звука. Сегодня их стоимость составляет 8000 долларов. Пока таких телевизоров XXI века продано всего несколько сотен. Однако по прогнозам к 2004 году будет реализовано уже 10 миллионов экземпляров. В нашей стране запущен спутник, принадлежащий российской компании НТВ. С его помощью осуществляется трансляция канала НТВ-плюс в цифровой форме.
Цифровые технологии в сочетании со спутниковой связью и оптическими световодами коренным образом изменили современную телефонную связь — значительно улучшили слышимость и расширили ее функциональные возможности.
Наконец, в обрабатывающей промышленности цифровые технологии позволили изготавливать детали на станках с программным управлением и обрабатывающих центрах непосредственно по компьютерным программам, минуя привычную стадию разработки бумажных чертежей.
Производство цифрового "продукта" в наши дни становится одним из основных, опережая производство стали, чугуна, нефти и автомобилей. Показательно, что все самые известные состояния нажиты людьми, занятыми бизнесом в сфере информационных технологий. Так, например, одними из богатейших людей США являются глава Microsoft Билл Гейтс, глава Oracle Ларри Эллисон, главы Google Сергей Брин и Ларри Пэйдж.